Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Кришнаштами, 6 сентября 2004 г., вечер
Ни паломничество в святые места, ни подвижничество, ни занятия йогой, ни изучение священных текстов, ни благотворительность не помогут вам пересечь океан самсары. Одно лишь служение благородным людям поможет вам (шлока на санскрите)
Воплощения любви!
В священных писаниях говорится, что Равана овладел четырьмя Ведами и шестью шастрами. Но произвело ли изучение священных текстов какую-либо трансформацию в нём? Нет. Вместо того, чтобы развивать божественые качества, он развил в себе демонические качества. Десять голов Раваны символизировали четыре Веды и шесть шастр. В решающем поединке Рама отсёк все эти головы, так как Равана не применял на практике приобретённые им знания. Простое изучение священных текстов или распевание Вед не приведёт ни к какой трансформации. Чтобы продемонстрировать истинность этого положения, Рама отсёк своими стрелами десять голов Раваны. И это было справедливо. Прежде чем дух покинул его тело, Равана осознал свои ошибки и раскаялся в них, освятив себя таким образом. Всё, чему учит Бог, направлено на благо и процветание человечества. Поэтому достаточно применять на практике хотя бы одно из ведических учений. Претворение божественных учений в жизнь должно стать естественной характеристикой человека.
В Прашанти Нилаям вы видите, что даже ученики начальной школы распевают Веды вместе со студентами института. Они знают все Веды, но у них нет необходимого знания, чтобы применять их на практике. Простое распевание Вед приносит мало пользы.
Один только Бог существует повсюду и во все времена. Мир это лишь иллюзия. Священное учение о том, что Бог существует везде, необходимо донести до каждого. Многие духовные искатели распевают и толкуют Веды. Рассмотрим следующий пример: кассета или диск просто проигрывает мелодию, но не чувствует её. Поэтому бесполезно учить тому, что сам не практикуешь. Священные учения необходимо узнавать, понимать и применять на практике. Господь Кришна практиковал то, чему учил, и настаивал, чтобы все следовали Его примеру. В Махабхарате описано множество старейшин, которые, будучи великими учёными, не смогли применить на практике приобретённые знания. То же самое происходит и сегодня. У Бога нет никаких предпочтений, для Него все равны. Но Он наблюдает за тем, насколько человек применяет на практике то, чему научился. Многие люди изучают священные тексты, ходят в паломничества, совершают аскезу, повторяют имя Бога, но какая от этого польза? Многие просят у Меня чётки. Нужны ли они вам для духовных занятий или для украшения шеи ради показухи? Для повторения имени достаточно одной руки. (Свами демонстрирует, как можно делать намасмарану с помощью ладони). Пять пальцев содержат девятьакшар, которые в дальнейшем подразделяются на двенадцать брахм каждая, что вместе составляет 108 единиц или бусин в чётках. Повторение имени Рамы 12 раз по 9 составит 108 раз. Эта духовная практика не требует ни чёток, ни какого-либо определённого места. Её можно выполнять и в состоянии бодрствования и в постели перед сном. Когда существуют такие простые и священные пути, зачем же выполнять изматывающие духовные практики, жертвуя сном?
Драупади была известна своей добродетелью. Она разными способами защищала своих мужей. После зверского убийства юных детей Пандавав, Арджуна выследил Ашваттаму, совершившего это злодеяние, и приволок его к Драупади. Вместо того, чтобы проклясть его и вынести ему приговор, она упала к ногам Ашваттамы, который был сыном учителя её мужей, и сказала:
У стоп твоего отца Дроначарьи мои мужья научились всему, что они знают. Будучи его сыном, как мог ты убить моих детей? Как хватило у тебя духу убить безоружных маленьких детей, которые мирно спали, ничего не замыляя против тебя и не желая тебе зла?(стихотворение на телугу)
Слушая мольбы Драупади, Бхима не выдержал и, взорвавшись от гнева, прорычал:
Драупади совсем сошла с ума. Она просит освободить этого негодяя. Она не чувствует гнева по отношению к убийце своих сыновей (стихотворение на телугу)
Когда Арджуна собрался убить Ашваттаму, Драупади упала к его ногам и воззвала к его разуму: «Арджуна! Оживит ли убийство Ашваттамы моих детей? Его матери тоже придётся испытать горе, которое выпало на мою долю. Ты изучил все Веды и шастры, почему же ты не в силах сохранять спокойствие?»
Тело состоит из пяти элементов и рано или поздно должно погибнуть. Но обитатель тела не имеет ни рождения, ни смерти. У него нет привязанности ни к чему, и он является Вечным Свидетелем. По правде говоря, обитателем тела является сам Бог (стихотворение на телугу)
Так Драупади молила Арджуну простить Ашваттаме его ужасное преступление. Арджуна ответил: «Ты не даёшь мне исполнить свою клятву». На это Драупади ответила: «Обрей ему голову и сними с него символы власти — это будет равносильно убийству». Арджуна последовал её совету и, совершив все эти действия, прогнал Ашваттаму прочь.
Что есть грех? Причинение боли, оскорбление и убийство есть грех. В чём состоит заслуга? В помощи другим. Поэтому нельзя отвечать злом на зло. Вместо этого следует великодушно простить обидчика. Махабхарата содержит множество таких священных учений.
Существует множество таких женщин как Драупади. Она является идеалом для всех женщин. Почему мы забываем учения таких благородных женщин? Сегодня с женщинами обращаются как с простыми марионетками. Но они полны храбрости, доблести, самопожертвования, решимости и праведности. Пытались ли вы когда-либо осознать силу, скрытую в женщинах? Мужчины не обладают такой же смелостью и доблестью, как женщины. Именно благодаря таким великим женщинам культура нашей страны так высоко ценится. Иначе она бы уже давным давно пришла в упадок. Признавали ли вы хоть раз тот факт, что женщины наделены такими великими силами как храбрость, доблесть, решимость и праведность? Эти качества не так-то просто найти в мужчинах. Почему? Большинство из них поражено недугом гнева, который разрушает их изнутри.
Подверженный гневу человек не сможет добиться успеха ни в одном из своих начинаний. Он совершит множество грехов, и все будут презирать его (стихотворение на телугу)
Женщины тоже могут время от времени становиться жертвами гнева и совершать грешные поступки. Таких людей необходимо прощать и вдохновлять на исправление, а не осуждать и порицать. Качество терпения и стойкости в женщинах велико. Именно такое качество Драупади, как невозмутимость перед лицом трудностей, спасло Пандавов. В настоящее время тоже существуют такие женщины. Такие плохие качества, как гнев, страсть, ревность, зависть и гордость, больше заметны в мужчинах. Женщины спосбны контролировать эти качества и не давать им завладеть собой. В нынешних обстоятельствах разве наш долг состоит не в том, чтобы поощрять и почитать женщин, которые способствуют сохранению покоя и гармонии? В противоположность этому, женщин принижают и оскорбляют. Нет, нет, этого не должно происходить. Женщины, обладающие такими благородными качествами, заслуживают того, чтобы их ценили и уважали.
Несколько дней назад в этом зале показывали пьесу, в которой прославлялось величие Ситы, идеальной женщины. Сита и Драупади являли собой пример великой добродетели. Необходимо поощрять усилия по распространению славы и величия женщин.
Истина и праведность (дхарма) являются величайшими характеристиками индийской культуры. Если эти качества будут сохранены, страна спасётся от упадка. Если вы хотите защитить свою страну, вам не нужно вступать в армию и идти на войну. Если вы защитите истину и праведность, изначально присущие вам, эти качества сами защитят страну. Нет ничего великого в том, чтобы убивать врагов на войне. Прежде всего, защитите истину и праведность в самом себе. Тогда страна автоматически окажется под защитой. Индийская культура призывает: Сатьям вада, дхармам чара(говори истину, поступай праведно). Если будете непоколебимо следовать этому, вы станете великим героем. Когда вы будете защищать истину и праведность, Бог в свою очередь, будет защищать вас. Вместо того, чтобы поклоняться Богу и пытаться обрести Его милость, если вы будете защищать истину и праведность, Бог защитит не только вашу страну, но и весь мир. Истина это само дыхание вашей жизни. Праведность это ваше оружие. Поэтому защищайте истину, поддерживайте праведность. Этого достаточно. Истина и праведность неразделимы, они не могут существовать друг без друга.
Они являются жизненным дыханием всей вселенной. Драупади неуклонно соблюдала и пропагандировала их. Сатья Дхармаму Шанти Премалато… (О человек! Пусть в твоём путешествии по жизни тебе помогают истина, праведность, мир и любовь). Вы должны придерживаться этих принципов, несмотря ни на что. Бог всегда защитит таких людей. История содержит множество примеров того, как Бог неуклонно защищал людей, которые твёрдо придерживались истины и праведности. Одним из примеров является добродетельная жена Пандавов, Драупади. Вы можете возрвзить: «И где же истина и праведность в современном мире? Кого они защищают?» Это абсолютно ошибочный аргумент. Если вы будете защищать истину и праведность, они в свою очередь, придут вам на помощь и защитят вас. Они являются самими воплощениями Бога. К сожалению люди сегодня, вместо того чтобы говорить истину (сатьям вада) и практиковать праведность (дхармам чара), следуют искаженным понятиям, убивая истину (сатьям вадха) и заключая в тюрьму праведность (дхармам чера). Это полное извращение. Вы должны основывать свою жизнь на истине и праведности, ставя их превыше своей жизни.
Когда Драупади взывала к Ашваттаме, убившему её сыновей, Бхима кипел от плохо сдерживаемого гнева. Сжав кулаки, он кинулся к Ашваттаме с намерением убить его. Вне себя от ярости, он крикнул Драупади: «Ты что, сошла с ума? Почему ты пытаешься спасти человека, который безжалостно перерезал горло твоим сыновьям? Я размозжу голову этому детоубийце своим кулаком. Уйди с дороги». В это мгновение Драупади упала к ногам Бхимы и принялась умолять его пощадить Ашваттаму. Она молила его сохранять спокойствие. Люди, наблюдавшие эту сцену, были глубоко изумлены. Они спрашивали себя, не сошла ли Драупади на самом деле с ума! В действительности, мир стал бы лучше, если бы всеми овладело подобное безумие. Когда Драупади просила мужей пощадить Ашваттаму, тот взмолился о прощении. Драупади обрадовалась произошедшей в нём перемене и сказала ему: «Брат мой! Тебе не нужно просить у меня прощения. Вместо этого, оказывай почтение и служи своей матери. Не причиняй ей боли, никогда не огорчай её, и хорошо заботься о ней». Даже потеря пятерых сыновей не заставила Драупади проливать слёзы.
Некоторые женщины приходят ко мне с тяжёлым сердцем и говорят: «Свами! Смерть моего мужа причинила мне огромную боль и горе. Как мне справиться с этим несчастьем?» Тогда я отвечаю им: «О, у тебя умер муж? Я очень счастлив». Они очень расстраиваються и спрашивают меня: «В чём дело, Свами? Неужели известие о смерти моего мужа принесло тебе столько счастья?» Что Мне сказать на это? Я всегда счастлив. Я не знаю, что такое печаль. Я всегда исполняю Свой долг.
Бог — единственный, кто защищает всех и каждого. Поэтому всегда молитесь Богу. Забыть о Боге и полагаться на милосердие людей! Какое безумие! Вы должны во всём в жизни полагаться на Бога. Это настоящий тапас (подвижничество).
С древних времен женщины были самим дыханием и фундаментом Бхарата. Они являются самими воплощениями истины и праведности. Какое же уважение и почтение должны мы оказывать таким благородным женщинам! Однако сегодня существуют люди, причиняющие им невыразимые страдания. Из-за своих плохих привычек и плохой компании, люди теряют чувство различения и мучают женщин. Ни одна женщина не должна подвергаться ментальным или физическим мучениям, какова бы ни была её природа. Женщин необходимо почитать и уважать всеми способами. В Бхарате женщин всегда глубоко уважали. В стране существует много добродетельных и благородных женщин, несмотря на это, бхаратийцы продолжают сталкиваться с трудностями. В чём причина этого? Чья это вина? Это происходит только потому, что бхаратийцы не чтут женщин должным образом и не отводят им достойного места в обществе. Вся вина лежит на мужчинах.
Терпение и стойкость составляет истинную красоту священной страны Бхараты. Из всех ритуалов следование истине является величайшей аскезой (стихотворение на телугу)
Правдивый характер женщин воистину является их подвижничеством. Таких благородных женщин необходимо почитать и поддерживать. Если вы сможете осуществить этот великий принцип на практике, ваши жизни станут священными. Те, кто плохо обращаются со своими жёнами, никогда не добьются счастья и процветания. Если мужчины не могут защитить своих женщин, которые готовы даже жизнью пожертвовать ради своих мужей, в чём же польза от их существования? Женщины воистину являются главенствующими божествами своих домов. Наш первоочередной долг состоит в том, чтобы защищать их. Никогда не позволяйте женщинам плакать. Если женщина плачет, то и дому скоро придёт конец. Женщины демонстрируют обществу идеал. Никогда не причиняйте им горя.
Мужчины должны вести жизнь истины и праведности. Только тогда они смогут защитить страну и стать достойными звания настоящих мужчин. Иначе, как они смогут стать героями? Некоторые люди ходят в храмы. Когда они пойдут туда в следующий раз, они должны поклясться уважать и защищать женщин. Только тогда они получат защиту. Только когда женщины будут в безопасности, весь мир наполнится счастьем. Поэтому, если вы желаете защитить дхарму в мире, вы должны в первую очередь защитить свою дхарму по отношению к женщинам.
Воплощения любви!
Представьте себя в роли женщин, которых мучают мужчины. Каким бы вы почувствовали себя несчастным и беспомощным! Женщины готовы даже жизнью пожертвовать ради своих мужей. Но в мужчинах нет подобного духа самопожертвования. Мужчины тоже должны развивать в себе подобное самопожертвование. Только тогда вас можно будет назвать мужчинами. Иначе вы будете мужчинами только по форме, но вам будет не хватать мужественности. Вы считаете женщин слабыми. Но на самом деле они является воплощениями Шакти (силы и мощи). Мне известно печальное положение женщин, потерявших своих мужей. Наш долг состоит в том, чтобы защищать таких женщин. Если вы сможете должным образом исполнить этот свой долг, вы будете счастливы всю жизнь.
Воплощения любви!
Вы должны следовать истине даже в мелочах. В слове «Сатья» три буквы: «са», «та» и «йа». Если прочесть их наоборот, получится «йа», «та» и «са». Это означает, что если вы будете совершатьтапас (подвижничество), включающий йаму (контроль внешних чувств) и нийаму (контроль внутренних чувств), вы обретете видение Сатья Сварупы (воплощения Истины). Вы должны осознавать внутреннее значение всех слов и неукоснительно следовать им.
Король Джанака, великий король-отшельник, своим примером пропагандировал истину и праведность среди своих подданных. Его дочь, Сита, также вела благочестивую жизнь, основанную на истине и праведности. Вы не изучаете истории жизни таких идеальных женщин. Вместо этого вы читаете всякий мусор. Нет. Нет. Это недостойно вас. Вы должны изучать древнюю историю Бхарата, которая настолько священна. Характер и нравственность женщин в Бхарате очень святы. Вы будете достойны называться мужчинами, только когда начнёте защищать таких великих женщин. Станете ли вы мужчинами, просто отрастив усы и бороду? Усы и борода не являются настоящими признаками мужественности. Вы должны защищать дам и поддерживать честь семьи. Только тогда вы станете героями, обладающими сильным характером.
Воплощения любви!
Считайте женщин воплощениями истины. Даже если вы замечаете в них небольшие недостатки, не обращайте на них внимания. Уважайте и почитайте их. Ни единым словом не оскорбляйте их. Если они захотят, они могут исполнить любую великую задачу. Вы даже должны быть готовы отдать свои жизни ради защиты и процветания женщин. По крайней мере с сегодняшнего дня все вы должны приступить к задаче защиты чести и достоинства женщин по всему миру. Женщины тоже должны внести свой вклад в защиту своей дхармы. Что касается мужчин, то в защите женщин нет ничего нового или великого. Это ваш долг. Её долг состоит в том, чтобы поддерживать единство и целостность семьи. Если женщины будут под защитой, они, в свою очередь, защитят весь мир. Никогда не унижайте женщин и не обращайтесь с ними как с игрушками. Я надеюсь, что все вы мужчины, по крайней мере в будущем, будете защищать честь и достоинство женщин, защищая таким образом свою собственную честь и достоинство. Я завершаю Свою речь, благословляя всех вас.
Бхагаван завершил Своё выступление бхаджаном «Рама Рама Рама Сита…»
Поделитесь с друзьями