Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям,
Когда непроявленная шакти (божественная энергия) проявляется в виде индивидуальных форм, это является источником ананды (блаженства) для тех, кто понимает, что это так, как вы только что слышали от г-жи Тиберг, приехавшей из Америки. Она изучала древние Шастры Индии и провела много лет в этой стране; она знает, что назначение человека — осознать свою божественность и слиться с океаном божественной радости. Чтобы произошло это осознание и слияние, человеку нужно завладеть сокровищем джняны (мудрости). Коровы бывают разных пород, мастей и размеров, но молоко одинаково повсюду в мире. Так же и все религии, независимо от их происхождения и сферы влияния — это средства, помогающие в этом процессе.
Сегодня поведением человека правит закон «каждый за себя» по той причине, что истина «все едины в Боге» людям просто незнакома и неведома. Постижение ее — плод садханы, духовной практики; убежденность растет медленно, но должна быть достигнута во что бы то ни стало. Великий мудрец Дурваса, герой индийского эпоса, прославился не только своим аскетизмом, но и чрезвычайной вспыльчивостью — он впадал в гнев всякий раз, когда кто-нибудь перечил ему или выказывал невнимание. Он был настолько неуравновешен, эгоистичен и спесив, что позабыл о единстве всех людей в Боге. Он готов был навлечь самое ужасное проклятие на того, кто не принимал во внимание его непомерно раздутое «эго». Какую же пользу извлек он из многолетней аскезы? Отдайте Богу все, что имели и что завоевали. Иногда бывает, что у вас появляются лишние деньги и вы отдаете их другу, которому доверяете: «Сохрани их для меня. Я боюсь, что, останься они в моих руках, я быстро их потрачу — я не вполне доверяю себе». Бог — это такой друг, на которого вы можете положиться; так передайте же Ему все, что имеете и будьте свободны и счастливы. Вы не делаете этого потому, что у вас не хватает веры.
Человек продолжает верить в то, что может почерпнуть ананду (блаженство) из внешнего мира. Он накапливает и хранит богатство, авторитет, славу и образование в надежде стать счастливым. Но он обнаруживает, что все эти блага чреваты страхом, беспокойством и огорчением. Миллионера осаждают налоговая полиция, мошенники, грабители, сборщики пожертвований и его собственные родственники, требующие своей доли. Счастье, имеющее материальную природу, длится недолго, и его оборотная сторона это горе.
Боритесь за то, чтобы познать Атму, увидеть Бога; даже поражение в этой борьбе более благородно, чем любая победа на мирском поприще. У буйвола есть рога; у слона есть бивни, однако какая разница! Жить в теле, с телом, для тела — жизнь червя; жить в теле, но с Богом, для Бога жизнь человека. Вялые люди с преобладанием тамаса (гуны темноты, косности), избегающие любого действия, прочно привязаны к своему «эго» и узкому кругу родных и близких; дальше этого круга их любовь не простирается. Активные, страстные личности — те, в ком преобладает раджас (гуна действия, страсти), стремятся к власти и престижу и любят лишь тех, кто способствует их продвижению. Те же, в ком преобладает саттва (гуна чистоты и равновесия) добрые, чистые, полные спокойствия люди — любят всех как воплощение Бога и посвящают жизнь смиренному служению. Таков был Пундалика. В тот момент, когда он растирал ноги своей старой матери, перед ним появился Бог! Но Пундалика не прервал своего служения, так как видел в своей матери того же самого Бога. Святой Тукарам громко объявил Пундалике, что Сам Бог явился перед ним, но тот оставался невозмутимым. Он попросил Бога немного подождать, пока он не закончит уже начатое им служение Богу.
Внутренний импульс, рождающий любовь к матери это проявление божественной природы человека. Если бы в человеке не было божественной искры, он вообще не мог бы любить. Человек, который любит — верующий, ходит он в храм или нет. Пундалику нельзя было обвинить в святотатстве, ибо он действительно поклонялся Богу в самой доступной Его форме — в форме Матери. Следуйте от известного к неизвестному. Тогда круг, охватываемый вашей любовью, будет бесконечно расширяться, пока в него не войдет вся природа, пока, сорвав с дерева один-единственный лист, вы не ощутите такую боль, что уже никогда не отважитесь сделать это снова. Зеленая энергия дерева — это знак божественной воли, заставляющий корни проникать глубоко в землю. Корни обеспечивают дереву защиту от бурь, прочно удерживая его во время порывов ураганного ветра. Подобно этому, если корни любви в человеке уйдут в глубину, достигнув божественного источника, никакой шторм, никакое страдание не смогут сломить его и ввергнуть в пучину безверия.
Как от куска сахара становится сладкой каждая капля воды в чашке, так взгляд, полный любви делает любого человека в этом мире дружелюбным и привлекательным. Простые молочницы в Гокуламе видели друг в друге Кришну; такова была их всепоглощающая любовь к воплощению Бога. Бхагавата, в которой описана их любовь и любовь многих других искателей Господа — это учебник божественной любви, бхакти. Махабхарата, где описаны подвиги и выдающиеся достоинства Кришны — это учебник дхармы, этических норм божественной и политической жизни, исправленных и дополненных законом высшей справедливости. Начинайте с любовью служить людям прямо сегодня, прямо сейчас. Каждый шаг как источник восторга и вдохновения будет стимулом к следующему.
Жил некогда царь, который задавал всем мудрецам и ученым, приходившим ко двору, один и тот же вопрос: «Какой вид служения самый лучший и какое время для него самое подходящее?» Но ни один из ответов не удовлетворял его. Однажды, преследуя остатки войска своего противника — соседнего царя, он отстал от всадников и заблудился в джунглях. Он долго пробирался верхом по дремучему лесу, измученный и голодный, пока не наткнулся на уединенную обитель. В ней жил старый отшельник, который приветливо встретил царя и предложил ему желанную чашу прохладной воды. Немного отдохнув, царь задал хозяину вопрос, давно терзавший его ум: «Какое служение ты считаешь лучшим?» Отшельник ответил: «Лучшее служение — это подать страдающему от жажды чашу с водой». «И в какое время лучше всего оказать его?» Ответ был: «Когда после долгого пути в одиночестве он мечтает найти место, где ему подали бы ее». Ценность служения не определяется степенью огласки, которое оно повлечет за собою. Это может быть всего лишь стакан воды, поданный усталому страннику в глухом лесу. Окажется ли дар куском свинца или слитком золота, зависит от того, насколько велика жажда принимающего и любовь отдающего.
Наполните каждое свое действие любовью. Не допускайте, чтобы ваши мысли, слова и поступки приносили хотя бы малейшее огорчение другим. Пусть это станет вашей садханой. И она непременно поможет вам достичь цели.
Поделитесь с друзьями