Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы на Международной Медицинской Конференции в Прашанти Нилаям 3 сентября 2005 года
Лучезарный Бог, сияющий в каждом атоме и пронизывающий всю вселенную, всегда защищает вас. Всемогущий Господь Парти, дарующий бхакти (преданность), несомненно, поможет вам во всех ваших начинаниях. Что еще Я могу поведать этому собранию благородных людей?
(стихотворение на телугу)
Воплощения любви!
Человек думает, что способен вести спокойную жизнь, обретя богатство, пищу, одежду, дом
Тот человек, который осознал свою собственную природу, является образованным в истинном смысле этого слова. Человек может спрашивать: «Кто ты?», «Кто он?», но он, возможно, не знает, кем является сам. Человек может получить энциклопедические знания обо всём в этом мире. Но какая в этом польза, если он не задается вопросом: «Кто Я?» Истинное образование человека заключается в его способности задавать вопрос о своей истинной природе. Вы можете спросить: «Сэр, вы откуда приехали?» Человек ответит: «Я — из Индии». Такой ответ несет негативный смысл. Нужно исследовать своё истинное Я. Это истинное Я является настоящим источником. Если человек просто утверждает, что он приехал из одного или другого места, не осознавая при этом своего источника, то его ответ не является верным. Ответ о том, что он приехал из Индии, относится к телу. Это тело приехало из Индии. Но сознание всепроникающе. Когда кто-либо спросит вас: «Кто вы?» Правильным ответом будет: «Я есть Я». Если кто-то говорит, что он приехал из Америки или Индии, то такой ответ подразумевает негативный смысл. Мы часто говорим «мое тело», «мой ум», «мой интеллект»
Воспитание — это осознание своей внутренней божественности. Некоторые люди называют скрытую в человеке божественность атмой. Человек не может понять природы тела, не осознав природуатмы. Воспитание включает в себя осознание природы атмы. Если кто-то спросит вас, что такое «Я», вы ответите — «Я — это тело». Но это неверный ответ. Неправильно отождествлять истинное Я с телом. Истинное Я соотносится с ахам (Я есть). До тех пор, пока человек будет отождествлять себя с телом, он не сможет понять значения истинного Я. Только тогда, когда человек оставит привязанность к телу и разовьёт самообладание, он сможет понять природу атмы. Этот принципатма таттвы в равной степени присутствует в каждом живом существе. Это — основополагающий принцип. Каждое живое существо обретает ценность только благодаря этому главному принципу. Человек должен осознать этот основной принцип. Только тогда он будет достоин звания человека. В этом мире птицы и животные живут рядом с человеком. Провести различие между человеком, птицами и животными можно будет тогда, когда человек осознает основополагающий принцип истинного Я, которым является атма таттва. С давних времен люди в Индии стремились к осознанию принципа истинного Я, который присутствует во всех существах.
Сегодня люди сталкиваются с некоторыми трудностями и проблемами из-за того, что их осознанность ограничивается физическими отношениями. Подобное физическое сознание искусственно. Оно не обнаруживает истинного Я. Человек должен стремиться к осознанию принципа истинного Я. Человеческое тело недолговечно и может сегодня или завтра кануть в вечность. Когда мы говорим «Я», не нужно ограничивать его временным человеческим телом, а следует соотносить его с главным принципом истинного Я.
Тело состоит из пяти элементов,
Рано или поздно ему суждено исчезнуть,
Но для обитающего в нем нет ни рождения, ни смерти.
Этот обитатель ни к чему не привязан и является вечным свидетелем.
(стихотворение на телугу)
Дэха (человеческое тело), с которым мы отождествляем себя, снова и снова рождается и умирает. Но дэхи (обитатель) — это вечная Параматма. В то время как тело рождается и умирает, обитатель —вездесущ и находится за пределами рождения и смерти.
У сознания нет ни рождения, ни смерти.
У Него нет ни начала, ни конца.
Оно присутствует во всех существах в качестве вечного свидетеля.
(стихотворение на телугу)
Возможно, вы видели у своего дома нищего, просящего подаяние: «Бхавати бхикшаам дехи»(«Подайте милостыню обитателю тела»). Обращаясь так, он напоминает вам о вашей истинной божественной природе. Слово дэхи означает божественность. Он просит милостыню у Самого Бога. Поэтому истинное образование состоит в осознании дэхи. Образование не означает простого чтения множества книг и обретения книжного знания. Почему вы стремитесь к прочтению этих книг? Книжное знание способно только обеспечить ваше пропитание. Но за пределами книжного знания и существования есть нечто, что должен постичь каждый из вас.
Можете ли вы назвать всех,
кто умеет читать и писать, образованными людьми?
Можно ли человека назвать образованным
только потому, что он получил ученые степени?
Если образование не взращивает добродетели,
можно ли его назвать таковым?
Если образование направлено на обеспечение пропитания,
То разве не живут птицы и животные?
(стихотворение на телугу)
С помощью книжного знания и высоких ученых степеней человек может обрести большое богатство и стать миллионером. Но в конечном итоге, люди будут ценить реализованного человека, а не того, кто накопил несметное богатство. Богатого человека будут уважать, только пока существует его тело.
В настоящее время человек охвачен беспокойством, ему не хватает мира и покоя. В чем причина этого? Ни один человек не испытывает покоя. Весь мир пребывает в волнении. Для жизни в этом мире человеку, несомненно, необходимо мирское образование. Но человек должен превзойти этот уровень и исследовать царство универсального сознания, которое управляет каждым живым существом и побуждает его к действию. Это сознание в равной степени присутствует и в нищем, и в миллионере. Основополагающий принцип истинного Я присутствует в вас и в каждом человеке. Вот небольшой пример. Предположим, вы спрашиваете: «Кто здесь доктор?» Врач немедленно ответит: «Я — доктор». В этом примере человек отождествляет себя со своей профессией и говорит: «Я — доктор». Но он забывает о главном принципе истинного Я, присутствующем в нём. Когда спрашивают: «Где Бог?», естественным будет ответ: «Он присутствует во всем». Эту же истину хранит изречение: «Ишвара сарва бхутанам» (Бог — обитатель всех существ) и «Ишавасьям идам сарвам» (Бог пронизывает всю вселенную). Сладости могут иметь разную форму и название, но основной ингредиент (сахар) во всех них один и тот же. Подобным же образом, человек, который осознает истину принципа атмы, присутствующую в каждом человеке и в каждом живом существе, является самым счастливым. Некоторые люди сегодня должны достигнуть такого уровня сознания. В давние времена люди стремились к достижению этого состояния, и поэтому их называли йогами. Они осознали истину о том, что каждый человек является единством трех аспектов: 1) тем, кем человек считает себя сам, 2) тем, кем его считают другие и 3) тем, кем он является на самом деле. Эти три составляющие присутствуют в одном человеке. Этот принцип неизменен и вечен.
Мы часто встречаем людей, которые заявляют, что их сыновья нашёл в Америке высокооплачиваемую работу. Между прочим, кто такой ваш сын? Вы говорите, что кто-то является вашим сыном, имея в виду физические отношения с кем-то, имеющим имя и форму. За пределами имени и формы кто является сыном, а кто отцом? Все имена и формы обретаются только после рождения человека.
«Когда человек рождается из чрева матери,
на шее у него нет ни одной цветочной гирлянды.
На нём нет ни украшений из жемчуга и сверкающего золота,
ни ожерелий из изумрудов и бриллиантов.
Но на его шее есть одна единственная гирлянда.
Господь Брахма сплёл её из последствий прошлых действий человека
И надел на шею человеку в момент рождения.
(стихотворение на телугу)
До тех пор, пока существуют физические отношения между ним и вами, вы будете звать его своим сыном. Если тело умрет, кого вы будете называть сыном? Все подобные отношения носят мирской характер. Пока существуют физические отношения, вы считаете кого-то своим родственником, другом или врагом. Поэтому не придавайте большого значения физическим отношениям. Только тогда, когда вы подниметесь над физическими отношениями, вы осознаете антарьями (внутреннего побудителя). Вы можете спросить у любого из наших студентов: «Где находится Бог?» Они, не задумываясь, ответят: «Во всем. На самом деле, вы и есть Бог». Их отношения с Богом находятся за пределами уровня физического тела.
Мы проживаем жизнь, основывая ее на физических отношениях. Но они непостоянны. Подобные отношения существуют сегодня, но прекратятся завтра. До тех пор, пока в теле есть жизнь, вы говорите: «Я есть». Как только тело исчезнет, сможете ли вы назвать себя «Я»? Если вы глубоко исследуете этот вопрос, то обнаружите, что всё в этом вещественном мире превращается в ноль. Все, что мы видим в этом мире, это нули. К сожалению, сегодня мы ничтожества считаем героями (игра слов zero и hero). Тем не менее, существует один вечный основополагающий принцип истинного Я. Этот основной принцип — главное действующее лицо. Он незримо присутствует в каждом человеке. Он является внутренним побудителем. Мы часто называем «я» наше человеческое тело, состоящее из плоти и крови. Наше физическое тело не вечно. Оно подобно проплывающим облакам. Считая такое преходящее тело вечным и истинным «Я», мы часто боремся за обеспечение его комфорта. Это неверный подход. Тело должно использоваться для той цели, для которой оно было дано нам. Человек рожден для того, чтобы осознать эту истину. Небольшой пример. Вы устраиваете свадьбу своего сына, приводите в свой дом девушку и называете её невесткой. До того, как она вышла замуж за вашего сына, кем она была вам? Такие отношения прекращаются, как только вы оставляете этот мир. Они подобны проплывающим облакам. К сожалению, сегодня мы проживаем жизнь, считая такие проплывающие облака истинными взаимоотношениями. Это неверно. Каждый человек должен перестать вести жизнь, основанную на дехабхимана (привязанности к телу). Даже у образованных людей есть привязанность к телу, они постоянно стремятся к обеспечению телесного комфорта. Они испытывают печали и трудности только из-за привязанности к телу. Поэтому избавьтесь от привязанности к телу и развивайте привязанность к вечной истине. Люди жаждут получить даршан Рамы, Кришны и других божеств, имена физическим телам которых давались в разные времена, когда божественность облачалась в них. Вы не сможете осознать принцип атма таттвы до тех пор, пока будете привязаны к физическому телу. На самом деле, у атмынет никаких привязанностей. Атма присутствует в вас, во Мне, в каждом человеке и живом существе. Эту истину заключает в себе афоризм «Экатма сарва бхутанатаратма» (одна атмаобитает во всех существах). Истинная духовность заключается в осознании природы такой всепроникающей атмы, а не в простом проведении ритуалов, богослужений, исполнении религиозных обетов и пении бхаджанов. Когда кто-нибудь спросит Ситу: «Где твой Рама?» Она ответит: «Шри Рама всегда со мной». Люди обычно называют Шри Рамой физическое тело сына царя Дашаратхи. На самом деле, истинный Рама не имеет отношения ни к какому человеку — он не является ни сыном одного короля, ни зятем другого короля. Он присущ каждому живому существу. Люди обычно спрашивают, подразумевая физические отношения: «Откуда приехал твой дядя?», «Откуда приехала твоя тетя?»
Все вы знаете о тех разрушениях, которые несколько месяцев назад принесли волны цунами в деревни восточного побережья Индии. Совсем недавно в Америке разрушительный ураган погрузил под воду несколько городов и деревень. Вся эта территория теперь представляет собой широкое водное пространство. Никто не знал, кто выжил, а кто погиб. Только тогда, когда вода отступила, можно было оценить ущерб, причиненный людям и их собственности.
Воплощения любви!
Остерегайтесь привязанности к телу и осознайте единство божественности, присутствующей во всем. Это истинная садхана. Сегодня люди занимаются садханой для того, чтобы чего-то достичь, постоянно думая о чём-то еще. В результате они не способны достичь цели. Такое двойственное отношение — недостаток человека, а не внешнего мира. Удостоверьтесь в том, что, занимаясьсадханой, вы находитесь на верном пути. Только тогда вы сможете осознать единство в многообразии. Некоторые люди проживают долгую жизнь длинною в сто лет. Но они неспособны осознать единство. Вместо этого они во всем видят двойственность. Такое отношение нельзя назвать истинной садханой. Только такого человека, который осознал недвойственность (адвайту)Брахмана, можно считать истинным манавой (человеком). Поэтому старайтесь осознать единство в многообразии, оставляя чувство двойственности и переживая блаженство. На самом деле, единство — это божественность, и она свойственна вам. Вы не сможете осознать единства до тех пор, пока будете видеть двойственность. Осознайте единство, переживите его и распространите на весь мир. Только единство принесет чистоту, а чистота разовьет любовь. Как только вы разовьете чистую любовь, вы сможет все понять в духовном царстве. Я использую эту возможность для того, чтобы более подробно объяснить принцип чистой любви. Как можно понять принцип чистой любви, если вы стремитесь к божественности, одновременно связывая себя мирскими привязанностями? Поэтому избегайте всех привязанностей и осознайте единство.
(Бхагаван завершил Свое выступление бхаджаном «Према мудита манасе кахо…»)
Поделитесь с друзьями