Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Университет Шри Сатья Саи, Бриндаван,
Английское образование стало важным для всех;
Духовное образование упало в цене;
Как тогда можно достичь чистоты сердца?
Только эта чистота — суть образования.
Не ведая о высоких идеалах
Божественной культуры Индии
Индийцы не делают усилий, чтобы оценить свое наследство.
Может ли быть несчастье больше этого?
Дорогие студенты! Истинное индийское образование состоит в воспитании у студентов почтения к Индии и ее культурному наследию. Индию защитят не политики. Не оружие и не бомбы защитят ее. Нацию защищает патриотизм и дух жертвенности, живущий в сердцах людей, их духовный взгляд на мир. Поэтому студенты сегодня должны исполниться духом жертвенности, воспитать в себе бескорыстную преданность стране и готовить себя к тому, чтобы встать на духовный путь. Только такие студенты — юноши и девушки — смогут защитить нацию и обеспечить ее безопасность.
Индийское образование — не тюрьма
Индийское образование — не то образование, на которое нужно сначала потратить большую сумму денег, чтобы получить диплом, а затем побираться в поисках работы. Оно ставит целью воспитание уверенности в себе, благородных идеалов и счастливой жизни, посвященной служению Родине. Оно ставит задачей поддержание единства в многообразии. Оно готовит умы студентов к борьбе с несправедливостью, коррупцией и злобностью, вредящими обществу.
Индийское образование — не тюрьма для воспитания умственного рабства или привязанности к работе. Оно ясно провозглашает: «Единый присутствует как Внутренний Дух во всех существах». Оно требует от каждого проявления своей Божественности. Таким образом, истинное индийское образование призвано воспитывать патриотизм, поддерживать дух жертвенности, вдохновлять на духовные поиски — то есть, готовить людей к идеальной жизни.
Студенты! Образование — это не поглощение мирских знаний для того, чтобы вести мирскую жизнь. Истинное образование должно воодушевлять человека мыслями и чувствами для идеальной жизни.
Когда человек рождается, он получает определенные способности. Эти способности, однако, ограничены. Из-за неправильного использования чувств и безграничного роста желаний эти способности расходуются впустую. В результате человек преждевременно стареет и умирает. Поэтому эти ограниченные способности должны использоваться надлежащим образом с помощью контроля над чувствами, который продлевает жизнь человека, посвящающего свои таланты и знания служению обществу. Только когда студенты приобретут характер и честность, они обретут способность преобразить моральный климат вокруг себя. Именно потому, что образование не может изменить поведение человека, он не развивается умственно и духовно. Для этой цели должна быть установлена дхарма (нравственный порядок), которая будет поддерживать благополучие и этого, и других миров. Только тогда человечество станет божественным.
Три качества и три гуны
Студент должен иметь три качества. «Сарва лока хитхе ратхах» (наслаждаться благополучием всего мира). Это первое качество. Студент должен желать блага любой стране. Второе качество — «Сарваджняна самбхавах» (стремиться к полному знанию). Это значит, что его знания не должны ограничиваться только физическим миром. Он должен постигать и духовное знание. Каждый человек одарен джняной (знанием). Она принимает многие формы. Это не просто тренировка интеллекта или рассуждение. Джняна не является жизнью в вымышленном мире. Это не продукт воображения. Джняна, в ее глубоком значении, это опыт единства — «Экаика даршанам». «Адвайта даршанам джнянам» (восприятие Единого есть Мудрость), — утверждает писание. В этой джняне нет двойственности. Аджняна (неведение) — это отсутствие такого знания. Это знание должно отражаться каждое мгновенье в каждом шаге человеческого существа.
Чтобы достичь такого знания, человеку нужно выработать три качества. Первое — здоровое тело. Второе — контроль чувств. Третье — ограничение ума. Если какая-либо из этих трех составляющих отсутствует, знание будет неполным. Все три (качества) должны быть без изъянов. Если в какой-либо способности есть дефект, полное саттвическое знание недостижимо.
Неправильное использование чувств
Причина широкого распространения среди студентов разнообразных недугов состоит в растрачивании энергии, вызванном неправильным использованием чувств. Например, способность глаза видеть имеет ограничения. Поэтому глаза следует использовать соответственно их возможностям. Это основная причина для лозунга «Не смотри на плохое, смотри на хорошее».
Уши также имеют ограничения в способности слышать. Вы не должны позволять им слушать все, что вам нравится. Иначе уши теряют свою силу слышать.
Язык — могущественный орган, но он также должен соблюдать определенные пределы. Предаваясь излишним разговорам, используя грубые слова и неприятные выражения, язык теряет свою силу. Сила языка уменьшается от четырех практик: произнесения лжи, оскорбления других, злословия и излишних разговоров.
Так сила органов чувств тратится впустую из-за их неправильного использования. В результате истощается и жизнь самого человека.
Не так уж трудно получить образование. Приложив некоторые усилия, можно заработать хорошие отметки. Но в таких студентах не найдешь ни расцвета разумности, ни раскрытия хороших качеств. Не столь важно просто получить высокие отметки или заработать высокий рейтинг. Важно преобразование ума. В процессе образования самое важное — практиковать то, что студент узнает. Внешние выгоды от образования сопровождаются равным количеством потерь. Сила разума и различения утрачивается. Знание того, что хорошо, что важно и что есть высшая мудрость — теряется. Люди становятся рабами чувств. Катхопанишада утверждает: «Раб чувств — глупец. Только человек, подчинивший чувства — герой».
Тот, кто неправильно пользуется чувствами — глупец
Вот иллюстрация. Равана обладал большей ученостью, чем Рама. Он обладал шестьдесят четырьмя категориями знания. Он также знал искусство дрессировки коров и слонов. Несмотря на все эти достижения, Вальмики называл Равану муркха (упрямый глупец). Раму же он называл дхармамурти (воплощение праведности). Несмотря на все свои знания, Равана не смог поставить свои чувства под контроль. Из-за того, что он дал своим чувствам полную свободу, он стал глупцом. Любой, кто неправильно использует свои чувства — глупец, какими бы знаниями он ни обладал. Рама полностью контролировал свои чувства и оставался в совершенном равновесии в счастье и горе. Когда Ему пришлось отправиться в изгнание в тот самый момент, на который была назначена Его коронация, Он ушел в лес спокойно и бесстрастно. Его не затрагивали потери и приобретения, боль и удовольствие. Жизнь — смесь счастья и несчастья.
Студенты! Ваша первая задача — добиваться контроля над чувствами. Только тот студент, что достиг власти над чувствами, может быть героем в жизни, сильным и сверкающим, подобно алмазу. Раб чувств становится рабом мира. Самоконтроль должен быть первостепенной целью образования.
Студенты сегодня не исполнены любви к стране. Им также не хватает уверенности в себе. В них нет также и следа веры в Дух. Поэтому студентам следует взращивать патриотизм, воспитывать в себе уверенность в своих силах. Только тогда они смогут использовать свое образование для служения Родине и для поддержания благополучия и процветания нации.
В жизни очень важны идеалы
Образованные люди сегодня полностью погружены в преследование корыстных целей. Они не думают о служении другим или о благе нации. Еще не завершив образования, они уже озабочены поисками работы. Связь между образованием и занятостью должна быть разорвана. Образование должно служить жизни, а не существованию.
Добывание средств к существованию — не самое важное. Важны идеалы, ради которых вы живете. Главная цель образования — дать человеку способность проявить свою внутреннюю Божественность. Когда студенты обучаются в таком духе, они станут работать на благо нации, общества, а также и на свое собственное благо.
Следовательно, образование не должно быть средством к достижению желаемого результата. Этот подход унизителен. Все мирские желания могут принести лишь временное удовлетворение. Как же достичь прочного блаженства? Оно не может быть получено с помощью тела. Постоянное блаженство можно обрести только через внутренний опыт. Только тогда задача жизни будет выполнена.
Сегодня нет гармонии между мыслью, словом и делом. Думая одно, говоря другое и делая третье, люди связывают себя своими собственными противоречиями. Они таким образом обманывают самих себя.
Установите пределы для желаний
К образованию следует стремиться не просто для получения дипломов, а для культивирования человеческих ценностей. Все богатства эфемерны. Не становитесь рабами богатства. Становитесь обладателями хороших качеств. Богатство без характера ничего не стоит. Жизнь становится идеальной, когда богатство человека состоит в его характере. Расцвет характера (человека) приводит к сиянию в жизни.
Когда ребенок рождается, он девственно чист от любых желаний. Когда он растет, желания множатся. Эти желания нужно держать в определенных пределах. Жизнь — долгое путешествие, и чем меньше поклажи вы несете, тем больший комфорт испытываете. Сокращение желаний — истинный признак цивилизации. Правительство установило «потолок» для земельных владений, для домов и многих других вещей. Но нет «потолка для желаний». Образование должно приводить к ограничению желаний человека.
Следует понимать, что каждый орган в теле имеет предел своих способностей. Опасно использовать их сверх этих пределов. Это справедливо почти для всего в жизни. Где бы пределы ни превышались, последствия везде будут пагубными. Избыточный свет вызывает ожог сетчатки. Оглушительный шум может повредить барабанную перепонку.
Студенты! Вы знаете ситуацию в мире. Куда бы вы ни взглянули, везде беспорядки и насилие. Человек получил два дара: сукхам и шантам (счастье и покой). Все люди во всем мире, от короля до нищего, хотят только этого. Но что это за счастье, которого должен добиваться человек? Разве это физическое, умственное или материальное удовольствие? Люди не уверены в том, какое же счастье им нужно и откуда его взять. Если они хотят чувственных удовольствий, то они обнаруживают, что удовольствия эти мимолетны и что они сами при этом ослабевают. Это вообще не удовольствие. А что с покоем? Люди считают покоем свободу от забот. Тьягараджа утверждал, что не может быть сукхам (счастья) без шантам (покоя). Как достичь покоя? Только когда желания сведены к минимуму, можно достичь покоя. По мере роста желаний покой теряется.
Довольствуйтесь малым, чтобы положить конец желаниям
Человек — жертва ненасытных желаний. Как только одно его желание исполняется, появляется желание чего-то более привлекательного. Он хочет войти в законодательный орган. Вскоре после того, как он туда входит, он хочет стать министром, а затем и премьер-министром. Он не довольствуется этим. Он хочет переехать в Дели. Нет конца подобным желаниям. Человеку следует развивать чувство довольства. Недовольный человек многое теряет. Студент может хотеть получать хорошие отметки, но он не должен желать, чтобы другие не учились столь же хорошо. Такое эгоистичное поведение неприлично. Все должны хорошо сдавать экзамены. Все должны зарабатывать отличные отметки. Студенты должны иметь широкий взгляд на вещи.
Радуйтесь успехам других
Стадия ученичества подобна молодому деревцу. Если за ним правильно ухаживать, оно вырастет в хорошее дерево. С этого юного возраста вы должны следить, чтобы ваш ум не сбивался с пути. Не давайте воли зависти, ненависти и высокомерию. Радуйтесь успехам других. Ваш успех придет в свое время. Уступайте места более слабым людям в очереди на автобус. Подавляйте желание возвыситься над другими. Не думайте все время только о своем положении. Только когда вы воспитаете в себе широкий взгляд на вещи, вы станете способны с годами стать лидерами нации. Вы — завтрашние лидеры. Если вы будете иметь правильное отношение ко всему сегодня, вы сможете достойно играть вашу роль завтра. Очищайте свои сердца. Контролируйте свои чувства. Это — правильный путь.
Духовность не означает просто медитацию или богослужение. Она означает избавление от загрязненности ума. Студенты должны быть известны своим спокойствием и законопослушностью. Вместо этого мы видим, что где бы ни собрались несколько студентов, везде возникают возбуждение и волнения. Нельзя допускать этого.
Студенты! Вчера Натесан подарил из своей коллекции двух бронзовых львов в натуральную величину. Вы можете быть удивлены, почему эти львы выставлены на постаменте. Может создаться впечатление, что они выставлены здесь для украшения. Но Я поставил их здесь из других, священных соображений.
Будьте львами, а не баранами
Лев почитается царем зверей. Он не имеет склонности к подлым или низким поступкам. Только когда он голоден, он убивает животное. Он не убивает из прихоти. Так как он известен своим благородством, он и получил титул царя зверей. Известно, что человеческое рождение — большая редкость среди живых существ. Поэтому каждый человек должен стараться быть львом среди людей. Вы не должны быть подвержены страху или слабости. Будьте львами, а не баранами!
Нашим студентам следует стать львами, которые будут защищать людей, становясь их лидерами. Они должны довольствоваться тем, что используют свои возможности, удовлетворяя свои минимальные потребности. Не пускайтесь в безрассудные приключения. Соблюдайте должные ограничения в использовании ваших талантов, богатства и положения. Берите обязательство трудиться во имя развития нации с усердием, смелостью и самопожертвованием. Смело идите вперед. Всегда имейте уверенность в том, что Бог на вашей стороне. Бог — обитатель сердца. Эта уверенность вселяет храбрость.
Г-н Джустис Чандрачуд сказал, что в первую очередь необходима смелость. Какая смелость? Сомневающийся погибает — «Самшайяатма винасьяти». Никогда не будьте «Фомой неверующим». Только когда вы свободны от сомнений, вы становитесь героями. Сомнения исчезнут, когда придет уверенность в себе. «Шрадхаван лабхате Джнянам» (ревностный искатель обретает высшую Мудрость). Именно недостаток убежденности дает пищу для сомнений. Студенты должны развивать твердую веру в самопожертвование, патриотизм и духовную цель. Нет нужды говорить вам об этом подробнее, так как вы знакомы со всем этим — ведь вы студенты Института Сатья Саи. Вам осталось узнать немногое. Есть, однако, много того, что вы уже узнали, и что вам придется воплощать на практике, а позднее — пожинать плоды содеянного. Более того, вам нужно наслаждаться и делиться вашим опытом с другими. Это путь к истинному блаженству.
Развивайте твердую веру в Бога
Студенты! Проректор выразил пожелание, чтобы Свами благословил студентов знанием Индийской культуры, которая воплощена в великих эпосах, таких как Махабхарата и Рамаяна. Эти произведения значимы не только для индийцев, но и для всего человечества. Однако недостаточно, если вы просто слушаете эти лекции в Летней Школе. Вы должны пытаться преобразить себя. Без этого преображения участие в Летней Школе будет пустым. Поэтому лелейте в сердцах все, что говорится здесь. Развивайте твердую веру в Бога. Именно недостаток веры в Бога привел к сегодняшней деградации человечества. Существование Бога показано даже наукой многими способами. Например, Солнце, Луна, Земля и другие планеты движутся по своим орбитам с некоторой скоростью. Было бы катастрофой, если бы они отклонились от своих курсов. Должна быть незримая сила, которая определяет их движение. Без этой силы они бы не следовали по своим предписанным орбитам. Кто определил эти орбиты и ограничения? Мы должны поразмышлять над этим.
Мы выпускаем предмет из рук. Мы видим, что он падает на пол. Но мы не видим силу земного притяжения — силу гравитации. Однако гравитационная сила присутствует несмотря на то, что вы не видите ее. Отрицать то, чего вы не видите — признак невежества.
Как действует Бог
Приведу другой пример. Во время Второй мировой войны в Европе погибли миллионы мужчин. Через два года после окончания войны родившиеся дети были преимущественно мальчиками. В чем причина этого? Необходимо поддерживать баланс между мужчинами и женщинами. Если его не поддерживать, человечество вымрет. Какая сила поддерживает этот баланс? Это Божественная воля.
Всякий, кто глубоко вникнет в действия Бога, не сможет не заметить этого. В основании всего лежит сила, которая постоянно в действии. Это — Божественность. Игнорируя ее, и эгоистически выбирая для веры другой объект, человек становится жертвой ашанти (беспокойства). Он становится рабом своего представления о себе как о деятеле и наслаждающемся. Это неправильно. Есть начало, которое является Перводвигателем. Это сила, которая правит космическим процессом. Немногие пытаются понять это.
Однако может возникнуть вопрос, если Бог правит всем, почему необходимы усилия человека? Бог подобен электрическому току. Но даже при наличии тока вам нужна лампа, чтобы получить свет. Только когда лампа включена в сеть, она будет гореть. Студенты должны понимать, как взаимосвязаны четыре ценности — истина, долг, мир и любовь, сатья, дхарма, шанти и према. Если требуется свет от лампы, ее нужно соединить с источником тока проводом. Сатья, истина — это ток. Дхарма, долг — провод. Шанти, мир — лампа. Према, любовь — свет. Когда ток Истины проводом Праведности соединяется с лампой Мира, зажигается свет Любви. Как видите, необходимы все четыре. Чтобы совершилось действие, усилия человека и милость Бога должны соединиться подобно отрицательному и положительному концам источника тока.
Студенты! Наполните сердца решимостью трудиться на благо нации. Не поддавайтесь эгоизму и карьеризму. Посвятите свои жизни благополучию мира и поддержанию в нем покоя.
Поделитесь с друзьями