Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы на празднике Дасара 9 октября 2005 года.
Не делая никакой реальной работы и болтая целый день,
вы думаете, что занимаетесь садханой (духовной практикой)?
Наполняя свой желудок три раза в день строго по режиму,
вы думаете, что занимаетесь садханой?
Погружаясь в энергичную деятельность днем и в глубокий сон ночью,
вы думаете, что занимаетесь садханой?
Разве для этого создал вас Господь?
Вы проводите так всё своё время, но это нельзя назвать садханой.
Перестаньте тратить время попусту.
С этого момента стремитесь к тому, чтобы познать Бога.
Только это можно считать садханой. (стихотворение на телугу)
Воплощения любви!
Всепроникающее сознание называют божественностью. Еще говорят, что божественность присутствует во всех живых существах. Но никто не видел эту вездесущую божественность. Только человек способен размышлять о Космической Личности и осознать ее. На самом деле, человеческая жизнь — это проявление божественной силы. Но некоторые люди не согласны с этим утверждением. Божественность проявляется в каждом живом существе. Одна и та же атма таттва присутствует не только в человеке, но и в каждом живом существе во вселенной. Для того чтобы осознать эту истину, человек должен иметь чистое и бескорыстное сердце. Для того чтобы осознать эту истину, человек должен постоянно размышлять о Боге. Тогда ваше сердце станет чистым и наполнится покоем. Как только вы достигнете этой стадии, Бог несомненно ощутимо проявится в вас. Такова должна быть ваша садхана. Господь проявляет Себя духовному искателю не только благодаря практике медитации. Бог одинаково пребывает не только в человеке, но и в насекомых, птицах и животных. Предположим, вы спрашиваете: «Где сейчас Бог?» Спонтанно возникает ответ, что Бог присутствует также и в вас. Для того чтобы найти ответы на подобные вопросы, некоторые люди занимаются духовными практиками, такими как медитация.
Мудрец Нарада утверждал, что достичь осознания Бога можно с помощью девяти видов преданности: шраванам (слушания), киртанам (воспевания), вишнусмаранам (размышления о Вишну), падасеванам (служения Его лотосным стопам), ванданам (приветствия), арчанам(поклонения), дасьям (служения), снехам (дружбы), атманиведанам (полного преданния себя Богу).
В этом мире нет никого, в чьем сердце не обитал бы Бог. Поэтому нужна ли медитация для того, чтобы увидеть такого всепроникающего и вездесущего Бога? Сегодня существует много людей, которые обучают различным техникам медитации. Тем не менее, медитация предназначена для того, чтобы обрести чистоту духовного сердца, так как без обретения чистоты сердца, в котором пребывает сознание, невозможно осознать Бога. Поэтому человек должен стремиться обрести чистоту духовного сердца. Каким видом садханы занимался Камса в Двапара Югу? В действительности, он постоянно бранил Господа Кришну. Тем не менее, Господь Кришна был столь сострадателен, что даровал Камсе Свой даршан. Ни один вид садханы не поможет осознать Бога, если сердцу человека не хватает чистоты. Различные виды садханы, такие как пост, медитация
На самом деле, человеку не нужно заниматься какой-либо сложной системой медитации. Он может заниматься простой садханой постоянного размышления о вездесущем Боге. Сегодня мало кто обучает таким простым методам. Люди слушают и читают о нескольких увлекательных видах медитации и начинают ту садхану, которая отвечает их интересам и занимает воображение.
Воплощения любви!
Если вы хотите увидеть Бога, вы должны достичь чистоты сердца. Вы обращаетесь к определённому человеку и называете его своим отцом. Но отца это приводит в замешательство, так как его реальность — это атма таттва, которая присутствует во всех людях. Вы женитесь на какой-то девушке и называете ее своей женой. Но на самом деле, она является воплощением божественнойатмы. Таким же образом, вы с любовью ласкаете ребенка и называете его своим сыном. Но тот же ребенок может сказать вам, что в реальности он не ваш сын, а воплощение божественности. Поэтому все взаимоотношения в этом мире на самом деле являются только атмическимиотношениями.
По правде говоря, истинная атма сакшаткара (самореализация) — это слияние индивидуального Я (дживы) с Брахманом (высшим Я). Кого бы вы ни встретили, он поистине является Богом. Как могут существовать люди без такой вездесущей божественности? Господь Кришна заявил, что Он воплощается снова и снова, когда дхарма (праведность) приходит в упадок. Он так же утверждал, что является биджам (семенем) всех живых существ. Хотя Он близко общался с гопалами и гопи(пастухами и пастушками), Он никогда не был связан этими отношениями. Гопи, осознававшие эту истину, постоянно размышляли о Нем, воспевая божественное имя «Кришна! Кришна!» Благодаря имени Кришны Само воплощение божественной атмы появлялось перед их глазами. Гопи были высоко реализованными душами, которые твердо верили в то, что одна и та же атма таттва присутствует в каждом человеке и в каждом живом существе. Вот почему они могли увидеть Кришну в каждом человеке и в каждом объекте этого мира. Все, что мы видим в этом мире, например, этот зал, этотпандал (навес), эти здания вокруг
Рамакришна Парамахамса в течение дня совершал несколько видов богослужений, посвященных Матери Кали. Однажды Божественная Мать появилась перед ним и спросила: «Рамакришна! Ты потихоньку сходишь с ума. Ты поклонялся Мне в определённой форме. Почему ты ограничиваешь Меня этой формой или той? На самом деле, все формы принадлежат Мне. Кого бы ты ни встретил, считай их воплощениями божественности».
Бог чист и не имеет качеств. Такая лишённая качеств и незапятнанная божественность присутствует в каждом человеке. На самом деле, все люди являются отражением такой всеприсутствующей божественности. Поэтому каждого человека нужно считать воплощением божественности и относится к нему с уважением. Хотя Бог вездесущ, Он принимает определенную форму и разными способами служит людям. Прямо сейчас осознайте истину, что все имена и формы принадлежат Ему. Кого бы вы ни встретили, считайте его или её воплощением божественности. Когда вы разовьете такое отношение, вы сможете видеть Бога везде.
Поезжайте в Матхуру или Двараку и вы увидите, что люди все еще поклоняются Господу Кришне с такой же пылкой преданностью, хотя Он оставил Свою смертную оболочку в Двапара Югу около 5000 лет назад. Когда Бог воплощается в человеческом теле, естественно считать Его обычным человеком. Это неверный подход. Я часто повторяю, Я — Бог. Но Я также напоминаю вам, что вы — это Сам Бог. Вы не должны допускать путаницы или разногласий в этом вопросе. Каждый из вас в действительности является воплощением божественности. Когда вы будете в этом твердо уверены, вы сможете видеть Бога в каждом человеке. В соответствии с этим, священные писания утверждают: «Йад бхавам тад бхавати» (каково чувство, таков и результат). Так как люди не осознают истинную природу божественности, они называют определённых людей отцом, матерью, дядей
Люди часто пользуются двумя терминами: дэва (Бог) и джива (индивидуальное существо). На самом деле, дживы вообще не существует! Все являются исключительно воплощениями божественности! Тогда возникает вопрос, почему же люди умирают? Так как люди не могут осознать бессмертную природу атмы, обитающей в физическом теле, они используют слово смерть. У атмы совсем нет смерти! Она бессметрна. Те, кто осознает эту истину, сливаются с Богом. Для тех, кто не осознал эту истину, джива остается дживой, а дэва - дэвой. В них остаётся чувство двойственности. Какой основной смысл утверждения «Экамева адвитиям Брахма» (Бог один без другого)? Так говорится потому, что в этой вселенной нет никого, кроме Брахмана. Так утверждается в Ведах. Упанишады объясняют нашу истинную природу в великом изречении «Тат твам аси» (Ты есть То). В другом изречении провозглашается: «Праджнянам Брахма» (Брахман — это высшее сознание). О ком говорится в этом утверждении? Опять же о Боге, являющемся Абсолютом. Таким образом, все Веды и Упанишады провозглашают концепцию недвойственности дживы и дэвы, которые являются одним и только одним. Но никто не прилагает усилий для того, чтобы осознать эту истину. В итоге люди считают, что Бог отделен от них.
Люди часто приписывают отличия различным формам Бога, к примеру, Раме, Кришне и др. Пытаясь отождествить себя с определенной формой, они чувствуют различия. Поступая таким образом, люди отдаляют себя от Бога и остаются только дживами. Все эти различия находятся только в самих индивидуумах. Бог только один. На самом деле, Он не отличен от вас. Он находится в вас, вы — это Сам Бог! Если это не так, зачем тогда Веды заявляют: «Тат твам аси»? Развивайте твёрдую убеждённость в то, что вы и Бог — одно. Когда вы обретаете такую твёрдую убеждённость, вы становитесь единым с Богом. К примеру, в комнате для пуджи у вас есть несколько фотографий Саи Бабы. Но на всех фотографиях вы увидите, что один и тот же Бог сфотографирован в различных позах. Когда вы осознаёте лежащее в основе единство божественности, не может быть никакой путаницы. Вы сможете осознать истину. Я говорю только Истину. Так как вы не осознаете эту истину, вы не способны развить веру в нее. В наше время некоторые люди, заявляя о том, что являются богочеловеками, постоянно проповедуют эту концепцию. Поверьте Мне, все они только запутывают преданных. На самом деле, когда вы разовьете веру в утверждение, что Бог только один, вы сможете осознать истину. У того, кто способен осознать такую истину, не будет замешательства и сомнений.
Не говорите ни о ком грубых слов. В действительности, в мире не существует врагов. Вы не должны никого считать врагом и оскорблять. Сегодня человек может быть вашим врагом, а завтра другом. Вы никого не должны считать отдельным от себя. Все являются друзьями.
Воплощения любви!
Вы поклоняетесь и молитесь Богу с большой любовью. Продолжайте любить Бога и развивать веру в Него. Только тогда разрешатся все ваши сомнения, и вы будете способны в полной мере осознать природу божественности. Сомнение подразумевает двойственность, чувство разделенности между Богом и вами. На самом деле, не существует двух существ — Бога и вас. Все есть «Я», «Я», «Я». Твердо верьте в истину «Экатмева адвитиям Брахма». К примеру, сколько сейчас показывают часы? Двенадцать. Когда часовая стрелка проходит двенадцать, она опять начнет двигаться к единице. Таким же образом, ничего нельзя назвать вторым. Бог только один. Тем не менее, когда вы хотите увязнуть в мирских делах, появляется двойственность. На самом деле, по отношению к божественности не существует двойственности. Иногда Я бужу ребят, которые спят в Моей комнате и спрашиваю: «Который сейчас час?» Они отвечают: «Свами! 12 часов». Я опять спрашиваю: «12 часов дня или ночи?» Они отвечают: «Свами! 12 часов ночи». Если к 12 часам дня прибавить 12 часов ночи получится 24 часа. Строго говоря, 24-х часов не существует. Только потому, что за днем следует ночь, мы говорим 24 часа. Поэтому не делайте различий между днем и ночью. Люди, работающие на железной дороге, следуют этим различиям для функционального удобства. Для нас же за днем следует ночь, а после ночи опять начинается день. И день, и ночь являются для нас одним. Поэтому развивайте твердую веру в принцип единства всего, с чем вы сталкиваетесь в этом мире. Бог один и только один. Если вы не разовьёте твердой веры в этот принцип, вы, возможно, будете поклонятся одной форме Бога и ненавидеть другую. Вы всегда должны придерживаться принципа единства Бога. Это — истина. Если вы не способны развить подобную веру, не обращайте внимания и не делайте это предметом ссор и разногласий. Никогда не приписывайте Богу двойственность. Господь всегда один и только один. Когда вы сможете понять и разовьёте твердую веру в единство Бога, в вашей жизни всё пойдёт гладко.
(Держал в руках цветочную гирлянду, Свами спросил) Что это? Это — цветочная гирлянда. Цветы, нанизанные на нить, приняли форму гирлянды. Хотя все цветы разные, нить, соединяющая их, одна. Этот же принцип объясняется в Ведах как «Экамева адвитиям Брахма». Приведенный пример иллюстрирует принцип единства в многообразии. Когда вы имеете в виду кого-то одного, вы говорите, что это человек. Когда вы имеете в виду несколько собравшихся вместе людей, вы называете их группой. Хотя мы пользуемся различными словами, говоря о человеке и о группе людей, в основе классификации лежит единство. Это единство есть божественность, о которой никогда нельзя забывать. К сожалению, в настоящее время люди в основном смотрят на видимое многообразие этого объективного мира, пренебрегая основополагающим принципом единства. Возьмем, к примеру, Пандавов. Кем они были? Пять братьев Пандавов были сыновьями Кунти. Одна мать, но пять сыновей. В обычном мирском смысле их было пятеро.
Возможно, сейчас вы не способны понять этот принцип единства божественности, но в свое время, когда вы сможете понять его зрелым умом, вы осознаете, что истина одна, а не две. Это — носовой платок (показывает его аудитории). В нем несколько нитей переплетены между собой. Так как нити переплетены вдоль и поперёк, они принимают форму платка. Ткань одна, а нитей много. Человек должен осознать этот принцип единства в многообразии. В этом зале мы видим много студентов. Каждый из них выглядит по-разному. Но все они — студенты института Шри Сатья Саи. Таким образом человек должен стремиться развивать это единство.
Дорогие студенты!
Я очень счастлив видеть всех вас. С раннего утра и до позднего вечера Я выполняю разную работу и принимаю участие в разных программах. Я чувствую Себя очень счастливым и энергичным. Никто так не наслаждается блаженством, как Я. Я всегда счастлив и бодр. Я не обращаю никакого внимания на похвалы или насмешки. Они являются только внешними словесными проявлениями чувств человека. Я не имею к ним никакого отношения. Я не вижу никаких различий. «Всё едино, относитесь ко всем одинаково».
Бхагаван завершил Свое выступление бхаджаном «Говинда Кришна джэй…»
Поделитесь с друзьями