Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям,
Према (божественная любовь) подобна драгоценнейшему бриллианту. Она не остается ни на миг с корыстными людьми. Она не задерживается даже на половину мгновения с эгоистичными людьми. Она не остается с людьми, предающимися показухе. Любовь чужда корыстным, самодовольным и демонстративным людям.
Где тогда найти эту любовь? Этот бриллиант можно найти только в царстве любви, на улице любви, в мастерской любви. Ее может получить только любящее сердце. Могут спросить: «Разве не весь мир пронизан любовью? Почему любовь так нелегко достижима?» Та любовь, которой, как считают, пропитан мир, не есть настоящая любовь. Према не может быть связана с телом, чувствами, умом или интеллектом. Все, что связано с ними, есть лишь анурага (привязанность). Только атмическая (духовная) жизнь полна любви. Поэтому люди должны вести духовную жизнь, а не жизнь, подчиненную телу, уму, чувствам и интеллекту. Жизнь, относящаяся к телу, чувствам, уму и интеллекту, никогда не может быть свободна от корысти, гордыни и показухи.
Чтобы испытать настоящую любовь — прему, нет нужды практиковать какую-либо медитацию, богослужения или ритуалы. В практике всего этого есть элемент корысти. Прему можно испытать только полностью погрузившись в духовность. Именно по этой причине Шри Кришна утверждал в Гите: «Сарва Дхарман Паритьяджья» (откажись от всех правил). Аналогично, Иисус также говорил: «Я есмь Путь». Будда, имея в виду то же самое, говорил: «Сарвам Шаранам Гакшами» (я отказываюсь от всего). Это значит, что суть всех религий, корень всех писаний, цель всех добродетелей есть сарваатмика бхавам (ощущение духовного единства). Гопи дают пример такого духа единства и самоотречения.
Ограничивайте корысть и личные интересы
Можно спросить, возможно ли в этом проявленном мире развить такой дух полной преданности. Может быть, не всем возможно полностью освободиться от эгоизма, корысти и самодовольства. Но всему этому должен быть положен предел. Ничего существенного нельзя достичь без сдержанности — «На шрейо ниямам вина». Когда нормальная температура тела превышена, это является признаком болезни. Так же есть предел и для эгоизма. Когда этот предел превышается, он становится болезнью. Ахамкара (эгоизм) является болезнью. Склонность к показухе — это также болезнь. Избыточный свапрайоджанам (личный интерес) — тоже болезнь. Все эти болезни называются бхаварогой (болезнью увлечения миром). Эти болезни господствуют сегодня во всем мире.
Когда Бог присутствует в каждом, человеку не подобает не осознавать этого. Можно иметь веру, что Бог обитает внутри вас, но этого недостаточно. Небольшое достижение — считать, что Бог обитает внутри вас. Вам нужно видеть себя в Боге. Это настоящая премататтвам (принцип любви). Пока вы не видите себя в Боге, вы остаетесь корыстными и эгоцентричными.
Ощущение ананды
Человек стремится к ананде (блаженству) в мире. Веданта определяет божественную ананду как йогу. Йогой обычно считают определенную форму дыхания или физических упражнений. Это неправильное понимание йоги. Йога означает ананду (блаженство). Откуда взять это блаженство? Только у Того, Кто является воплощением блаженства. Ее нельзя достичь собственностью, положением или властью. Блаженство можно получить только у Бога, который есть воплощение Блаженства.
Как получить блаженство? Шрикант (студент, говоривший ранее) упоминал однонаправленную преданность гопи и Радхи. Комментаторы часто неправильно понимают и неправильно объясняют феномен гопи. Гопи символизируют мысли. Радха символизирует комбинацию всех мыслей в уме. Итак, мысли и ум должны раствориться в Кришне, представляющего Праджню в человеческом существе. Это смысл утверждения Веданты: «Праджнянам Брахма». Эта Праджнянам пронизывает каждую часть человеческого тела, ума и интеллекта. Это — постоянное целостное осознание. Все наши мысли, желания и стремления должны раствориться в этой Праджне.
Если эта Праджня присутствует во всех существах как Бог (Брахман), можно спросить, какая нужда в пришествии Аватаров? Для пришествия Аватаров есть причины. Есть два вида восприятия, а именно пратьякшам и парокшам (прямое и косвенное). Есть также два вида способностей — внутренние и внешние. Например, в дровах содержится огонь. Однако только когда этот скрытый огонь выводится наружу, он может использоваться для приготовления пищи. Каждый является таким куском дерева. Атмическое начало скрыто внутри. Чтобы проявить его, нужно практиковать какую-либо форму любви. Также, как вы должны чиркнуть спичкой, чтобы вызвать огонь, любовь нужно слить с любовью, чтобы получить Божественный опыт.
Отличие божественной любви от человеческой
Вы можете считать, что любовь в вас и любовь Бога одинаковы. Однако здесь есть различие. Любовь Бога абсолютно бескорыстна. Она абсолютно чиста. Она вечна. Она безупречна. Человеческая любовь эгоистична и испорчена. Подобная любовь не может слиться с Божественной любовью. Только когда вы освободитесь от эгоизма, гордыни, ненависти и зависти, Бог будет обитать в вас. Если человек не развил тьягу (отречение), если он погружен в земные удовольствия и ведет мирскую жизнь, вся его преданность искусственна и является самообманом. Такая преданность не приведет его к Богу.
Сегодня мир полон таких людей. Люди утверждают, что они любят Бога. Я не видел ни одного человека, который бы по-настоящему любил Бога. Каждый любит Бога только ради себя, а не ради Него. Это чистейший эгоизм. Человек добивается всего в мире для своих собственных целей. Даже Бога он ищет для этих целей. Бога нелегко достичь. В сердце есть только один трон. Если вы посадите на этот трон земные желания, как вы можете ждать, чтобы туда сел Бог? Бог войдет туда, если вы удалите все остальное.
Бескорыстная преданность гопи
Сегодня под именем премы люди играют со своими сердцами. Трон сердца занимается разными людьми в разное время. Гопи, однако, посвятили свои сердца только одному. Все их мысли были сосредоточены на Кришне. Все их чувства были посвящены Богу. Они говорили только о Боге. Они слушали только божественные слова. Их руки выполняли только божественную работу. Все их члены и чувства были посвящены Богу. Они ничего не считали своим. Кришна был для них всем.
Вот эпизод из жизни Кришны, демонстрирующий полную преданность гопи Господу. Однажды Кришна притворился, будто Он страдает от головной боли, лекарством от которой должна была стать пыль с ног преданного, которой Он должен был посыпать голову. Мудрец Нарада пошел было собирать пыль с ног Сатьябхамы, Рукмини и других, которых он считал большими преданными Господа. Но все они отказались дать пыль со своих ног, так как считали грешным посыпать грязью голову Господа. В конце концов Нарада пришел к гопи, которые без малейшего колебания предложили пыль со своих ног, если только она поможет Кришне, не считаясь с последствиями для себя.
Гопи не рассуждали, правильно или неправильно для них давать пыль со своих ног. Их заботило только одно: помочь Кришне любыми способами. Они говорили: «Вся наша жизнь посвящена Кришне. Его счастье — наше счастье». Таков был дух единства, с которым они предложили пыль со своих ног. В этот самый момент Кришна избавился от болезни. Когда Нарада пришел к Кришне, он нашел Его с лицом, расплывшимся в улыбке. Кришна сказал мудрецу: «Вы гордитесь, что вы — преданные Господа. Но никто из вас не имеет такой самоотверженной преданности, как гопи».
Как достичь божественной любви
Сегодня многие называют себя преданными Господа и приближенными к Нему. Но немногие могут считаться настоящими преданными Бога. У каждого есть некоторый элемент эгоизма в их преданности. Пока существует этот элемент эгоизма, Господь не замечает этих преданных. Любовь Бога присутствует все время. Но как тучи скрывают Солнце от человека, так эго и корыстность преданного становятся между преданным и любовью Бога.
Чтобы перейти от человеческого состояния к божественному, существует единственное средство — премататтва (принцип любви). Все остальное бесполезно. Возьмите из Махабхараты пример — злой судьбы Карны и счастливой судьбы Арджуны, который показывает различие между тем, кто не получает Божьей милости и тем, кто получил ее. Карна, связавшийся со злобными Кауравами, встретил свой трагический конец, тогда как Арджуна, бывший верным преданным Господа, был благословлен победой. Все индийские писания и Пураны демонстрируют могущество Божьей милости в деле возвышения человека до состояния Бога.
Хотя люди рождаются снова и снова из-за своей привязанности к земным удовольствиям, они не могут избавиться от своей вовлеченности в мирские заботы. Поэтому они не способны испытывать блаженство единения с Богом. Все дурные мысли и дурные дела, которые они совершали в прошлых жизнях, продолжают удерживать их вдалеке от Божественного опыта. Только когда человек избавляется от подобных нечистых мыслей, он может испытывать Божественные чувства.
Воспитывайте любовь в ее чистейшей форме
Према таттва (принцип любви) — это сущность Кришна таттвы (принципа Кришны). Она связана с божественностью. Земную любовь нельзя сравнить с божественной любовью (премой). Слово према обычно используется для обозначения того, что в действительности является земной привязанностью. Люди больше привязаны к имени и форме, чем к внутреннему духу вещей. Чтобы преодолеть эту ложную привязанность к внешним именам и формам, необходимо взращивать любовь в ее чистейшей форме. Нет лучшего пути к Богу, чем эта любовь. Чтобы проявить эту любовь, сперва нужно избавиться от эгоизма и личных интересов.
Дорогие студенты, дорогие преданные! Нелегко получить Божественный опыт. Вы можете вообразить, что вы постигли Бога. Но это заблуждение. Вы погружены в дела проявленного мира. Это не может привести вас к Вечной Реальности. Только те, кто посвятил себя постижению Вечного, могут достичь его. Примером служат гопи, которые посвятили всю свою жизнь Кришне. Они стремились полностью раствориться в Боге.
Отдайтесь Господу полностью
Люди сегодня полностью погружены в земные заботы и не уделяют никакого внимания духовному поиску. Несомненно, невозможно полностью отказаться от включенности в земные дела. Но все подобные действия могут быть освящены, если выполнять их, посвящая Богу. Бхагавата показывает, как преданный может вести такую жизнь. Недостаточно, если вы утверждаете, что вы — преданный Господа. Господь должен признать вас Своим преданным. Только тогда преданность обретает смысл. Арджуна в течение долгого времени чувствовал гордость по поводу своей близости к Кришне и своей преданности Ему. Только под конец он осознал, что ему следует соблюдать все слова Кришны и полностью предаться Ему. Тогда он сказал: «Каришье Вачанам Тхава» (я буду делать то, что Ты скажешь).
Никому не следует думать, что полностью посвятить себя Господу выше его сил. С твердым намерением этого вполне можно достичь. Только ревностный искатель может получить знание Божественности — «Шраддхаван лабхате джнянам».
Сегодня мир поразила эпидемия ахамкары (эгоизма). В действительности для самомнения нет оснований. Оно появляется от невежества. От него следует избавиться полностью. Если каждый поймет, что тело дано ему для того, чтобы соблюдать праведность, и станет действовать соответственно, то сможет достичь Божественности.
Аватары приходят, чтобы распространять божественную любовь
Воплощения Божественной Любви! Испытывайте принцип любви. Так вы избавите мир от ненависти. Когда исчезнет ненависть, мир освободится от насилия и раздоров. Корень всего насилия и жестокости, которые мы находим повсюду в мире, заключается в эгоизме. Все это должно быть вырвано с корнем. Взращивая принцип любви и проявляя любовь во всех мыслях и действиях, вы станете испытывать блаженство любви. Если человек наполнен любовью Бога, он забывает все боли и горести. Именно для распространения этой божественной любви, время от времени, происходят пришествия Аватаров.
Хотя Бог обитает в каждом человеке, этот факт остается скрытым, как масло в семечках. Чтобы проявить Бога в себе, вам приходится проходить через определенные испытания. Божественная Любовь вырастает в результате перенесенных несчастий, так же как блеск золота увеличивается тем больше, чем больше его плавят в тигле. Ваша преданность должна проходить через постоянный процесс очищения. Сегодня все мысли и действия загрязнены тем или иным образом. Все взгляды, слова и мысли человека запятнаны. Молодежь должна понимать, что ей придется вести идеальную жизнь. Только тогда она будет соответствовать посланиям Рамаяны и других индийских эпических произведений. Каждому студенту надо поставить себе целью стать идеальным примером для всех окружающих. Для этой цели ему следует придерживаться хорошего общества — окружения людей, исполненных Божественной любви. В отличие от предыдущих юг (эр), сегодня люди претендуют на то, чтобы быть тем, чем они не являются. Им необходимо избавиться от своих животных инстинктов и возвыситься от человеческого уровня к божественному.
Поделитесь с друзьями