Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Праздник Падука Пратиштха, Прашанти Нилаям,
Благочестие предается забвению;
Дхарме угрожает опасность;
Закон морали утратил силу;
Что Я могу сказать о человеческой жизни?
Нравственность и этика живут лишь в книгах;
Сердце превратилось в скверную мусорную корзину.
Воплощения божественного Атмы! Влажность — естественное свойство воды. Твердость — атрибут камня. Сладость присуща сахару. Тепло — качество огня.
Это — дхарма (естественное поведение) веществ. Ванча (желание) естественно для индивидуума. Так как человек поддерживается желанием, оно считается дхармой (естественным свойством) человека. «Дхарайяти ити дхармах» (Дхарма — то, что поддерживает). Человек поддерживается желаниями. Первейший долг человека — поднести все свои желания Богу.
Это значит, что практика дхармы требует, чтобы мы отдали все мирские желания Богу и развивали внутреннее зрение. «Сарвадхарман паритьяджья мам екам шаранам Враджа» — Отрекись от всех дхарм, ищи убежище только во Мне, — говорит Кришна в Гите. Это подразумевает, что человек должен поставить целью отдать Богу все внешние желания, чувственные и физические, и взращивать духовные мысли, сосредоточенные на вечном.
Для духовной мудрости важна чистота сердца
Для того, чтобы развить подобный духовный взгляд и вдохновлять им других, необходимо иметь читта шуддхи (чистоту сердца). Духовная мудрость может пробудиться только при чистом сердце. Так же, как удаление сорняков, возделывание земли, посев семян и полив их необходимы для того, чтобы собрать урожай, поле человечского сердца должно быть очищено от дурных мыслей и чувств, полито любовью, вспахано духовными практиками и засеяно семенами божественного Имени. Только тогда вы имеете право собрать урожай джняны (божественной мудрости).
Сегодня духовные упражнения ограничены слушанием речей, но не применением полученных уроков. Слушание стало болезнью. Стоит людям услышать что-либо, они начинают хвастаться, что знают все. Это глупое хвастовство только углубляет человеческое невежество.
Следует размышлять над тем, что вы услышали. После размышления следует нидхидьяса (претворение уроков в жизнь). Только тогда наступает триединая чистота мысли, слова и дела. Сегодня люди просто слушают лекции. Это не ведет к Реализации. Шринивасарагхаван ссылался на практику «Нама Ликхита джапам» (написание Имени Господа в качестве духовной практики). Это упражнение поддерживает гармонию мысли, слова и дела (подумайте об Имени, затем произнесите его и напишите). Все эти три процесса должны проводиться с чистым сердцем.
«Сатьям» означает истинную форму человека
Полная чистота существенна для всех садхан (духовных дисциплин). Чтобы достичь чистоты, следует понять разницу между шрейей (духовным благополучием) и прейей (мирским счастьем). Истинная человечность состоит в знании природы Атмы (духа). Вак (речь), манас (ум) и прана (жизненная сила) вместе составляют Атму. Три слога, образующие санскритское слово Сатьям (SATHYAM) показывают истинную природу человека. SAT (САТ) соответствует пище, ее (ие) — воде, и YAM (ЯМ) символизирует Сурью (Солнце). Подразумевается, что Солнце дает воду, которая позволяет человеку выращивать пищу. Если слово Сатья интерпретировать в обратном порядке, оно означает, что Реальность постигается постом и контролем над чувствами (Сат — Реальность; Та — Тапас — пост; Я — яма и другие формы контроля над чувствами).
Полный контроль над чувствами и желаниями, возникающими из них, почти невозможен. Но что вполне достижимо — это повернуть желания к Богу. Это становится возможным, когда человек осознает, что все органы чувств — глаза, уши, нос, язык — черпают свои функциональные способности из Атмы (Внутреннего Духа). Именно Чайтанья (атмическое Сознание) оживляет органы чувств и позволяет глазам видеть, ушам слышать и языку чувствовать вкус. Роль сознания подобна роли тока, который собщает лампе способность светиться. Так как это атмическое сознание присутствует во всех существах, оно называется Брахманом.
Человеческое тело — инструмент познания Бога
Пойманный мирскими желаниями, человек не понимает своей божественной природы. Он отождествляет себя с телом, не понимая, что оно тленно и временно. Человеческое тело — не что иное, как инструмент для постижения внутренней божественности. Человек хочет узнать все о Вселенной, но не пытается узнать, кто такой он сам. Человек ведет искусственную жизнь из-за неведения о своей реальности. Первоочередным делом должно быть осознание своей божественной природы. Человек — не просто человек. Он божественен и должен воспринять эту основную истину.
Человеку придется понять, что все члены его тела функционируют только благодаря божественной силе, оживляющей их. Не стоит уделять им слишком много внимания. Разве неспособны слепые люди жить без глаз? Разве глухие и немые не могут жить без слуха и речи? Имеет значение лишь то, каким образом используются эти органы.
Святой Сурдас проникновенно пел: «О, Господь! Люди, несмотря на то, что у них есть глаза, не могут узреть Твою красоту. Несмотря на то, что у них есть уши, они не слышат Твой мелодичный голос». Люди слышат только бесполезную болтовню. Они не слушают благостных и святых речей. Имея глаза, они смотрят на других людей с ненавистью и ревностью.
У обезьян, ослов, собак и свиней способность видения такая же, как у людей. В чем различие между этими животными и человеком? Животные едят, спят и размножаются. Если люди делают то же самое, в чем различие между ними и животными? Животные любят своих детей, но эта любовь временна, тогда как человеческая любовь может продолжаться всю жизнь.
Как можно освятить тело?
Человеку следует понять, без чего он не может существовать. Он может жить без глаз, ушей и других органов, но не может жить без праны или Атмы. Это называется прана пратиштха (установление божественной жизненной силы в человеке). Образ Бога отражается в зеркале человеческого тела. Человек наивно считает зеркало Чайтаньей (Реальностью). Именно это сознание, а не физическое тело, отвечает за все, что человек способен делать.
Как же освятить это тело? Нужно включить его в деятельность, соответствующую атмическому сознанию. Этот урок преподал Хануман Вибхишане. Хануман сказал ему, что простое повторение имени Рамы не приведет к созерцанию Рамы. Только посвятив себя служению Раме и воспевая при этом Его имя, он (Вибхишана) сможет ощутить саюджью (единство) с Рамой.
Какая польза в произнесении вслух всех 700 шлок Гиты, если не применять на практике хотя бы одну ее заповедь? «Адвешта сарва бхутанам» (не проявляй злой воли ни к какому существу), объявляет Гита. Это первый наказ Гиты человечеству. Он основан на том, что один и тот же Атма присутствует внутри всех существ как Антаратма (Обитатель). Какая польза в чтении Гиты, если вы ненавидите других? Вы совершаете богослужения и ненавидите Бога в других. Ваше служение и ваша ненависть уничтожают друг друга и вам не остается ничего.
Следуйте указаниям Господа Рамы
Рамаяну регулярно читают, и Рама почитается большинством населения Индии. Храм Рамы есть в каждой деревне. Но многие ли живут по принципам Рамы? Рама ушел в лес, подчинившись приказу отца. Многие ли сегодня выполняют наказы своих отцов? Рама пожертвовал царством и роскошью ради соблюдения истины. Он говорил, что Его единственная цель — поддержание благосостояния народа. Он служил людям, в которых Он видел образ Бога.
Ни отшельничество, ни паломничество к святым рекам,
Ни изучение писаний, ни декламирование
Имени Господа не будут полезны
Для пересечения океана амсары
Без служения саджане.
Саджанам — это те, в ком обитает Сат, Атма. Так как Атма обитает во всех существах, «саджана» относится ко всем и каждому. Когда вы служите сат, которая есть Реальность в каждом существе, вы получаете опыт чит (сознания). В этом состоянии сердце наполняется анандой (блаженством).
Аннамачарья прославлял Стопы Господа как те Стопы, что омывал сам Брахма, как те, что принадлежат Самому Брахману и несут бремя всей Вселенной и всех человеческих тел. Бог есть Пурна-сварупа (форма, заключающая в себе все). Так же как стопы человека несут груз всего тела, тонкое тело Бога несет на своих Стопах всю Вселенную. Без ног тело не может двигаться.
Значение величия, приписываемого Стопам Господа
Осознав, что макрокосм и микрокосм составлены из одних и тех же пяти элементов, человек должен понять, что Бог присутствует везде. Он должен произносить имя Господа из глубины сердца и находить убежище в стопах Господа. Аннамачарья провозгласил: «О ум! Найди прибежище у Лотосных Стоп Господа. Они освободят тебя от всех твоих несчастий и приведут тебя к божественности».
Когда Бхарата поставил на трон падуки (сандалии) Рамы, вся Айодхья была защищена этими сандалиями. Об этом же пел Бхадрачала Рамадас: «О Рама! Я держусь за Твои Стопы. Я не дам Тебе ступить и шагу, пока Ты не пообещаешь мне Свою защиту». Святой Тьягараджа говорил, что он не позволит себе соблазниться дарами, присланными раджей Танджавура, но предпочитает Лотосные Стопы Шри Рамы всем богатствам мира.
«Стопы» не означают сандалии из золота или серебра. Стопы относятся к Богу, который поддерживает все. Почему Стопы наделяются таким величием? Если смотреть с научной точки зрения, то можно заметить, что кровь движется от стоп наверх во все части тела. Стопы, которые несут все тело, необходимы для самой жизни. Когда вы ищете прибежища у Стоп Господа, вы можете получить видение божественной формы.
Яшода поймала Кришну благодаря следам Его стоп
Вот маленький пример из детства Кришны в Гокуламе, который показывает, что означают Стопы Господа. Кришна был известен Своей привычкой воровать масло из всех домов и кормить им Своих друзей и товарищей. Так как на Него было много жалоб, однажды, когда Он убегал из дома, мать Яшода задержала Его и спросила: «Почему ты воруешь масло из других домов, когда в нашем доме вдоволь масла? Твой рот постоянно блестит от масла. Брось эту привычку. Иначе я привяжу тебя к ступе, чтобы ты не убегал далеко. Как ты можешь делать такие вещи, ты же еще такой маленький?» Он улыбнулся и убежал. Яшода ходила от дома к дому в поисках Кришны. Он играл с ней. Яшода не могла бегать так быстро, как Он, потому что была довольно полной. Ей никак не удавалось поймать Его.
Однажды Кришна окунул Свои ноги в молоко и выбежал из дома, оставляя за собой следы Своих стоп. Только с помощью следов Яшода смогла поймать Кришну. На самом деле, поскольку она сильно хотела поймать Его, Кришна Сам помог ей в этом. Яшода смогла поймать Господа только с помощью отпечатков Его стоп.
Слава стоп Господа многообразна. Но они принесут благословение лишь тогда, когда их ищут с настоящей верой. Стопы Господа содержат божественные знаки — шанкху (раковину) и чакру (диск). Шанкха — символ Шабда Брахмана (космического божественного звука). Диск соответствует колесу времени. Звук и время являются космическими аспектами Господа. Вся Вселенная произошла из звуковых вибраций. Эти вибрации относятся ко времени. Звук и время неразделимы и взаимозависимы.
В сельской местности принято советовать человеку, совершившему ошибку, прикоснуться к стопам того, кому была нанесена обида. Когда человек держит стопы другого, это значит, что он просит прощения. Сегодня, при наличии судов и процессов, никто не пытается упасть к ногам «пострадавшего». В старые времена в деревнях, если человек припадал к ногам другого, последнему ничего не оставалось, как простить его.
Искать стопы Господа — значит искать прощения
Внутреннее значение поиска Стоп Господа в том, что таким образом Господь прощает грехи кающегося. Но простого прикосновения к Стопам мало. Человек должен искренне раскаяться и заявить, что он не будет совершать подобные промахи в дальнейшем. Только тогда он получит искупление.
Воплощения божственного Атмы! Разные люди следуют разным видам садханы. Чтобы получить пользу от этой садханы, они едут в ашрамы. Они почитают старших и служат им. Но пока в них остается эгоизм, это не принесет пользы. Ваш эгоизм может привести даже к изгнанию из ашрама. Поэтому, чтобы реализовать свою истинную человеческую природу, подавите эго, похороните чувство собственности и развивайте привязанность к Атме. Зависть, ненависть и гнев производят разрушения среди людей. Даже жители ашрама наполнены гневом. Гнев описывают как аромат греха. Поэтому, когда вы служите Лотосным стопам или пишете имя Господа, вы должны быть свободны от этих трех зловредных черт.
Разрушьте эго, выполняйте свой долг и помогайте друг другу
Для начала нужно разрушить эго. Тогда утихнет гнев. Выполняйте свой долг. Не выставляйте вперед свое эго. Поддерживайте взаимопомощь. Выполняйте свою работу с удовольствием. Будьте дружелюбны друг к другу. Только когда вы будете так вести себя, вы получите пользу от ликхита джапам (написания имени) и от служения падукам (сандалиям Господа).
В организациях Саи в первую очередь необходимо единство и взаимное доверие. Только в единстве вы можете поддерживать благополучие мира. Если в организации раздоры, как вы можете служить другим? Пусть сдержанность станет вашим украшением. Через любовь отбросьте свои вредные черты. Руководящие члены организации Саи, которые совершают священнодействия вроде Нама ликхита джапам или падука сева, должны развивать духовные качества.
В многочисленных деревнях штата Тамил Наду преданные занимаются Нама ликхита джапам и совершают службы падукам. Вместе с этим им следует очищать свои сердца. Сегодня в различных местах мира Природа вызывает многочисленные бедствия — землетрясения, засуху, наводнения и извержения вулканов. В чем причина? Недостаток духовности в человеке ответственен за эти бедствия. Беспорядки в сердце (человеческом сердце) отражаются на «сердце земли», вызывая землетрясения. Наполните свои умы хорошими мыслями и включайтесь в добрые дела. Воспевайте имя Господа. Когда эфир заряжается вибрациями божественного имени, очищается вся природа. Те, кто дышат этим очищенным воздухом, будут иметь чистые мысли. Очищайте атмосферу, которая сейчас загрязнена.
Поделитесь с друзьями