Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Праздник Дня Рождения, Прашанти Нилаям,
Рожденный Каушальей,
Рама выполнил Свою божественную миссию;
Рожденные благороднейшей
Женщиной, Ситой,
Близнецы Лава и Куша
достигли славы;
Забота и любовь Джиджибаи
Сделали Шиваджи героем.
Воспитанный Путлибаи с любовью,
Ганди стал Махатмой.
Первая буква в духовном алфавите —
«Атма» (Мать).
Есть ли в мире что-либо
Более великое, чем
Дух, защищающий все
живые существа во все времена?
Воплощения Божественного Атмана! Нет ничего слаще материнской любви.
Терпение и выдержка придают человеку красоту. Истина и честность составляют тяжелую аскезу для него. Божественность, внутренне присущая человеку, им не осознается. Не понимая, что нитхи (нравственность) важнее, чем джатхи (сообщество) и что гуна (добродетель) важнее, чем кулам (каста), человек делает свою жизнь пустой и бессмысленной.
Древние мудрецы считали человеческую жизнь радостной. Первая обязанность человека — сохранить эту священную радость жизни. Это может быть сделано только путем жертвенности, а не корысти. Потерять радостную суть жизни — значит потерять право называться человеком.
Материнская любовь божественна
Божественная сладость человеческой жизни происходит от матру бхаваму (материнской любви). Ради защиты и воспитания детей мать готова принести любые жертвы. Этот дух жертвенности делает материнство драгоценным. Упанишады утверждают, что не существует другого пути достижения бессмертия, кроме тьяги (жертвенности).
Нет более чистого и божественного чувства, чем материнская любовь. Сегодня люди не заботятся о том, чтобы охранять это чувство. Шри Рама говорил: «Мать и Родина выше небес».
Бог не имеет формы и качеств. Непроявленному Богу поклоняются различными способами. Бога нелегко достичь. Тем не менее, Бога почитают с верой и получают от этого большое счастье.
Среди священных индийских афоризмов есть, например, такие: «Матру дево Бхава! Питру дево Бхава!» (Почитай мать, как Бога; почитай отца, как Бога). Мать — главное божество для человека, она — видимое воплощение Бога, которое можно ощутить чувствами. Каждый сын знает о материнской привязанности и заботе. Он знает, как доставить матери удовольствие и принести ей счастье.
Никто не знает, как непроявленный Бог проливает Свою милость или выражает Свое неудовольствие, что Он хочет, а чего не одобряет. Человек может вести святую жизнь, почитая мать, вместо того, чтобы поклоняться непроявленному Богу. Чайтаньям (атмическое сознание), присутствующее в Боге, присутствует также и в других живых существах.
Макрокосм в микрокосме
Если так, могут возникнуть сомнения. Почему тогда особое место отдается Богу? Если посмотреть на набор электрических лампочек, они могут показаться одинаковыми. Но они имеют разную мощность в зависимости от толщины спирали. Мощность может изменяться от 40 до 5000 ватт. Аналогично, во всех человеческих существах пять элементов, пять органов действия и пять органов восприятия, а также другие органы — одинаковы. Но в их мыслях и склонностях много различий. Священная божественная сила в каждом из них тоже присутствует в разной степени. Именно потому, что эта божественная сила имеется у Бога в неограниченном количестве, Ему и отдается особое место. Сказано: «Ятха пинде, татха Брахманде» (То, что в микрокосме, то же и в макрокосме). Брахманда, макрокосм, считается вирата сварупой (космической формой), а микрокосм считается атомным ядром. Это неверная точка зрения. То, что есть в атоме, есть и в космосе. Между ними нет разницы. Маленькое семя содержит в себе все возможности для того, чтобы стать большим деревом. Космическая форма — не просто скопление различных объектов. Она не означает объединение множества. Космическая форма — это то, что содержит внутри себя все.
Просветляйте свою жизнь светом вайрагьи
Вы не можете видеть дерево внутри маленького семени. Также атом в принципе содержит макрокосм в микрокосме. В равной степени, божественность, присутствующая в Боге (макрокосме), присутствует в человеке в тонкой форме, как огонь в спичке. Вы не сможете получить огонь из мокрой спички. Человек — обладатель огня божественной мудрости и святости. Но она не ощущается, несмотря на духовные практики, суровую аскезу и прочие добрые дела. Причина в том, что ум «промок» от ахамкары и мамакары (эгоистических и собственнических наклонностей). Только когда эта влага высохнет под солнцем вайрагьи (отречения), наступит просветленная жизнь.
Человек сегодня хорошо осведомлен о мириадах объектов. Однако он не ведает о своей собственной природе. Какая тогда польза от всех остальных знаний, если он не может избавиться от своих дурных качеств и осознать свою собственную природу? Все достижения и приобретения не принесут ему пользы. Только благочестивая жизнь может спасти его.
Процветание страны не упадет с неба и не вырастет из земли. Оно основано на действиях человека. Поведение человека должно быть более чистым.
Люди сегодня забывают о величии матери и обязанностях сына. Как же человек надеется обрести блаженство, на которое он претендует, если он не выполняет свой долг, забывает о своей человеческой природе, отвращается от Бога и гонится за земными наслаждениями?
Глубокая преданность Рамы Своим родителям
По наказу Своего отца Рама сопровождал мудреца Вишвамитру, защитил его ягу и пришел с мудрецом в Митхилу. После того, как Рама поднял лук Шивы, царь Джанака в соответствии со своим обещанием захотел отдать Раме в жены свою дочь Ситу. Но Рама не захотел даже посмотреть на Ситу, пока не получит разрешения Своих родителей. Вишвамитра пытался уговорить Раму многими способами, но Рама считал разрешение Своих родителей более важным, чем соблюдение слов наставника. Рама не посмотрел на Ситу, пока не прибыли Его родители и не дали согласия на брак.
В Индии сегодня забыто это божественное послание Рамы, демонстрирующее Его глубокую преданность родителям. Выполняя приказ отца, Рама ушел в изгнание и провел 14 лет в лесу. Он считал приверженность истине высшей аскезой. Когда Рама был в лесу, Бхарата, в сопровождении Васиштхи и других, пришел к Нему, чтобы уговорить Его вернуться на царствование. Рама сказал Васиштхе: «Гуруджи, жизнь не более ценна, чем почтение к истине. Я ушел в лес, чтобы выполнить волю отца. Если Я вернусь на царство, Я нарушу клятву Своего отца. Я скорее откажусь от жизни, чем от приверженности истине».
История Рамы учит мир высшему величию жизни, построенной на истине, жертвенности, честности и нравственности.
Урок, преподанный Кришной Гандхари
Достоин жалости человек, не получивший милости своей матери, который не наслаждался любящим взглядом своей матери и не пытавшийся доставить ей удовольствие. Вот пример из Махабхараты. После того, как все Кауравы погибли в битве, Кришна пришел к их старому слепому отцу Дхритараштре и его жене Гандхари, чтобы утешить их. Не в состоянии сдержать свое горе и злость, Гандхари обругала Кришну резкими словами. Кришна сказал ей: «Гандхари! Ты делаешь вопиющую ошибку. С самого рождения своих детей, смотрела ли ты хоть раз на кого-либо из них? Если Кауравы не извлекли пользы от твоего взгляда, как мог их видеть Я?» Это значит, что тот, кто не получил любящего взгляда своей матери, не заслужил и доброго взгляда Бога. Сегодня в Индии этот дхармический принцип совершенно стерся. Погруженные в личные интересы, люди забывают Бога и отбрасывают все правила нравственности и справедливости. Глядя на положение вещей в Индии сегодня, становится совершенно ясно, что нация сильно упала в моральном плане.
Воплощения Любви! Поймите, что нравственность — предмет первейшей необходимости для человеческого общества. Вы должны выполнять свой долг и обязательства. Вам следует объединяться и принимать участие в общественных работах. В единстве — сила. Оно поддерживает благополучие всех. Если человек не стремится к единству и развитию, как он может быть полезен обществу? Даже маленькие муравьи сообща одолевают змею. Сегодня в стране единство подорвано. Разногласия есть в каждом доме. Организации, не имеющие единства, в конце концов рассыпаются. Разделившаяся нация встречается с гибелью. Поэтому, для блага нации, все должны жить в единстве. Различие на высоких и низких должны быть искоренены. Только благополучие нации должно занимать умы.
Вы хорошо знаете о раздорах в каждой политической партии. Эти разногласия дробят партии на части. Когда продолжается такая фрагментация, как может развиваться страна? Человек, озабоченный благом страны, должен избегать своекорыстия, воспитывать в себе дух единства и трудиться для развития нации. В стране это должно стать главным девизом.
Поддерживайте культуру Индии как истинные ее граждане
Те, кто провозглашают себя гражданами Индии, предают забвению честь и престиж нации. Человек, не гордящийся своей Родиной и своим родным языком, хуже трупа. Если вы считаете себя гражданами Индии, вам следует защищать индийскую культуру. Вы должны вести себя в соответствии с традициями Индии.
Если единство утрачено, как может человек совершить что-либо значительное? Если в доме живут три человека, мир в доме возможен только если все трое живут в гармонии. В каждом человеке есть три сущности — манас (ум), вак (язык) и кайям (органы действия). Только когда эти три сущности гармонично сочетаются, человек может жить в покое. Если между ними разлад, о каком покое может идти речь?
В Индии нет места лентяям
Проявляйте божественность, которая присутствует в вас. Тогда вы станете настоящей личностью (вьякти). Для этой цели практикуйте садхану. Выбросите балласт ваших мирских привязанностей. Развивайте любовь, чтобы избавиться от своей склонности к разделению.
Очень жаль, что люди зря тратят свою жизнь, которая так драгоценна и священна. Жизнь коротка и люди должны полнее использовать свои божественные способности, не тратя времени даром. Две руки даны человеку для того, чтобы он кормил себя и служил другим. В Индии нет места лентяям. Кто не работает, не имеет права есть. Трудитесь, трудитесь и трудитесь! Это ваш долг. Решайте, что надлежит делать в соответствующих ситуациях и действуйте.
Немногие пытаются понять пути Бога. Они выше понимания интеллектуалов. Бог всемогущ. Это не подлежит сомнению. Лампа светит по Божьей воле. Сила ветра, который может задуть лампу, тоже взята от Бога. Глупо выставлять лампу на ветер и молить Бога, чтобы Он не позволил погаснуть свету. Силы Бога нужно правильно понимать и использовать надлежащим образом.
Однажды преданный спросил Свами, почему бы Ему не превратить всю морскую воду в бензин по причине непомерно высоких цен на него. Преданный читал о том, что когда-то Бхагаван продемонстрировал превращение воды в бензин. Свами сказал ему: «Ты, без сомнения, умен, но твой интеллект используется не самым лучшим образом. Если превратить моря вокруг Индии в бензин, что может случиться, если безмозглый человек вроде тебя, гуляя по пляжу, бросит в море горящую сигарету? Наступит полное уничтожение. Ты подумал об этом? Тебя хоть сколько-нибудь заботит благо страны? Глупо делать подобные предложения».
Есть много таких «умников» по всему миру. Они изображают из себя высокоинтеллигентных людей. Они доходят до того, что критикуют Бога. Никто не имеет права и компетенции критиковать Бога. Бог может сделать все актом Своей воли. Все действия, выполняемые без личной заинтересованности, божественны.
Бог присутствует во всех существах. Все в космосе — форма Бога. Божественная сила поддерживает всех во все времена. Поэтому каждый человек — воплощение Бога. Когда вы будете иметь эту веру, вы никогда не собьетесь на неверный путь.
Кто такой Саи?
Каждому следует стремиться познать божественность, разлитую во всем. Это усилие должен прилагать каждый. Человеческое рождение дается именно для этой цели. Эту работу нельзя оставить Богу.
Многие не понимают, кто такой Саи. Почему происходят определенные события? Люди задают вопросы. Я — не санньясин (отреченный). Я — не йоги (соединившийся с Богом). Я — не бхоги (искатель удовольствий). Я — не тьяги (приносящий жертву). Я — это Я. Это «Я» — первое имя, данное Атману. Санньясин связан определенными ограничениями. Искатель удовольствия связан другими вещами. Я не имею никаких ограничений. Мой мир — безграничное блаженство. Мое имя — «Я». Это не то имя, которое дается кому-либо при рождении. Чтобы понять Меня, каждому придется осознать, что это «Я» присутствует в каждом. Это «Я» используется всеми в любом контексте, и миллионером, и нищим. Это «Я» есть Брахман — «Ахам Брахмаасми». Каждый говорит «я» с утра до вечера, не понимая его смысла.
Подносите Богу каждое свое действие повседневной жизни
Студенты! Как будущие граждане страны вы должны подавать пример своим поведением. Помните, что нет особой заслуги в так называемых духовных практиках. Каждое действие в повседневной жизни требует дхьяны (концентрации) и должно освящаться выполнением его в духе приношения Богу. Крестьянин, возделывающий свое поле, должен чувствовать, что он в то же самое время возделывает поле своего сердца. Засевая поле, он должен сажать семена хороших качеств в своем сердце. Поливая поле, он должен думать, что он поливает поле своего сердца любовью. Таким способом каждый может встать на духовный путь, не прибегая к четкам или уходу в лес.
Сегодня самая большая необходимость — поддержание единства. Независимо от физических или идеологических различий, атмическое начало у всех одно.
Нужно понимать, что отдельные люди составляют общество так же, как различные органы составляют тело. Само человечество — часть природы, а пракрити (природа) — один из органов Бога (Высшего «Я»). Если вы осознаете эти целостные взаимоотношения, останется ли у вас почва для ненависти? Никто не должен считать себя незначительным или неважным. Каждый, большой и малый — часть целого и необходим для правильной деятельности этого целого, так же как все детали в ракете. Любая дефектная деталь может вызвать взрыв ракеты. Так же и в огромном космосе каждое существо имеет свою значимую роль в обеспечении его безмятежного развития.
Мы отмечаем многие праздники в связи со днями рождения и другими событиями. Важны не празднества, не наряды и не речи. Важны чувства, которые вы испытываете. Без чистоты мысли чистота мудрости недостижима. Старайтесь очищать свой ум.
Воспитывайте бескорыстную любовь ко всем и занимайтесь общественным служением. Я часто говорю: «Грама сева есть Рама сева» (служение деревне есть служение Раме).
Установите Раму в вашем сердце
Ошибочно заботиться только о постройке храма Рамы. На этой огромной земле Индии какой толк от еще одного храма Рамы в каком-либо определенном месте? Сердце каждого должно стать храмом Рамы. Земля Индии должна стать Рамараджьей (Царством Рамы).Что значит Рамараджья? Это слово не означает какой-то отдельный штат. Единство мысли, слова и дела — вот что такое Рамараджья. Сегодня нет чистоты, нет единства, нет осознания Божественности. Люди барахтаются в болоте «сообщества». Это не есть первоочередная обязанность человека. Когда между мыслью, словом и делом появляются различия, подрывается основа человечности. Нужно поддерживать единство, чтобы способствовать расцвету человечности.
Индийская культура принадлежит всему человечеству. Могут изменяться время, место и условия жизни. Но основные принципы, управляющие поведением людей, остаются теми же. Если люди хотят перейти на более высокую ступень, в первую очередь им необходимо улучшить свое поведение. Когда фундамент под вашими ногами ненадежен, как вы можете надеяться построить на нем дворец жизни? Ваше поведение — этот фундамент. Ваши действия — инструменты. Развивайте веру. Без веры жизнь пуста. Человек сегодня верит во все, кроме Бога. В этом его несчастье.
Бог вездесущ. Человек, не имеющий веры в Бога, не имеет веры и в себя. Развивайте уверенность в себе, она является основой развития любой нации. На этом фундаменте веры воздвигните стены ананды (блаженства). Затем установите на них потолок вайрагьи (непривязанности). Живите под крышей тьяги (жертвенности). Это — путь к самореализации. Воспевайте имя Господа, чтобы достичь покоя ума и очищайте сердце. Тогда вы сможете вести божественную жизнь.
Поделитесь с друзьями