Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Виджаядасами, 23 октября 2004 г.
Прямо перед вашими глазами Господь Кайласа явил Свою божественную форму с полумесяцем, украшающим Его голову, холодной водой Ганги, стекающей по Его спутанным волосам, с блистающим в центре лба глазом и пурпурной шеей, сияющей подобно черной смородине. Он носит браслеты и пояс из змей, все тело Его покрыто вибхути, лоб украшен кумкумом, красные губы Его пылают от сока бетеля, из Его ушей свисают усыпанные бриллиантами серьги, и все Его смуглое тело излучает божественное сияние. (стихотворение на телугу)
Воплощения любви!
Ежедневно вы слушаете разных лекторов, которые подробно рассказывают о принципе Ишвары (божественности). Многие люди думают, что Ишвара имеет форму со спутанными волосами и змеями, украшающими Его. Но это не настоящая форма Ишвары. Хотя Он пронизывает все, преданные в своем воображении приписывают Ему форму с различными видами украшений.
Эта слабость свойственна характеру бхаратийцев. Они низводят различные формы Бога, которым они поклоняются, и изваяния, которым они совершают богослужение, до уровня нищих. По правде говоря, на этой священной земле Бхарате нет и не может быть нищих. Считать кого-то ниже себя и воображать, что они ждут от вас денег — признак слабости. Из-за такого ограниченного представления люди из других стран считают Индию бедной страной, полной попрошаек. Это абсолютно неверное представление. Бхарата никогда не была бедной страной. Только потому, что люди отстают в экономическом развитии, их нельзя считать нищими. В этом мире нет нищих. Если кто-то нуждается в финансовой помощи или просит еду, к ним относятся как к нищим. На самом деле, мы несем ответственность за то, что делаем кого-то неимущим. Мы считаем, что они находятся на более низком уровне по отношению к нам, и плохо обращаемся с ними. Бхарата — земля изобилия и достатка. Вы должны осознать, что в этой стране нет нищих, и должны вести себя соответственно. Некоторые люди низводят даже Бога до уровня нищего. Когда их желания исполнены, они превозносят Бога. Они молятся: «О, Господь, я преподнесу Тебе деньги или вещи, если Ты исполнишь мои желания».
Бог не беден, и поэтому люди, созданные им, то же не могут быть бедными. Это человек делает из других нищих и плохо обращается с ними. Подобные низкие и жалкие практики должны быть оставлены. Некоторые люди думают, что Господь Венкатешвара нуждается в деньгах. Они считают, что за деньги Он сделает их работу и исполнит их желания. Таким образом, они низводят Бога до уровня нищего. Это грубая ошибка. Бог не является бедняком. Вы должны считать Его своим отцом и матерью. Развивайте любовь к Богу и к человеку. Никогда не считайте кого-либо бедняком и не поступайте с ним недостойно. Оказывайте помощь тому, кто в ней нуждается. Развивайте любовь к Богу и страх греха. Только потому, что кто-то обращается к вам за помощью, не считайте его слабым и низким существом. Не унижайте его. Ваша врожденная божественность проявится в вас тогда, когда вы разовьете любовь ко всем и будете уважать каждого. Относитесь ко всем как своим братьям и сестрам. Никогда не считайте кого-то нищим. Ошибочно полагать, что вы являетесь дающим, а кто-то принимающим.
Некоторые бизнесмены пытаются облегчить свою работу, предлагая взятку лицам, наделенным властью. Давать взятки или брать их — большой грех. Требовать взятку — это то же самое, что просить подаяние. Мы не должны допускать таких низких действий. С древних времен Бхарата хранила моральные и духовные ценности, устанавливая идеал для всего мира. К сожалению, сегодня подобные ценности забыты. Кормите бедных с любовью, но не относитесь к ним как нищим. Попрошайничество не должно поощряться и поддерживаться в этой стране. Люди могут приходить к вам и просить еду. Но это не означает, что они — нищие. Вы не становитесь лучше их только потому, что подаете им пищу. Разговаривайте с ними с любовью и утоляйте их голод. Но никогда не обижайте неимущих. Бхаратийцы создают своей стране плохую репутацию тем, что делают из своих соотечественников нищих. Бхарата — не бедная страна. Иначе как можно объяснить вторжение множества чужеземных правителей в былые времена? Многие иностранные короли покушались на эту землю и расхищали богатство нашей страны. Вопрос богатого и бедного возникает тогда, когда один человек сравнивает себя с другим. Если кто-либо приходит к вам на порог, говоря «Бхавати, бхикшам дехи» (подайте, матушка), не считайте его бедняком. Считайте его другим человеческим существом и сопереживайте ему. То, что он пришел к вам и попросил еду, не делает из него человека низшего порядка по отношению к вам. Только потому, что у него нет денег, чтобы прокормить себя, он не становится бедняком, а вы миллионером. Если вы хотите сохранить репутацию страны, уважайте своих соотечественников. Первое и самое главное — развивайте любовь к родине-матери. Гордитесь тем, что вы — бхаратийцы. Осознайте, что вы родились на священной земле — месте рождения многих благородных душ. Вчера вы слушали женщин, восхваляющих Бхарату — землю Вед, Упанишад и Бхагават Гиты. Вы всегда должны помнить о славе и величии Бхараты и вести себя соответственно. Только тогда вы будете иметь право называться бхаратийцами. Ваши действия должны соответствовать словам. Нет пользы в том, чтобы восхвалять славу Бхараты, а вести себя недостойным образом.
Терпимость — истинное качество священной земли Бхараты.
В этой стране чувство по отношению к матери сладостно как нектар.
(стихотворение на телугу)
Считайте Бхарату своей матерью. Развивайте любовь и уважение к ней, храните ее достоинство и славу. Если вы думаете, что ваша мать бедна, как вы можете считать себя богатым? С древних времен Бхарата через священные писания и эпос дарует всем богатство знания. Как можно считать такую страну бедной? Ваша физическая мать может быть бедной, но не родина-мать. Эта священная земля обрела репутацию самой великой среди всех стран. Вы не должны неуважительно относится к такой великой стране, считая ее бедной и слабой. Нравственность и чистоту, которую мы находим в Бхарате, невозможно обнаружить ни в одной другой стране мира. Бхарата подобна золотой сокровищнице. Вы рождены в такой стране, зачем же пускаться на поиски золота и серебра? Но, к сожалению, люди неуважительно и пренебрежительно относятся к такой золотой земле. Образованные люди должны дать клятву возродить древнюю славу Бхараты. Но печально сознавать, что даже образованные люди не способны понять величие Бхараты.
Сегодня на улицах мы встречаем попрошаек потому, что поощряем их, давая деньги. Вы никогда не должны давать деньги нищим. Если они нуждаются в пище или одежде, вы, несомненно, должны предоставить их им. Но не поощряйте попрошайничество.
Среди народов мира Бхарата обрела великое имя и славу. Но люди, наделенные положением и властью, своей продажностью создают стране дурную славу. Никто не должен потакать вредной практике давания и получения взяток. В этом отношении нужно сделать предупреждение даже правительственным учреждениям. Они должны найти пути и способы, чтобы остановить взяточничество и попрошайничество. Нищим не следует давать деньги. Им нужно предоставить возможность поверить в свои силы. Оказывайте помощь, сотрудничайте с менее удачливыми людям и помогайте им подняться в жизни. Все не могут быть равны в этом мире. Неравенство будет существовать всегда.
Сегодня люди из-за своего эгоизма и собственнических интересов даже Бога низвели до уровня нищего. Когда вы приходите в храм, священник подносит вам блюдо, ожидая от вас несколько монет в качестве дакшины (подношения). Люди оставляют дакшину на подносе и получают у священникапрасад. Ожидание дакшины сравнимо с попрашайничеством. Давайте не будем прибегать к подобному попрошайничеству. Давайте будем богатыми в своих помыслах, словах и делах. Вы можете умереть от нехватки денег, но никогда не просите их. Образованные люди должны преподать урок тем, кто проводит время на улицах, выпрашивая милостыню. Когда вы столкнетесь с нищим, вы должны сказать ему: «Дорогой мой, ты — сын матери Бхараты. Твоя мать не бедна, она богата во всех отношениях. С древних времен она заботилась обо всех народах. Будучи ее сыном, ты не должен прибегать к подаянию».
Не храните в кармане монеты для того, чтобы отдать их нищим. Вы можете получать некоторое удовлетворение, подавая несколько монет беднякам, но вместе с этим вы создаете стране плохую репутацию. Вы должны хранить авторитет и честь своей родины. Вы должны быть идеальными и достойными сыновьями Бхараты. Поймите, что вы родились для того, чтобы беречь честь своей родины. Иначе в чем польза оттого, что вы являетесь ее сыновьями?
Вы, должно быть, слышали, как наши студенты исполняли Рамакатху (историю Рамы), в которой был эпизод о том, как Лава и Куша нашли свою мать Ситу в печали и пытались успокоить ее. Они спросили ее: «Мать, пожалуйста, поведай нам причину твоей печали. В чем польза нашего рождения, если мы не можем утереть твои слезы? Ты не должна недооценивать нас только потому, что мы — дети. На самом деле, мы более могущественны, чем Господь Рама. О, мама! Не плачь. Если ты будешь плакать, вся страна будет разрушена. Мы — твои достойные сыновья, и разве наш долг не состоит в том, чтобы устранить твои страдания и печали? Мы готовы следовать твоим интересам и дать тебе счастье даже ценой наших жизней». К сожалению, сегодня мы не сможем отыскать таких идеальных сыновей как Лава и Куша. Сегодня люди стали нерешительными. Им не хватает духа жертвенности. Даже так называемые великие и богатые люди не оставили злых помыслов. Я считаю, что это делают нищих из своих соотечественников. Никто не должен говорить «нет», когда дело касается помощи другим.
Однажды богатый человек пришел к гуру и потребовал даровать ему мудрость. Его карман был набит пачками денег. Пока он сидел, гуру послал одного из своих учеников в магазин, чтобы одолжить пять рупий. Через некоторое время ученик вернулся и сказал, что магазин закрыт. Гуру послал его в другой магазин, и опять ученик вернулся с пустыми руками. Так продолжалось некоторое время. Богатый человек видел, что происходит, но не дал пяти рупий из своего кармана. Тогда гуру упрекнул его: «Твой карман полон денег, но тебе не хватило духу поделиться со мной пятью рупиями в тот момент, когда я так нуждался в них. Каким образом ты надеешься обрести мудрость, не развивая дух жертвенности?» Бизнесмен тут же достал пять рупий и предложил их учителю. Гуру не принял деньги, сказав, что человек должен проявлять милость из любви, а не по принуждению.
Когда кто-то приходит к вам в дом, прося пищу, вы должны искренне пригласить его на веранду, предоставить достаточно еды и утолить его голод. Каждому принадлежит равная доля всего, что имеется в этом мире. Сегодня людям не хватает духа жертвенности. Они становятся специалистами по чтению лекций на тему жертвенности, но не готовы поделиться даже копейкой из своего кармана, когда дело доходит до практики того, что они проповедуют. В чем польза проповеди, если вы не можете применить ее на деле? Манасьекам вачасьекам карманьекам махатманам(благородными можно назвать тех людей, чьи мысли, слова и дела находятся в совершенной гармонии). Вам не нужно одалживать деньги для того, чтобы служить другим. Делитесь со своими соотечественниками тем, что имеете. Так вы должны поддерживать честь и достоинство бхаратийцев. Сегодня репутация страны испортилась из-за людей, которые опустились до уровня попрошаек. И в этом виноваты образованные люди. В чем цель образования? В том, чтобы порождать попрошаек? Я против такого образования.
Человек может получить высшую академическую степень, такую как магистр гуманитарных наук, и обрести высокое положение,
Он может накопить богатство, совершать акты милосердия и обрести доброе имя и почет,
У человека может быть физическая сила, и он может наслаждаться долгой и здоровой жизнью,
Он может стать великим ученым, изучающим и проповедующим Веды,
Но никто не сравниться с истинным преданным Бога.
(стихотворение на телугу)
Людям не хватает силы, они становятся слабоумными потому, что у них нет преданности Богу. Они не любят родину. В результате они создают стране дурное имя. Вас можно будет назвать истинным сыном Бхараты только тогда, когда вы будете беречь честь и достоинство матери Бхараты (Матери Индии). Вы можете быть большим ученым, но ваши знания не имеют ценности, если они не используются для защиты чести нашей страны. Если вы внимательно исследуете биографии благородных людей, таких как Рамакришна Парамахамса, Вивекананда и Рабиндранат Тагор, то увидите, что все они убеждали людей отбросить низкие помыслы. Вы должны с гордостью заявлять: «Я — сын Бхараты». Студент, который только что выступал, говорил об этом. Если вы хотите называться истинными сыновьями Бхараты, вы должны вести жизнь, основанную на жертвенности. Если возникнет необходимость, вы должны быть готовы отказаться от своего обеда для того, чтобы накормить голодного.
Дух жертвенности, демонстрируемый Бхаратой в Рамаяне, не имеет себе равных. Когда Рама ушел в лес, Бхарата должен был быть коронован. Но он отправился в лес, чтобы упросить Раму вернуться в Айодхью и занять трон. Лакшмана, который был в лесу с Рамой, издалека увидел приближение Бхараты и Его свиты. Он пришел в ярость, так как ему показалось, что Бхарата пришел воевать с Рамой. Сердитым тоном он сказал: «Мать Кайкейя отправила нас в лес. Теперь ее сын не желает, чтобы мы жили в покое даже в лесу. Вот почему он прибыл сюда со своей армией. Если Ты разрешишь мне, я преподам ему подобающий урок». В ответ на вспышку гнева Лакшманы Рама сказал: «Лакшмана, Мне кажется у тебя появилось желание взойти на трон Айодхьи. Будет лучше, если ты отправишься в Айодхью и будешь править королевством. Я оставлю Бхарату у Себя в лесу. Бхарата обладает самопожертвованием и благородным характером. Его дух жертвенности не имеет себе равных. Ты неправильно понял его благородное намерение». Тем временем, Бхарата подошел и упал к стопам Рамы. «Мой дорогой, как поживают родители?» Это был первый вопрос, который Рама задал Бхарате. Он спросил не о Своей матери Каушалье, а о благополучии Кайкейи. Услышав имя Кайкейи, Бхарата пришел в ярость. «Из-за этой злой женщины Ты вынужден жить в лесу. Одно упоминание ее имени наполняет меня отвращением. Пожалуйста, не упоминай ее имя». Рама положил руку ему на плечо и успокоил его: «Бхарата, мать Кайкейя — благородная женщина. Благодаря ей Мое имя прославится и станет известно повсюду. Не суди по внешнему поведению и не говори дурно о ней. Ее сердце полно благородных намерений». Поговорив с Бхаратой, Рама отправился к матери Кайкейи, припал к ее стопам и сказал: «Мать, благодаря твоим благословениям, Мне здесь хорошо. Не беспокойся обо мне. Пусть Бхарата будет коронован на трон Айодхьи. Обучи его правилам правления. Через 14 лет Я вернусь в Айодхью и увижу всех вас. Мой долг — сдержать слово, данное Моим отцом. Недостаточно слушать одни только указания родителей. Человек должен строго придерживаться правил и предписаний правительства, а также стремится к благополучию и счастью своих ближних. Только тогда человека можно будет назвать идеальным гражданином».
Мы — обитатели страны, в которой правил Рама, и нам следует жить в соответствии с Его примером. Слова Рамы произвели неизгладимое впечатление на Лакшману. Он склонился к стопам Рамы и покаялся. Он сказал: «Брат, когда я издалека увидел Бхарату и его армию, меня охватил гнев. Теперь, когда я узнал истину и услышал Твои утешительные слова, мой ум спокоен». Рама посоветовал ему не увлекаться внешним сценарием, а обратить ум внутрь, чтобы обрести блаженство. Когда Бхарата стал умолять Раму вернуться в Айодхью, Рама с любовью сказал ему: «Бхарата, без сомнения, твои намерения благородны, но ты должен помнить приказ нашего отца. Ты должен последовать совету своей матери. Только так ты сможешь порадовать Меня. Делись любовью не только со своими друзьями и родственниками, но со всеми и каждым. Помни, что толькотьяга (жертвенность) может даровать тебе истинную бхогу (удовлетворение)».
Мудрец Васиштха проливал слезы радости, слушая слова Господа Рамы. Он сказал: «Рама, Ты вынужден жить в лесу без всякой вины с Твоей стороны. Но Ты забыл о несправедливости, совершенной по отношению к Тебе. Ты видишь в других только хорошее. Мы потрясены Твоим великодушием. Тем не менее, мы просим Тебя основать Рамараджью (королество Рамы) в Айодхье и доставить тем радость всем». Улыбаясь, Рама ответил: «Сейчас это Бхаратараджья (королевство Бхараты), а не Рамараджья. Впредь она будет называться Бхаратадешей (землей Бхараты)».
Благодаря таким благородным, полным самопожертвования людям, Бхарата достигла прогресса и высокого положения. Ни одна страна не может сравниться с Бхаратой в отношении чувства собственного достоинства, чести и славы. Люди древней Бхараты были готовы на самопожертвование ради блага страны. Не существует более великой жертвы, чем жертва ради благополучия своей страны. Величие состоит не в совершении благотворительности, растрачивая сотни тысяч рупий. Ваши мысли, слова и дела должны быть наполнены любовью. Вы должны предпринимать попытки для того, чтобы облегчить страдания соотечественников. Любите всех, как вы любите самих себя. Это ваша дхарма. Дхарма не означает только занятия благотворительностью. Вы должны наполнить свое сердце праведными чувствами и отбросить эгоизм и жадность. Всегда думайте о благе общества. Не считайте своих ближних «другими». Делитесь любовью со всеми. Живите в дружеских отношениях и развивайте единство. Только любовью вы сможете завоевать сердца других и трансформировать их. Насущная задача состоит в том, чтобы развивать любовь и делиться ею с другими. Развивайте любовь к Богу и сострадание по отношению к тем, кто менее удачлив, чем вы. В этом состоит суть образования. Служите своим родителям и делайте их счастливыми. В чем польза разделения любви с другими, если вас не трогает страдание собственной матери? Ваш наиглавнейший долг — любить родителей и служить им. Тогда вы можете делиться любовью с другими. Именно этому Рама учил Бхарату. Рама сказал ему: «Бхарата, нет смысла в том, чтобы наполнять сокровищницу деньгами. Ты обретешь доброе имя и завоюешь сердца людей только тогда, когда будешь использовать деньги на благо людей».
Лакшмана и Шатругна были сыновьями матери Сумитры. Лакшмана следовал за Рамой, в то время как Шатругна всегда был рядом с Бхаратой. Они служили своим старшим братьям с величайшей любовью и преданностью. Во времена трудностей они находились рядом со своими старшими братьями, давали им добрые советы и поддерживали их с предельным уважением. С этой целью они и родились у Сумитры. Все это было частью искусного божественного плана. Рама убеждал Бхарату отбросить ненависть по отношению к своей матери и искренне любить ее. Он сказал ему, что всему случившемуся суждено было произойти, и что не нужно винить в этом ее. Так как Рама не уступил просьбам Бхараты и решил не возвращаться в Айодхью, Бхарата стал умолять Его дать хотя бы Своипадуки (сандалии), чтобы их можно было водрузить на престоле в качестве символа полномочий Рамы.
Имени Сумитры не отведено достойного места в Рамаяне. Она обладала совершенными добродетелями, и в соответствии со своим именем (означающим «всеобщий друг»), была всем добрым другом. Жертвенность Сумитры превышала жертвенность Кушальи. Некоторые добродетели, присущие Сумирте, нельзя найти даже у Каушальи и Кайкейи. Перед уходом в лес Рама попросил благословения у Каушальи. Потом Он отправился в дом Сумитры. Рама простерся перед ней и сказал: «Мать, Я очень счастлив, что следую указаниям отца и отправляюсь в лес, но Я чувствую печаль от того, что оставляю тебя и ухожу. Прошу тебя, даруй Мне свою любовь и благословения. Больше мне ничего не нужно». С этими словами Он поклонился, попрощался с ней и удалился в лес. Среди трех королев Сумитра была самой благородной. Даже мудрецы Васиштха и Вишвамитра превозносили ее возвышенные качества. Нам следует принимать величие других, а не заниматься самовосхвалением. Для того чтобы показать величие других, нам иногда необходимо быть скромными и держаться в тени.
Студенты!
Никогда не умаляйте достоинства других людей. Развивайте широту взглядов и относитесь ко всем с уважением. Считайте других своими братьями. Если голодный человек пришел к вам, встретьте его приветливо и досыта накормите его. Никогда не считайте кого-либо нищим или бедняком. Человек не может быть нищим или бедным, родившись на этой священной земле Бхараты. Все — богаты. Когда вы считаете кого-то нищим, это только недостаток вашего видения, который отражается вовне.
Когда Господь Рама поднял лук Шивы, радость Ситы не знала границ. Ее молитвы были услышаны. Рама, будучи воплощением любви и добродетели, обладал силой, с помощью которой можно было поднять не один, а десять луков Шивы. Между четырьмя братьями — Рамой, Лакшманой, Бхаратой, Шатругной и их супругами царило совершенное единство и гармония. Они были подобны долькам одного апельсина. Однажды Сумитра очистила апельсин от кожуры. Разламывая его на дольки, она приговаривала: «Это Рама, это Лакшмана…» Она считала, что каждая долька фрукта символизировала четырех братьев и их супруг. Она была чрезвычайно счастлива, что у нее были такие невестки как Сита, Урмила, Мандави и Шрутакирти. Невестки так же служили своей свекрови с предельной любовью и заботой.
У четырех братьев и их жен всегда были единые взгляды. Поэтому слава Рамараджьираспространилась повсюду. Вы родились на этой священной земле Бхарате, и поэтому вам следует жить как истинные бхаратийцы. Ваше сердце должно быть наполнено сладостью. Не избегайте тех, кто ищет вашей помощи, напротив, вы должны сами всегда искать возможность услужить. Толькотьяга бхава (дух жертвенности) может даровать вам истинную бхогу (счастье).
Сегодня мы празднуем священный фестиваль Виджайадасами (последний день праздника Наваратри). Во время Наваратри люди проводят различные ритуалы. Мы должны надеяться и молиться о том, чтобы каждый день нашей жизни стал таким же священным как эти девять дней.
Да будем мы действовать сообща, да будем мы расти вместе,
Да будем мы пребывать в единстве, делясь своим знанием,
Да будем мы жить вместе в дружбе и гармонии.
(стихотворение на телугу)
Живите в единстве, совершайте обдуманные действия и дарите счастье своим родителям. Если вы будете жить в соответствии с этими принципами, каждый день станет для вас днем праздника и веселья. Весь мир будет ликовать. Мне бы хотелось, чтобы вы применили на практике все, чему вы научились за эти девять дней. Никогда не унывайте. Пусть на ваших лицах никогда не будет печали. Я счастлив, что наши студенты никогда не грустят; они всегда радостны. С этого момента забудьте все различиях и делитесь своей любовью со всеми. Служите всем.
(Бхагаван завершил Свое выступление бхаджаном «Рама Рама Рама Сита…») (перевод по брошюре ашрама)
Поделитесь с друзьями