Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Цикл выступлений по индийской культуре и духовности, Бриндаван,
Однажды нищий в лохмотьях, с нечесаными волосами и грязным телом пришел к Чайтанье и, остановившись на пороге комнаты, стал медитировать с закрытыми глазами. Чайтанья, увидев его, подошел к нему и спросил: «Кто ты? Ты можешь войти внутрь». Услышав эти мягкие и приветливые слова, нищий открыл глаза и скромно ответил: «Свами, я недостоин войти в твою комнату. Я презренный человек из касты чандалов (неприкасаемых). Я сделаю негодным и грязным твое святое жилище.»
Чайтанья, улыбаясь, подошел ближе и с любовью сказал: «Сын мой, никогда не говори, что ты бедный, презренный или недостойный. Кто жалок и кто свят на этой земле? Все святы, поскольку один Бог сияет в сердце каждого. Поэтому, пожалуйста, входи без стеснения.»
Сила имени Бога изгоняет все страхи
Но нищий по-прежнему стеснялся войти внутрь, и тогда Чайтанья спросил его о цели визита. Посетитель ответил: «Свами, я постоянно повторяю имя Бога, но я чувствую, что оно не имеет чайтаньи (духовной силы), так же как человек в состоянии комы жив, но не имеет сознания. Я, наверное, механически повторяю имя Бога и не получаю божественного опыта. Я пришел к тебе с надеждой, что если ты инициируешь меня каким-нибудь именем Господа, оно будет иметь духовную силу и я буду извлекать пользу из произнесения этого имени.»
Чайтанья ответил: «Все имена Бога полны чайтаньи (божественной силы). Имя Бога всемогуще и блистательно. Поэтому ты неправ, недоценивая эффективность любого имени Бога. Однако для твоего удовлетворения, я дам тебе мантропадешу (инициацию священной формулой), как ты хотел. Пожалуйста, войди в комнату». Гость медленно вошел в комнату, исполненный смирения, стеснения, страха и сел в углу. Заметив его состояние, Чайтанья мягко сказал ему: «Сын мой, почему ты так боишься? Свобода и бесстрашие — права каждого человека с рождения. Свобода — твоя истинная природа, зачем ты даешь волю страху? Ты должен осознать Атмическую силу за всеми мыслями и изгнать страх».
Говоря так, Чайтанья подходил ближе и ближе к нищему. Видя это, нищий заплакал в тревоге: «Свами, не касайся меня. Если ты коснешься меня, мы оба будем виноваты в нарушении традиционных норм общества. Я говорю это потому, что сейчас зима, и если ты коснешься меня, тебе придется омыться в холодной воде, что может повредить твоему здоровью. Я принял тебя как своего гуру, а согласно писаниям, гуру поистине Бог, и я совершу грех против Бога, причинив тебе какой-либо вред. Я пришел получить от тебя наставления и помощь, но не вредить тебе. Из-за моих грехов в прошлой жизни я теперь родился как неприкасаемый. Я не хочу добавлять к грузу своих грехов еще один, позволив тебе дотронуться до меня.»
Для пяти элементов природы не существует каст
Услышав это, Чайтанья возразил: «Что ты за глупец! Соблюдая неприкасаемость, игнорируя божественность, внутренне присущую каждому существу, ты только выказываешь свое невежество. Бог не различает касты и веры. Для любого из пяти элементов — земли, воды, огня, воздуха и эфира, которые появились из Бога, не существует каст. Люди различных каст и вероисповеданий одинаково делят дары природы, предлагаемые пятью элементами. Поэтому нет необходимости соблюдать различия в касте и вере. Подойди ко мне».
Однако нищий не мог побороть свой страх, поскольку питал его с детства. Это показывает, что такие чувства, как страх, любовь, ненависть
Имя Господа освящает и трансформирует
Говоря это, Чайтанья обнял нищего. Но тот стал трястись от смешанного чувства блаженства и страха: блаженства от объятий такого великого святого, как Чайтанья, и страха от ложного мнения, что Чайтанья осквернится от физического контакта с ним. Он заплакал: «О Свами, не дай моим грехам запятнать тебя». Смеясь над этим, Чайтанья убежденно сказал: «О невинный, ты и я сейчас стали одним. Мы больше не разделены». Говоря это, Чайтанья обнял его еще раз и шепнул ему на ухо имя Бога. Имя вошло прямо в сердце старика, и так изменило его, что он воскликнул в экстазе: «Свами, нет никого счастливее меня. Я сейчас стал святым и чистым. Я избавился от ложного убеждения, что я есть только тело, состоящее из пяти элементов, и понял свою настоящую сущность благодаря твоей милости и милости имени Бога, которое ты дал мне».
Жизнь человека становится священной, если он хранит как сокровище имя Бога в своем сердце, полном любви. Если нет любви к Богу, все так называемые духовные практики бесполезны. Различные духовные дисциплины нужны только для очищения сердца. Когда сердце становится чистым, нет необходимости изучать писания или заниматься духовными практиками. Объясняя это, Чайтанья призвал своего нового последователя отбросить страх с этого мгновения. С этих пор бродячего нищего стали называть Харидаса.
Какова мораль этой истории? Мы должны отвергнуть все различия, основанные на чьем-либо рождении или положении в жизни, и воспевать имена Господа с большой любовью и преданностью. Сначала Имя должно смягчить сердце преданного. Только потом оно смягчит сердце Господа и Он прольет на преданного Свою милость. Богу неважно, как долго и каким путем вы практикуете садхану. Он требует только чистой, искренней и сильной любви к Нему.
Поделитесь с друзьями