Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы на празднике Дасара 11 октября 2005 года.
Хорошее образование учит
средствам достижения покоя в мире,
разрушает узость мышления и обеспечивает единство,
равенство и мирное сосуществование людей.
(стихотворение на телугу)
Дорогие студенты!
Все люди в мире желают обрести видение Бога и стремятся к уникальной возможности слияния с Его божественным сиянием. Это сильное стремление не является чем-то новым. Оно существует с тех пор, как в мире появился человек. В соответствии с этим, многие мудрецы и пророки прошлого жаждали обрести видение Бога и слиться с божественностью. Поистине это древняя традиция. Поэтому воспевание божественной славы передавалась в стране Бхарат из поколения в поколение. Начало этому положил Нарада, постоянно воспевающий славу божественного имени. Но есть ли польза в простом повторении божественного имени для собственного удовлетворения? Поэтому он пропагандировал девять видов преданности:
Шраванам, киртанам, Вишну смаранам, падасеванам, ванданам, арчанам, дасьям, снехам иатманиведанам (Слушание, воспевание, постоянное размышление о Боге, служение Его лотосным стопам, приветствие, поклонение, служение, дружба, полное предание себя Богу).
Однажды Нарада взмолился Нараяне: «Господь! Мы только воспеваем Твое божественное имя, но суть божественного имени — в Тебе Самом. Только когда Ты благословишь нас и позволишь вкусить эту божественную суть, наша жизнь станет священной». Некоторые люди неправильно поняли молитву мудреца Нарады и начали сомневаться в эффективности намасмараны. Мнения разделились. Стали появляться аргументы «за» и «против» этого метода. Такие различия во мнениях существуют с древних времен. Некоторые люди пытались спорить с Нарадой и говорили: «Мы не можем увидеть Бога». Нарада отвечал: «Какова сила вашего стремления, такова и Его милость». Каждый человек в мире следует своему собственному избранному пути. Но Параматма для всех одна!
В Двапара-югу Радха, великая преданная Господа Кришны, тосковала по Его даршану и постоянному присутствию. У нее была сестра, которую звали Прабха. Однако Прабха была против такого сильного стремления к Кришне. Однажды Радха шла в Вриндаван, воспевая божественную славу Господа Кришны. Прабха с мужем сопровождали ее. Прабха всё время находилась рядом с мужем. Она не могла вынести разлуки с ним ни на мгновение, точно так же как Радха не могла вынести разлуки с Кришной. Тем не менее, Радха продолжала молить Кришну изменить ум Прабхи и пробудить в ней преданность. Кришна же посоветовал её сохранять терпение: «Почему ты беспокоишься? Придёт время, и у неё тоже возникнет глубокая преданность и стремление ко Мне». Кришна устраивал различные игры для того, чтобы трансформировать сердца людей. С этой целью Он проявлял различные лилы. Так как Радха сильно хотела, чтобы Кришна изменил сердце ее сестры, Он сказал ей: «Ты хочешь, чтобы Я изменил ум твоей сестры и пробудил в ней преданность. Пусть она станет свидетельницей величия Моих игр, и тогда постепенно она поверит в Мою божественность. Как только она осознает природу Моей божественности, она сама станет воплощением божественности в соответствии с высказыванием: „Брахма вид Брахмайва бхавати“(тот, кто осознаёт Брахму, сам поистине становится Брахманом). Некоторые люди преданно поклоняются Мне, другие постоянно размышляют обо Мне с ненавистью. Я равнодушен и к оскорблению, и к похвале. Я выше всех оскорблений и похвал. Я всё принимаю одинаково спокойно» Некоторое время Прабха продолжала враждебно относиться к Кришне. Но вскоре в ней произошла ощутимая перемена. Однажды она пошла с Радхой к месту, где Кришна весело пел и танцевал с гопи(пастушками). С того времени Прабха стала ощущать блаженство в божественном присутствии Кришны. Каждый день Радха с Прабхой стали вместе получать этот божественный опыт. Так Кришна с помощью Своих божественных игр изменил сердце Прабхи. Бог — чист и безупречен. На самом деле, Он исправляет ошибки, существующие в преданных, и берёт их под Свою защиту. Он ни от кого не отдаляется. Господь Кришна облачился в человеческое тело для божественной игры. И Радха, и Прабха твердо решили, что они не оставят общества Кришны. Однажды Кришна показал Радхе проблеск Своей божественности и объяснил: «Радха! Люди увязли в майе (иллюзии). Они заблуждаются, думая, что Бог в человеческой форме является таким же человеком, как и они. Вы не можете любить человека без привязанности. Это относится и к Богу в человеческой форме. Поэтому сначала вы должны развить привязанность к определенной форме Бога, чтобы затем полюбить Его. Для того, чтобы люди могли чувствовать привязанность к избранной ими форме, Бог принимает несколько форм. Тем не менее, Господь безупречен и продолжает быть воплощением чистоты».
Никто не может постичь божественные игры Господа Кришны. Иногда Он проявлялся во всей Своей божественной славе. Иногда Он вёл Себя как обычный человек. Иногда Он притворялся простаком. Тем не менее, Кришна оставался Кришной, то есть Богом в человеческой форме! На самом деле, даже гопалы и гопи (пастухи и пастушки), которые постоянно находились в обществе своего любимого Гопалы и были свидетелями многих божественных игр, не могли полностью осознать Его божественную природу. Люди постоянно недоумевали, почему Кришна устраивал эти божественные игры. Только для того, чтобы пробудить в умах преданных сильную привязанность к Своей форме и таким образом развить в них преданность. У Него не было никаких желаний, кроме этого. Постоянное общество Радхи пробудило сильную преданность в её сестре Прабхе. В конечном итоге, какова компания, такова и трансформация. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» В соответствии с этим высказыванием, Радха и Прабха стали едины. На самом деле, настоящее имя Прабхи было Чандрика, и ее мать обычно звала её так. Остальные звали ее Прабхой.
Человеческий ум очень трудно трансформировать. Только Бог может справиться с этой задачей. Некоторые люди приходят ко Мне и умоляют: «Свами! Пожалуйста измени ум нашего сына. По какой-то причине он ненавидит своих родителей. Мы не знаем почему. Во всем остальном он ведет себя хорошо. Он не делает ничего плохого. Пожалуйста, Свами! Измени его ум так, чтобы он хорошо относился к родителям». Тем не менее, ум это ум! В некоторых случаях человека невозможно спасти. В таких случаях Я говорю, что не могу этого сделать. Существует высказывание«Маномулам идам джагат» (ум является основой для всего объективного мира).
«Узловатый кривой ствол дерева можно выпрямить
Из бесформенной каменной глыбы можно вырезать
прекрасную форму божества
Но кто может успокоить блуждающий человеческий ум?»
(стихотворение на телугу)
Только когда человек разовьет веру в Бога, Бог придёт к нему на помощь. На самом деле, божественность не ограничена никакой формой. Она является силой, и эта сила безгранична. Такая огромная сила может выполнить любую трудную задачу. Бог может принять любое количество форм, но божественная сила одна и только одна. Та же атма таттва, которая обитает в этом теле, присутствует также и в каждом человеке. Например, ток может быть постоянным или переменным, но природа тока одна и та же. Точно так же, атма таттва в каждом человеке одна и та же. Принимая во внимание прартхи (заслуги) людей, Бог вмешивается и трансформирует их.
Совершая это, Бог действует в соответствии с возложенными на Себя правилами. Трансформацию человеческого ума не может вызвать ни какой-либо человек, ни пение какой-либо мантры. Это происходит только тогда, когда Бог желает этого. Бог может совершить все, что угодно. Он может присутствивать везде и всюду. Существует утверждение «Экам эва адвитиям Брахма» (Брахматолько один, без второго). Бог не меняется. Если Он изменится, вся вселенная изменится. Ошибочно полагать, что Бог изменился. Бог это истина, вечная и безупречная. Никто не может изменить такуюПараматму (высшее Я). Понять божественность непросто.
Воплощения любви!
Никакая человеческая любовь не может сравниться с любовью Бога. Любовь Бога неизменна. Он может принимать любое количество форм, но Его любовь к людям остается неизменной. Бога не имеет качеств, Он чист, вечен, незапятнан, просветлен, освобожден, является последним пристанищем и воплощением святости. Вы можете называть Бога любым именем — Венкатешварой, Рамой, Кришной или Саи Бабой. Различаются только имена, но Бог один. Вот почему божественность описывают так: «Экам эва адвитиям Брахма» (Брахма только один, без другого). Некоторые люди считают, что Бог принимал человеческие формы Рамы или Кришны, и что теперь Его не существует. Однако в действительности Бог не изменился. Он остается неизменным вне зависимости от формы, которую принимает. Меняется только наше восприятие Бога. Воля Бога непреложна.
Воплощения любви!
Взращивайте чистую любовь, так как чистота — это единство, а единство — это божественность. Пусть ваша индивидуальная любовь превратится в чистую любовь к Богу. Иногда люди сомневаются и думают, что любовь Бога к ним изменилась. Никогда. Любовь Бога никогда не изменится. Например, у вас есть полено. Вы можете сделать из него любую мебель — стул или скамейку. Но основной материал, дерево, остается одним и тем же. Подобно этому, любовь Бога всегда остается неизменной. Бог может справиться с любой задачей. Иногда Он может давать даршан одним людям, а другие не могут получить этого блага. Многое зависит от их ментального настроя. Развивайте непоколебимую веру в Бога и искреннюю преданность Ему. Многие йоги и отшельники стремились получить даршан Бога, но лишь некоторые смогли заслужить эту милость твердой верой и искренней преданностью Ему.
Некоторое время назад, когда Я был в Ришикеше, Я дал даршан Свами Пурушотамананде, который жил в пещере Васиштхи, расположенной на пути в Бадринатх в Гималаях. Он совершал подвижничество, живя в пещере в одиночестве. У него была масляная лампа. Пещера была расположена вдали от дороги. Он покупал молоко и добавлял его в чай. Это было его единственная пища. В остальное время он был погружен в подвижничество. Шли дни. Через некоторое время, у него не осталось сил для того, чтобы каждый день спускаться к дороге, покупать молоко и возвращаться в пещеру. Поэтому он стал ходить за молоком лишь раз в неделю. Однажды он узнал, что Бхагаван Баба на несколько дней остановился в ашраме Шивананды. Он жаждал получитьдаршан Свами. Поэтому он отправил с посыльным письмо, в котором молился так: «Бхагаван! Пожалуйста, приди ко мне в пещеру и подари мне даршан». Я знал о его глубокой преданности Свами. Я увидел его письмо и немедленно отправился в пещеру Васиштхи для того, чтобы дать емударшан. Вход в пещеру был закрыт дверью. У Пурушотамананды не осталось сил для того, чтобы встать и открыть дверь. В этом походе Меня сопровождал Кастури. Тогда он был достаточно сильным. Мы с Кастури попробовали открыть дверь. В конце концов, нам это удалось. Пурушотамананда был очень счастлив, когда увидел нас. Он хотел на некоторое время остаться один в божественном присутствии Свами. Поэтому он попросил Кастури зайти в пещеру и осмотреть ее. Кастури, наделенный любопытством журналиста, ушёл вглубь пещеры. Пурушотхамананда сконцентрировал взгляд на Мне и погрузился в блаженство. Через несколько минут он пришёл в себя. Я сказал Пурушотамананде, что приду к нему ещё раз. На следующий же день Я пришел к Пурушотхамананде и опять провел с ним некоторое время. Когда Я вернулся в ашрам, Свами Шивананда был немного расстроен тем, что Я дважды посетил пещеру Пурушотамананды, а в самом ашраме проводил не так много времени.
Во время второго визита в пещеру Васиштхи, Я взял у Кастури лист бумаги и написал дату Своего следующего посещения Пурушотамананды. В назначенный день Пурушотхамананда совершил омовение в Ганге и стал напряженно ждать Моего даршана. Глубоко погрузившись в размышление о Моей божественной форме, он через некоторое время получил божественное видение. Несколько минут спустя он оставил свою смертную оболочку в этом глубоком состоянии самадхи. Новость об этом дошла до Меня в Дели. В телеграмме сообщалось, что Пурушотамананда слился со Свами. Я подтвердил известие и сказал: «Да, да». День его рождения и день, когда он достиг самадхи,странным образом совпадают. Позже, когда открыли дверь в пещеру Васиштхи, вся пещера была покрыта вибхути! Потом ученики Шивананды опустили тело Пурушотамананды в Гангу. С тех пор имя Пурушотамананды стало широко известным. Впоследствии ученики Пурушотамананды посетили Прашанти Нилаям для того, чтобы получить Мой даршан. Они провели в ашраме десять дней. Я обеспечил им хорошее жильё и все удобства. Они в полной мере насладились даршаном(лицезрением), спаршаном (прикосновением) и самбхашаном (беседой) Свами и отправились в обратный путь, унося с собой любовь и благословения Свами. Пурушотамананда был благородной душой. Он поистине был Пурушотамой (лучшим среди людей). Такова история Пурушотамананды.
Все были очень счастливы, читая в газетах о том, что Бхагаван Шри Сатья Саи Баба два раза посещал ашрам Пурушотамананды. Ваше счастье — это Мое счастье. Пещера Васиштхи остается такой же, какой она была, когда Пурушотхамананда жил в ней. Она совершенно чистая и священная, и наполняет божественной атмосферой весь ашрам. Ученики Пурушотамананды говорили Мне: «Свами! Вся атмосфера ашрама пронизана божественными вибрациями. Мы чувствуем, что Свами Пурушотамананда все еще с нами». Я сказал им: «Очень хорошо! Продолжайте чувствовать его присутствие и наслаждаться блаженством». Во время Моего последнего визита в Дели, Я организовал бхаджаны в день рождения Пурушотамананды и поставил в зале его фотографию. Так некоторые мудрецы и провидцы проявляют искреннюю любовь и преданность ко Мне и жаждуть получить Мой божественный даршан.
(перевод по брошюре ашрама)
Поделитесь с друзьями