Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Курс лекций по индийской культуре и духовности «Летние ливни в Бриндаване»
17 мая 2002 года
«Всё творение находится во власти Бога.
А Бог управляется Истиной.
Истина — во власти благородной личности.
Благородные люди выше богов».
Воплощения божественной любви!
Сегодняшнее общество крайне нуждается в Рамаяне. У нас нет детей, которые уважали бы своих родителей, равно как у нас нет родителей, у которых была бы большая привязанность к своим детям. Сегодня у нас нет учеников, которые уважали бы своих наставников; и при этом у нас нет наставников, у которых была бы сильная любовь к своим ученикам. У нас нет таких домов, в которых родители сияли бы как образцы для подражания для своих детей. У нас нет таких домов, где братья жили бы во взаимной любви и привязанности; равно как у нас нет домов, где жёны и мужья сияли бы как идеалы для других людей в силу своей взаимной любви и привязанности. Хорошие манеры и вежливость исчезли. Сегодня Рамаяна является идеалом в различных областях деятельности для современного общества, раздираемого многочисленными проблемами.
Сегодняшние родители не заботятся о том, чтобы разузнать способы и средства воспитания своих детей и удерживания их под контролем. Они полагают, что их ответственность заканчивается в момент поступления их детей в начальную или деревенскую школу. Дом — это первая школа для детей. Именно в этой школе дети должны учиться тому, как уважать своих родителей; как придерживаться Истины, Праведности, Мира и Ненасилия в школе; как вести себя в школе; как уважать преподавателей; как вести себя с одноклассниками. Они должны знать, как соблюдать правила и предписания школы и как поддерживать дисциплину. Именно в результате изучения этих вещей студенты превращаются в идеальных студентов.
«Вставайте с кровати, когда петух прокукарекал утром;
Приведите себя в порядок и совершите омовение,
Покушайте правильно и умеренно.
Идите в школу и учитесь прилежно.
Заработайте доброе имя послушного студента.
Не ходите по улице в сырую погоду.
И никогда не ходите по канавам.
Бегайте и играйте, забавляйтесь и веселитесь.
Если вы будете соблюдать все вышеупомянутые принципы,
Вы будете наслаждаться и здоровьем, и богатством».
Когда мудрец Вишвамитра пришёл к Дашаратхе, император оказал ему все знаки внимания, пригласил его занять почетное место на возвышении и спросил его о причине его прихода. Когда люди приходят в наш дом, необходимо обращаться с ними с уважением и доставлять им радость. Мудрец сказал императору: «О Дашаратха! Я решил провести яджну (большое ритуальное богослужение) ради блага всего мира. Но демоны создают массу проблем во время проведенияяджны. Я обладаю достаточной силой и могуществом, чтобы дать им отпор, поскольку в моём распоряжении находится много могущественного оружия. Но правила яджны запрещают мне использовать моё оружие, когда я занят её проведением. Применение насилия и осуществление кровопролития запрещено ритвикам (священникам), выполняющим яджну. Я ищу помощи твоих сыновей, чтобы защитить яджну, которую я собираюсь провести ради блага и процветания всего мира».
Эти слова вызвали шок у Дашаратхи. Ему не понравилась идея отправить столь юных детей в лесную чащу. Он подумал, что с его стороны будет несправедливо послать столь юных детей в лес. Он ответил мудрецу: «Учитель, прости меня. Я приму на себя ответственность за защиту яджны. Эти дети совсем молоды, им ещё нет и тринадцати лет. Они едва знакомы с искусством применения оружия. Как они смогут защитить яджну?» Когда Вишвамитра услышал эти слова царя, он сделал вид, что он рассердился. Он заревел: «Потомки Икшваку никогда не нарушают своих обещаний. Ты обещал мне, что непременно выполнишь мою просьбу. Если ты откажешься от своих слов, то это будет нечестно с твоей стороны. Если ты полагаешь, что ты прав, то я возвращаюсь».
Дашаратха принял близко к сердцу слова Вишвамитры. Он знал, что он должен быть предельно осторожен в обращении со змеями и святыми мудрецами. К тому же он боялся, что Вишвамитра может наложить на него проклятие. Он позвал Васиштху, который был их семейным гуру, и посовещался с ним. Это общение принесло Дашаратхе определённое удовлетворение. Мудрец Васиштха посмотрел на Дашаратху и сказал ему: «Эти дети не являются обычными детьми. Ты удручён из-за своей привязанности к своим детям. Они будут обрушиваться на врагов подобно ударам молнии. Ты не способен осознать их величие». Затем Васиштха позвал Раму. Рама пришёл и подошёл к Васиштхе. Лакшмана также пришёл вместе с Ним, поскольку обычно он всегда находился рядом с Рамой. Дашаратха представил своих детей Васиштхе. Они поприветствовали своего отца Дашаратху, гуру Васиштху и мудреца Вишвамитру, и остались стоять на месте в ожидании. Васиштха, не шевелясь, пристально смотрел на сияние их лиц. Он пожелал сделать намаскар(уважительное приветствие) этим детям. Но делать намаскар детям на виду у других людей считалось некорректным. Поэтому он поприветствовал их в своём сердце.
Братья Рама и Лакшмана, Бхарата и Шатругна всегда ходили вместе. Лакшмана следовал за Рамой как тень. Шатругна всегда следовал за Бхаратой. На это была своя причина. Когда Дашаратха проводил яджну под названием путракамешти (для обретения сыновей), то появилось божество, которое было объектом поклонения, и предложило сосуд со священным подношением Васиштхе. Васиштха передал священный сосуд Дашаратхе, который, в свою очередь, позвал царицу Каушалью (одну из его трёх жён), чтобы та поделилась им с другими царицами — Сумитрой и Кайкейи. Каушалья была уверена в том, что сын, рождённый у неё, будет царём Айодхьи, поскольку она была старшей царицей. Кайкейи также была уверена в том, что её сын однажды займёт трон, потому что Дашаратха дал это обещание её отцу во время брака. Но у добродетельной Сумитры не было подобных надежд. Поскольку император ничего не пообещал ей, она подумала, что её сын будет всего лишь прислуживать царю. Она отнесла чашу со своей долей яства и оставила её на невысоких перилах на террасе, в то время как она сама сушила там волосы. И вдруг, откуда ни возьмись, прилетел орёл и унёс чашу со священным яством. Напуганная этим, она немедленно спустилась вниз и сообщила Каушалье и Кайкейи о случившемся. Поскольку Каушалья и Кайкейи были добродетельными, они поделились с ней священным яством.
Царицы были настолько благородными, что в них не было даже йоты эгоизма. Они сияли как примеры гармонии, понимания и взаимной любви. Их поведение достойно подражанию в наше время. Три царицы закрыли свои глаза в молитве и вкусили священное яство. У Каушальи родился Рама, у Сумитры — Лакшмана и Шатругна, а у Кайкейи — Бхарата. Сыновья Каушальи и Кайкейи счастливо игрались в колыбели, в то время как сыновья Сумитры плакали всё время и днём, и ночью, и, к тому же, не хотели принимать пищу. Сумитра пошла к мудрецу Васиштхе и рассказала ему о своих плачущих детях. Мудрец Васиштха закрыл свои глаза и взглянул на ситуацию своим йогическим видением. Ему открылась истина. Он сказал Сумитре: «Поскольку ты вкусила священное яство, данное Каушалье, у тебя родился Лакшмана, который является аспектом (амшей) Рамы. И поскольку ты вкусила яство, данное Кайкейи, у тебя родился Шатругна — аспект Бхараты. Держите Лакшману рядом с Рамой, а Шатругну — рядом с Бхаратой, и тогда они будут лежать спокойно». Сумитра поступила согласно предписаниям Васиштхи. Все дети спали спокойно, и никто не плакал. Это сделало Сумитру очень счастливой, и она сказала Каушалье и Кайкейи: «Лакшмана и Шатругна — это дар вам. Мои дети будут служить вашим детям. Лакшмана будет служить Раме, а Шатругна будет служить Бхарате. Мне выпала большая удача, что мои сыновья будут служить другим».
Рама и Лакшмана, Бхарата и Шатругна имели тесную внутреннюю связь между собой. Куда бы Рама ни шёл, Лакшмана следовал за Ним. Рама не притрагивался к пище, если Лакшмана не ел вместе с Ним. Подобным образом Бхарата также не притрагивался к пище, если рядом с ним не было Шатругны. Они не праздновали свои дни рождения без компании других братьев. Когда Бхарата отправился повидать своего деда, царя Кашмира, Шатругна последовал за ним в Кашмир, хотя никто не велел ему делать этого. Когда Рама уходил в лес в изгнание, Лакшмана также пошёл за Рамой, хотя Рама не велел ему сопровождать Его. Рама даже сказал Лакшмане: «Брат! Ты должен остаться в Айодхье, чтобы служить нашим родителям, которые будут томиться в тоске в Моё отсутствие. Твой долг заключается в том, чтобы утешать их и делать их счастливыми». На это Лакшмана ответил: «Брат! Моя мать отправила меня служить Тебе. Ты уходишь в лес, повинуясь предписанию нашего отца, в то время как я следую за Тобой, повинуясь предписанию моей матери». Куда бы Рама ни шёл, Лакшмана следовал за Ним. Также и Шатругна всегда следовал за Бхаратой.
Когда четыре сына Дашаратхи вернулись в Айодхью из Митхилы (царства Джанаки) в сопровождении своих супруг, то радость Дашаратхи не знала границ. Он сказал им: «Когда я смотрю на вас — своих сыновей — я чувствую себя так, как если бы я смотрел на аштаграху — 8 планет. Поскольку вы находитесь в сопровождении своих четырёх супруг, то у меня такое чувство, что я сияю великолепием шодасакалы — 16 сияний. Эти четыре ваши супруги в высшей степени благородны и добродетельны. Я буду заботиться о них так, как если бы они были моими дочерьми. То, что у меня такие невестки — результат божественной милости. Где находится Митхила и где — Айодхья? Только в результате проявления божественной воли все они должны были соединиться подобным образом». Эти четыре супруги четырёх сыновей Дашаратхи обладали образцовым совершенством. Сита и Урмила были дочерьми Джанаки, и они вышли замуж за Раму и Лакшману соответственно. Мандави и Шрутакирти, которые были дочерьми Кушадваджи, брата Джанаки, вышли замуж за Бхарату и Шатругну соответственно. Поскольку четыре невестки были идеальными женщинами, дом Дашаратхи был идеальным домом.
Когда Вишвамитра получил разрешение Дашаратхи взять Раму с собой для защиты яджны, Лакшмана автоматически последовал за Рамой. Когда они вошли в лес, ведомые Вишвамитрой, святой мудрец преподал Раме и Лакшмане две мантры. Он преподал им мантры под названием «бала» и «атибала», чтобы они не страдали от голода и недостатка сна. Хотя Вишвамитра знал, что Рама и Лакшмана были божественными детьми, он впал в иллюзию (майю) и преподал им священные мантры. Вишвамитра преподал эти мантры для того, чтобы они не страдали от голода и недостатка сна в лесу.
Дом Дашаратхи был идеальным домом, где все матери жили в большой гармонии. Царицы Дашаратхи также жили в большом единстве и понимании. В настоящее время трудно вести жизнь с одной единственной женой, а что уж говорить о трёх жёнах? Но дом Дашаратхи был исключением. Там господствовала большая гармония и понимание. Здесь может возникнуть мысль: «Почему Кайкейи вела себя эгоистичным образом, требуя изгнания Рамы на четырнадцать лет?» Она действовала, находясь под божественным диктатом судьбы, ибо то, что Рама должен уйти в лес, чтобы убить демонов, было предопределено. Люди придерживаются мысли, что Мантара отравила ум Кайкейи своими злыми советами. Кайкейи была не из тех женщин, которые слушаются слов слуги. Она была женщиной с характером, наделённой большими добродетелями. Она любила Раму больше, чем её сын Бхарата.
Когда боги и мудрецы пришли к Брахме с жалобой, умоляя спасти их от злодеяний Раваны, Брахма сказал им: «Я дал Раване дар, что он не будет убит ни богами, ни даже киннарами (кентаврами) икимпурушами (получеловек-полуобезьяна, например Хануман), но он (Равана) не упомянул (в своей просьбе при получении дара) манаву (человека). Следовательно, Равана будет убит Рамой, который является воплощением Вишну». Всё происходило согласно божественной воле. Даже (демоница) Ланкини выразила словами божественную волю. Когда Хануман ударил её, она сказала: «Плохие времена наступают для Ланки». Существовало пророчество, что, когда обезьяна ударит её, это будет означать начало крушения Ланки. Фактически, когда Хануман ударил её, Ланкини упала плашмя на землю. Ланкини была демоницей огромной силы, охранявшей город Ланку у главных ворот крепости.
Хануман также был тесно связан с Рамой, Лакшманой, Бхаратой и Шатругной, поскольку он был рождён у Анджани Дэви в результате того, что она вкусила то же самое священное яство, которое вкусили и царицы Дашаратхи. По этой причине Хануман чувствовал свою тесную связь с четырьмя братьями.
Воплощения божественной любви!
Рамаяна выступает в качестве великого идеала для всего человечества. В ней приводятся идеалы для каждой сферы жизни. Она показывает то, как братья, сестры и родители должны жить образцовой жизнью. Рамаяна является идеалом не только для древних времён, но также и для нынешней эпохи. Каждый человек рождён в этом мире, чтобы сиять как идеал, а не быть частью художественного оформления. Каждый человек должен выступать в качестве идеала, прилагая для этого все свои усилия. Рамаяна демонстрирует перед всеми пример идеальной семьи и идеальных манер.
Когда Сита, Мандави, Урмила и Шрутакирти уезжали в Айодхью вместе со своими мужьями, их родители не проливали горькие слёзы, как это делают родители в наше время. Их родители полагали, что четыре женщины должны будут сыграть важную роль в доме Дашаратхи. Родители этих четырёх женщин полагали, что долг их дочерей — отправиться в дом Дашаратхи. Они не считали, что дочери отправлялись в другой дом. Они не проливали каких-то горьких слёз. У них на глазах
были слёзы радости, когда они посылали своих дочерей в дома к их мужьям. Таковы были те идеалы, которые утверждались людьми тех дней.
Все думают, что Каушалья проливала горькие слёзы, когда Рама уходил в лес. Фактически же дело обстояло иначе. Напротив, она сказала Раме: «Мой сын, это воля Бога проявилась в том, что я — Твоя мать, а Ты — мой сын. Мы должны играть свои роли согласно божественному провидению. Не переживай из-за того, что Ты уходишь в лесную чащу. Айодхья без Тебя — лес для нас, а лес в Твоей компании — Айодхья». Таковы были те идеалы, которые поддерживались великими женщинами тех дней.
Существует много идеалов, которые Рамаяна устанавливает для всего мира. Однажды, когда Рама был ещё ребёнком, Дашаратха заметил, что Он массировал свои собственные ноги. Он не попросил слуг помассировать Его ноги. Дашаратха, учитывая высокое положение Рамы, немедленно послал за слугами, чтобы те помассировали ноги Рамы. Рама сказал Дашаратхе: «Я не хочу услуг этой прислуги. Я буду выполнять Мою собственную работу Сам. Это — Мои ноги, а не чьи-то ещё. Поэтому Я должен массировать Свои собственные ноги без того, чтобы полагаться в этом на кого-то другого. Все являются слугами в этом мире».
Дашаратха был императором, который осуществлял контроль над даша индриями (десятью чувствами). Поскольку он мог управлять своими десятью чувствами, он смог получить такого сына, как Рама. Чтобы иметь сына, подобного Раме, необходимо обладать таким контролем над чувствами, какой был у Дашаратхи. Даже Кайкейи, которая обычно неправильно истолковывается как эгоистичная царица, не была обычной смертной. Она была женщиной величайших добродетелей и возвышенного поведения. Она любила Раму больше, чем Бхарата. Каушалья также была великой женщиной. Она не проливала слёз, когда Рама уходил в изгнание. Она полагала, что божественное провидение проявилось в том, что Рама должен уйти в изгнание на четырнадцать лет.
Рама был полон лаваньи (красоты характера). Его характер был причиной Его красоты. В действительности Рама и Кришна всё время оставались молодыми. Вы когда-либо видели изображение Рамы или Кришны, разукрашенное бородой, усами и седыми волосами? Вы когда-либо видели изображение Кришны с признаками старого возраста? Вы когда-либо видели Его как дедушку? Все аватары всё время остаются молодыми. Этому Моему телу — семьдесят семь лет. Мне не ведома какая-либо слабость, и Я могу быстро ходить. Может выглядеть забавно, если Я буду быстро ходить в этом возрасте. Это может вызвать смех у людей. Несомненно, люди будут смеяться, если малыш будет ходить с тростью в руке. Будет выглядеть забавно, если старик будет играть с игрушками. Как старик, играющий с игрушками, станет посмешищем, так и Я мог бы стать посмешищем, если бы Я бегал и прыгал. Мы должны вести себя согласно времени, месту и обстоятельствам. Я веду Себя согласно им.
Мне не ведома какая-либо слабость. Обычно у стариков морщины на лицах, и они страдают от глухоты и катаракты. У Меня нет каких-либо признаков старого возраста. На Моём лице нет ни единой морщины. Мои глаза сияют подобно электрическим лампам, а мои уши подобны громкоговорителям. Когда наступает старость, люди делают операцию по удалению катаракты. Мои же глаза находятся в отличном состоянии. Я могу видеть всё, что находится на некотором расстоянии. Никто не знает Моего могущества и Моей силы. Но Я использую их согласно потребности и ситуации. Я использую Свои чувства благоразумно и сдержанно, применяя различение (проницательность). Ограничители скорости на дорогах предназначены для управления скоростью. Они необходимы, и они гарантируют безопасность. Я обладаю полным контролем над Своими чувствами. Всё это — признаки Моей божественности. Вы узнаете Мои божественные знаки медленно и постепенно с течением времени. Хотя у Меня есть человеческое тело, Я свободен от человеческой привязанности. Хотя это тело — человеческое, Я полностью божественен. Тело должно кануть в вечность в тот или другой день.
Поскольку Рама и Кришна были рождены с человеческими телами, люди придерживаются неправильного представления о том, что они умерли обычным способом. Рама и Кришна не оставили Свои тела человеческим способом. Рама ступил в реку Сараю и исчез. Прежде Он отослал Ситу. Подобным образом Кришна ушёл в Двараку. Уддхава увидел Кришну сидящим под деревом, и затем Кришна исчез в мгновение ока. Это не было тело, которое должно было быть убито охотником. Вы должны заслужить способность понять божественность.
Воплощения божественной любви!
Поскольку Я ем подобно вам, играю с вами и пою с вами, вы впадаете в заблуждение, полагая, что Я — такой же человек, как и вы. Думать обо Мне подобным образом — полнейшее невежество. Преданные-женщины полагают, что что-то не так с Моими ногами, когда Я хожу медленно. У Меня нет каких-либо затруднений с Моими ногами, Я счастлив и с Моим здоровьем всё в порядке. Я хожу медленно размеренными шагами из-за того одеяния (робы), которое Я ношу. Одеяние, которое Я ношу, сшито до самого низа, не позволяя Мне делать длинные шаги. Моя ходьба медленная, нежная и мягкая, без какой-либо резкости. Я — вся сладость и мягкость.
Поделитесь с друзьями