Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Веда Пуруша Саптаха Джняна Яджна (семидневная ведическая церемония Высшему господу Вед), Прашанти Нилаям,
Ни милосердие, ни жертвоприношения,
Ни отшельничество, ни знание писаний,
Ни глубочайший научный поиск,
Ничто не может сравниться
С силой контроля над чувствами.
Немногие люди в мире способны осознать, какова первейшая цель их жизни. Многие даже не сожалеют об этой неспособности.
Что такое жизнь? Что такое высшая цель? Человек должен вникнуть в эти основные вопросы. Однако ему кажется, что его высшая цель — это наличие пищи, одежды, крова и потомства. Все это, несомненно, необходимо в некоторой степени. Но это относится только к существованию, и не имеет отношения к высшей цели жизни. Параллельно с ведением обычной жизни человеку необходимо обращать внимание на высшую цель. Человек должен осознать огромную ценность человеческой жизни. Каждый домохозяин должен принимать во внимание не только свои обязанности в «Грихастхараньям» («лесу» семейной жизни), но и помнить о Брихадараньям (послании одноименной «Лесной» Упанишады). Те, кто живут в джунглях семьи, нуждаются в том, чтобы узнать, как жизнь рассматривается в Брихадараньяке.
Брихадараньяка Упанишад
Что такое Брихадаранья? Это огромная (брихат) лесная Обитель. Этот ашрам — объединенное выражение ума, речи и жизни. Теджас (сияние) символизирует вак (речь). Ум представлен пищей — аннамайей. Прана (Сила Жизни) есть Расамайя (ее неотъемлемая сладость). Сияющая речь в сочетании с умом в качестве пищи становится сладким нектаром жизненной силы. Эта истина провозглашается мудрецами в изречении «Расо ваи Сах» (Оно, божество, есть сама сладость) — как форма Брахмана.
Принцип расы присутствует только в пране (жизненной силе). Космос основан на жизни. Однако существует Атма, который превосходит Жизненное Начало.
Брихадараньяка Упанишад — объединенная форма вак, манаса и праджни (речи, ума и мудрости). Поскольку мудрецы размышляли над этой формой и испытывали блаженство от божественного опыта в лесу, она получила название Араньяка (лесная). Так как огонь зарождается в лесу, агни (Огонь) тоже получил эпитет аранья. Жизнь человека начинается в огне, питается огнем и заканчивается в огне. Рожденный из теплого чрева матери, поддерживаемый огнем пищеварения, человек заканчивает свою жизнь на погребальном костре. Огонь, таким образом, есть основная причина рождения и смерти.
Агни — воплощение божества. Огонь обладает сиянием. Он кормит весь мир. Но он должен находиться под контролем. «Нет ничего великого, не имевшего бы ограничений».
Разумное объяснение пожертвований
Древние совершали яджны и ягьи для того, чтобы умилостивить божество в форме огня. Проводимые жертвоприношения не имели целью личную выгоду или исполнение каких-либо желаний, или преодоление трудностей. Они выполнялись только с целью достижения Атмаананды (Блаженства Духа).
Однажды император Джанака проводил большую яджну. Многие знатоки участвовали в жертвоприношении, включая ученых женщин. Среди них были Майтрейи, Гарги и другие. На этой яджне один пандит начал задавать вопросы мудрецу Яджнавалкье. «Сколько божеств присутствует здесь?» — спросил он. Яджнавалкья, будучи очень проницательным человеком, воспользовался намеком в слове «здесь». Он ответил: «Их здесь 3306». Все собрание было удивлено этим числом. Они удивлялись, как это 3306 божеств могут присутствовать на яджне.
Что стояло за ответом Яджнавалкьи? Он посчитал каждого присутствующего на яджне за бога. «Бог проявляется в человеческой форме». В те времена на таинстве яджны человек не считался просто человеком. Каждый присутствующий рассматривался как проявление Бога.
Ашвала затем задал другой вопрос: «Можно ли уменьшить число божеств?» «Да, можно», — ответил Яджнавалкья. Во втором вопросе не упоминалось слово «здесь». Яджнавалкья ответил: «Тридцать три божества». Когда его спросили, может ли он перечислить их, Яджнавалкья ответил: «Это восемь Васу, одиннадцать Рудр, двенадцать Адитьев, Индра и Праджапати. Всего 33».
Яджнавалкья уменьшает количество богов до одного
Собрание было удовлетворено ответом. Затем встала Гарги и спросила: «Почтенный мудрец! Можно ли еще уменьшить число божеств?» «Конечно, да», — ответил Яджнавалкья. «Их шесть! Агни (Огонь), Бхуми (Земля), Вайю (бог Ветра), Адитья (бог Солнца), Амаратвам (Бессмертие) и Адхвара (Жертва). Эти шесть богов — истинные боги.
Ашвала встал и спросил, можно ли еще сократить это число. Яджнавалкья ответил, что можно сократить до трех — Прошлое, Настоящее и Будущее. Ответ был принят собранием.
В ответ на следующий вопрос, можно ли дальше уменьшить число богов, оставив самых главных, Яджнавалкья ответил, что можно оставить двух: Пищу и Прану (Жизнь).
Когда его опять спросили, можно ли еще уменьшить число богов, он сказал, что можно — до полутора, и объяснил, что всепроникающий бог Ветра Вайю известен как Адхьяртха (один с половиной). На вопрос, возможно ли дальнейшее сокращение, он сказал, что можно оставить одного бога, а именно Прану (Жизнь).
Когда проводятся исследования с научной, духовной или иных точек зрения с целью найти последнюю божественную сущность, Прана, правящее божество Жизни, оказывается единственной.
Где обитает Жизненное Начало? Ответ будет звучать так: оно не имеет определенного места и времени. Оно везде. Цель яджны — умилостивить эту всепроникающую Жизненную Силу.
Яджна означает получение высшей мудрости
Что есть яджна? Это не просто принесение пожертвований священному огню, хомам. Яджна означает приобретение высшей мудрости путем ямы и ниямы (контроля над чувствами и духовной дисциплины). Эта мудрость не относится к светским знаниям. Все знание, получаемое с помощью интеллекта, иллюзорно. Оно основано на дуализме и равносильно невежеству. Оно может пригодиться для дебатов, которые провоцируют раздоры.
Знание, которое превосходит все противоположности и относится к вечным истинам, есть Атмаджнянам (Знание «Я»). Именно для получения этого высшего знания древние риши проводили яджны и ягьи.
Практики, такие как чтение Лалитха Сахасра-нама, не могут считаться яджной в полном смысле. Только когда человек проводит внутренний поиск в целях постижения «Я», он может получить Атмаджняну.
Для этой цели нет необходимости изучать книги. Только путем прямого опыта и своей собственной садханы можно достичь этого осознания Себя. Человеку следует понять, что он сам является причиной счастья или несчастья, и все то, чего он добивается или любит, существует не само по себе, а исходит от него самого и воздействует на него. Поэтому он должен понять свою настоящую природу. Осознав эфемерность мирских объектов, человек должен понять, что постоянное счастье достижимо только через любовь к Богу.
Великий мудрец Яджнавалкья утверждал, что весь космос есть проявление Бога. Бог вездесущ. Это осознание божественного должен испытать каждый.
Чувство единства — послание Пранавы
Брихадараньяка Упанишад указывает, что это единство провозглашено всепроникающим священным звуком «ОМ» — Пранавой. Эта вездесущность может ощущаться мириадами способов и прежде всего, в звуке, который можно услышать, когда человек находится один и затыкает уши. Человеку следует понять спасительную силу Пранава мантры. Она является средством преодоления превратностей судьбы и достижения единения с Богом. Тело подобно пузырю на воде, происходящему из воды, растущему на воде и в ней же растворяющемуся. Тело — пузырь, а Нараяна — вода. Оно появилось из Нараяны и должно исчезнуть в Нем.
Яджны и ягьи существуют для того, чтобы прояснять такие духовные истины. Но люди, скованные цепями мирской жизни, сами становятся жертвами всякого рода тревог и несчастий. Некоторые из них склонны все время причинять вред другим. Даже добро они все время превращают во зло. Для таких людей нет другого конца, кроме полного разрушения. Каждый, следовательно, должен иметь представление о человеческой жизни и о жизни божественной. Есть многие, кто не способны увидеть ничего хорошего, но видят только плохое. Есть другие, которые всегда видят плохое, но считают это хорошим. Оба эти взгляда ложны. Человек с божественным взглядом на мир видит только хорошее.
Существо, родившееся человеком, не должно иметь никаких дурных мыслей. Даже если вас оскорбляют, вы должны практиковать самообладание и оставаться спокойным. Нет силы, которая могла бы сравниться с подобным самоконтролем. Каждый должен развивать такое спокойствие. Миролюбивый человек имеет более долгую жизнь. Люди сегодня легко теряют покой. Они приходят в ярость от малейшей провокации. Есть четыре типа людей, которые видят хорошее и плохое различным образом. Из них хуже демонов те, кто высмеивает все хорошее и выставляет его плохим. Эти извращения — отражение плохих времен, которым противостоит человечество. Такое положение вещей — признак надвигающейся катастрофы.
Предвестники Кали-юги перед ее наступлением
Однажды Кришна и Баларама вели оживленный разговор. Баларама спросил Кришну: «Отчего в наши дни происходит так много нежелательных событий? Кроме раздоров между Пандавами и Кауравами, разногласия поднимают голову даже внутри нашего клана Ядавов. Среди них множатся конфликты. Все кругом отравлено горечью. Нарастает вражда». Кришна с улыбкой ответил: «Это проявления сил Кали. Наступает эпоха Кали. Таковы ее предвестники. Эти дурные тенденции предвещают будущие несчастья».
Все злобные наклонности, которые проявляются сегодня, предвещают надвигающиеся катастрофы. Будущее — в ваших руках. Чтобы предотвратить несчастье, нужно изгнать все дурные мысли. Нужно всегда давать ход лишь мирным мыслям. Когда у вас появляется мысль причинить кому-либо вред, проверьте, правильная ли это мысль. Если вы хотите сделать какое-либо публичное заявление, проверьте, истинно оно или ложно. Не распространяйте базарные сплетни. Ищите истину. Не суетитесь и не спешите. Подождите, пока все факты будут в ваших руках. Делать выводы в спешке на основании неполной информации есть признак тупости.
Урок Махабхараты
Почему случаются неблагоприятные события? Только для того, чтобы помочь добру. Они имеют очищающий эффект. Возвышение и падение — естественные состояния. Когда такие события происходят в непосредственной связи с божественным, их нужно рассматривать как прелюдию к чему-то возвышающему и великому.
Вот иллюстрации из Махабхараты. Битва между Пандавами и Кауравами шла уже девять дней. Все эти девять дней Пандавы терпели поражение. Юдхиштхира и Арджуна были удручены.
Тогда Кришна сказал им: «Почему вы стали такими нетерпеливыми? В начале борьбы неправедность может брать верх. Постепенно она ослабляется, и силы праведности, мира и истины одерживают победу. Поэтому не горюйте. Вставай, Дхананджайя (Арджуна)! Дхарме суждено победить. Эгоизм и своекорыстие должны быть уничтожены. Увы! У родителей ста сыновей в конце концов не останется ни одного, чтобы похоронить их. Какая злая судьба! В чем причина? Это результат кривых путей злонамеренных людей. Они полны низкой хитрости. Такие люди приносят крушение великим царским династиям. Теперь только дождь стрел способен восстановить мир». Так Кришна поднял упавший дух Дхармаджи и Арджуны.
Кауравы не могли вынести популярности и доброго имени Пандавов. Пандавы были воплощением праведности. Они были полностью преданы истине. Если бы это не было так, могли бы могучие герои Бхима и Арджуна оставаться бездеятельными, когда Драупади пытались унизить? Они позволяли событиям идти предначертанным путем.
Поэтому неудачи в жизни должны рассматриваться как события, служащие дальнейшему духовному росту.
Уникальность деятельности Саи Сева организаций
Сегодня, когда Саи Сева организации заняты служением по всему миру, есть некоторые люди, которые, подобно Кауравам, пожираемы завистью. Они имеют своих подстрекателей и пособников вроде Шакуни, дяди Дурьодханы. Такие люди не могут считаться образованными или интеллигентными. Если бы они были по-настоящему образованы, они бы не придерживались такой нечестной тактики. Но каков исход всего этого? Злобные люди будут побеждены своим собственным оружием.
Очень скоро слава Саи распространится по всему миру. Она тысячекратно возрастет. Причина — в изначальной доброте и благе Миссии Саи. Она полностью свободна от всякой нечистоты. Каждое действие производится из чистейших побуждений. Все, что говорится, основано на истине. Вся деятельность проводится независимо от кого-либо извне. Поэтому здесь нет места для страха.
После сбора урожая, когда зерно провеивают, ветер сдувает весь мусор, оставляя только зерна. В этом процессе истинные преданные остаются непоколебимыми. Колеблющиеся марионетки уйдут прочь. Это процесс просеивания.
Поэтому придерживайтесь истины своих убеждений. Будьте готовы принять любой вызов. Жизнь — вызов, встречайте его! Будьте готовы столкнуться с любой ситуацией. Как действовать? Не «око за око, зуб за зуб». Вы должны всегда придерживаться истины. Не обвиняйте никого. У вас нет нужды кому-либо вредить. Будьте верны истине и почитайте ее как жизненное дыхание настоящего преданного. Усиливайте веру в Бога. Завистники придумывают всевозможные истории. Они поддерживают пламя ненависти в других. Все они принадлежат к грешному потомству Шакуни. И где они найдут свое пристанище? В компании злонамеренных людей, вроде Дурьодханы и Духшасаны. Они никогда не будут близки к праведным людям, подобным Дхармадже (старшему из Пандавов). Таким людям уготован плохой конец. Добрый никогда не падает духом. Доброе начало обязательно расцветет. Поэтому установите свои жизни в истине.
Выполняйте хорошую работу
Воплощения любви! Хорошие возможности приходят редко. Раз упущенные, они могут не появиться вновь. Пользуйтесь настоящей возможностью, посмотрите, как Саи-организации растут день от дня. На каждой улице должно звенеть эхо имени Саи. Каждое сердце должно очищаться. Каждый ум должен быть полон счастья. Любите даже своих врагов. Обращайтесь даже с теми, кто ненавидит вас, как со своими друзьями. Тогда у вас не будет нужды никого обвинять. Когда вы придерживаетесь своей истины и живете соответственно ей, вам обеспечен успех. Истина одна. Она должна быть спасительным якорем вашей жизни.
Так как здесь собрались многие, Я хочу проинформировать вас, что программа семидесятилетия написана. Что бы ни случилось, это празднование состоится. Решения Саи выполняются. Даже если небо упадет на землю, решения Саи не изменятся. Мы не говорим об этих решениях, и они не распространяются среди публики. В мире рекламируются только те товары, которые нелегко продать. Товары, пользующиеся спросом, не нуждаются в рекламе.
Важные события к 70-летию
В течение предстоящих двух лет произойдет много важных событий. Действуют программы помощи бедным и нуждающимся. 18 ноября будет проведено 70 бракосочетаний. Люди нередко говорят о массовых бракосочетаниях. Но, как правило, они проходят буднично и незаметно. Бракосочетания, которые мы намереваемся проводить, будут другими. Они будут такими, что новобрачные скажут: «Мы не могли и мечтать, что подобное случится в нашей жизни!» Каждая невеста получит медальон на золотой цепочке. Жених получит золотое кольцо. Набор кухонной посуды и некоторое количество продуктов также будут подарены. Невестам будут даны дорогие кандживарамские сари. Наконец, пары будут обеспечены жильем.
Также планируется подарить швейные машины женщинам, которые привязаны к своим домам и не могут искать работу в других местах.
Все — наши граждане. Бог есть во всех. Но благодаря своим прошлым действиям и своим несчастьям некоторые люди придерживаются глупых идей. Они преходящи. Даже Дурьодхана и Душасана прославляли Кришну при своей кончине. Поэтому не проявляйте злой воли ни к кому. Любите всех и молитесь за благополучие каждого. Участвуйте в работе организаций Саи, как можете. Сегодня в мире нет более благородной работы.
Я не говорю о других многочисленных организациях в мире. Но такой чистоты, которая царит в Саи-организации, нельзя найти нигде. Сплетники могут говорить то, что им нравится. Но с тех пор, как существуют наши организации, их лозунг всегда: «Помогай! Служи!». Это их первоочередная цель.
Я не делаю различий на основе расы, касты или веры. При проведении брачных церемоний этим различиям не будет придаваться значение. Каждая пара получит благословение на счастливую жизнь и правильное поведение в качестве домохозяев. Те, кто хотят пожениться, должны соблюдать законы страны.
Поделитесь с друзьями