Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Шри Сатья Саи Мандали, Гуинди, Мадрас,
Новый год отмечается в Индии так же, как и в Западных странах, где календарно он начинается первым днем января. Но стоит хотя бы чуть-чуть призадуматься над этим, и вы поймете, что каждая секунда является новой. Каждая секунда знаменует новое рождение, каждая секунда — это новый шанс одержать еще одну победу. Ибо в основе индийской культуры — осознание индивидуумом Атмы, а не накопление богатства, учености или славы. Истину можно завоевать лишь преданностью и самоотречением. А они зависят от милости божьей, которая изливается только на тех, чьи сердца наполнены любовью.
Сегодня люди часто задают себе вопрос: «Где находится Бог?» Неустанно распевая Имя божье, Прахлада (герой Пуран, преданный Вишну) постиг, что Бог присутствует повсюду. Оба утверждения: «Он только здесь» или «Его здесь нет» не соответствуют истине. Но осознание этой истины приходит только в результате упорной садханы (духовной практики). В супермаркете вы видите много привлекательных вещей, но оттого, что вы попросите продавца дать их вам, они не станут вашей собственностью. Вы завладеете ими, лишь заплатив требуемую сумму. Самореализация, или постижение Истины, может показаться вам достаточно привлекательной для того, чтобы всегда иметь ее при себе, но вы не можете получить ее даром. Она никогда не станет вашей, если вы будете предлагать взамен лишь голословные требования и пустые формулировки. Вы заслуживаете царского звания, если являетесь признанным и полноправным Властелином своего царства. Если преследующие вас враги свергают вас с трона, как можете вы соответствовать этому высокому званию? Подобно этому, только когда вы одержите победу над внутренними врагами — вожделением, жадностью, ненавистью и гордыней и завоюете полное и безоговорочное господство над самим собой, вы можете взойти на престол и объявить себя Властелином. В Индии мы говорим об этом, что завоевали Свараджью (свое собственное царство); Свараджья — это состояние, которого каждый из вас должен стремиться достичь. Свараджья — это «политическая независимость», это свобода от унизительного ига чужеземного правителя. Свараджья — это свобода от разрушительного воздействия страстей и эмоций. Мы завоевываем свараджью, когда разрываем оковы внешних цепей; когда сброшены внутренние оковы — это Свараджья. Только Свараджья может даровать вам радость и мир.
Бог недалеко от вас, Он не пребывает в каком-то далеком, недоступном месте. Он внутри вас, в вашем собственном внутреннем алтаре. Человек страдает оттого, что не может найти Его там и от этого открытия обрести покой и мир. Он подобен умирающему от жажды прачке, который стирает свое белье, стоя по колено в воде, но не в силах понять, что спасительная влага находится рядом. Ему нужно только наклониться и зачерпнуть воды. То же происходит и с человеком. Он суетливо мечется, пытаясь найти Бога где-то во внешнем мире, и умирает, разочарованный и полубезумный, так и не достигая цели, только затем, чтобы родиться вновь.
Безусловно, вы должны жить в миру, но при этом быть не от мира сего. Все ваше внимание должно быть сосредоточено на Боге, на Боге внутри. В Каннаде существует праздник под названием «Карага». Центральная фигура священной ритуальной процессии несет на голове несколько горшков, поставленных один на другой, и медленно продвигается вперед, пританцовывая в такт музыке. Этот персонаж должен также петь вместе со всеми и не забывать бить в свой барабан. Но все это время он должен следить за тем, чтобы непрочная башня на его голове сохраняла равновесие. Так же и человек, вовлеченный в веселую и шумную мирскую жизнь, не должен упускать из виду поставленную перед собой цель — постижение Бога.
Некоторые люди завидуют высокому уровню жизни, достигнутому западными странами. Но на самом деле бедность Индии более соответствует истинно праведной жизни, чем роскошь и показное благополучие Запада. В море огромный запас воды, но может ли эта вода утолить жажду? Каким бы богатством ни окружил себя человек, оно останется бесплодной пустыней, если обладатель его не развил в себе отречение. Отречение от чувственных удовольствий и мирских ценностей помогает взрастить любовь к Богу и божественному. Люди говорят с гордостью, что они руководствуются разумом и полагаются на поиск и исследование, что они следуют путем джняны, знания. Они мечтают стать джняни — мудрыми. Но мудрость нельзя обрести, не обладая чистым умом. Прежде чем приступить к поиску ответа на вопрос: «Что есть Бог?», человек должен выяснить, кто есть он сам. Когда он поймет самого себя, ему не нужно будет выяснять, кто такой Бог, ибо разницы не существует. Когда вы придете к знанию, что Бог — внутри вас, вы гораздо больше начнете ценить самого себя, ведь если вы узнаете, что подобранная вами в пыли «стекляшка» оказалась бриллиантом, вы будете хранить ее в стальном сейфе, чтобы никто не смог украсть ее. Когда бесформенный кусок скалы превращается под рукой скульптора в чудесное изваяние божества, он обретает большую ценность; статую устанавливают в великолепном храме, и ей поклоняются многие поколения, творя перед нею святые ритуалы.
Ложное представление о том, что мир реален, а вы это ваше тело, настолько прочно укоренилось в вашем сознании в череде рождений, что устранить его способно только очень мощное лекарство, причем принимать его следует постоянно. Это лекарство, а именно «Рам, Рам, Рам» божье Имя — вы должны проглотить и усвоить полностью, без остатка. Его целительный нектар вольется во все органы и члены вашего тела, омоет каждое чувство, каждый нерв, каждую каплю крови. Каждая ваша частица превратится в «Рам». Вы должны быть расплавлены в тигле, отлиты в форму «Рам» и стать «Рам». Это цель и плод джняны, мудрости. Если вы повторяете Имя Рамы или любое другое Имя, оно насыщает ваш ум, это поможет вам обуздать капризы чувств, увлекающие вас в мирскую суету.
Что касается контроля над чувствами, можно заметить огромную разницу между нынешней Индией и Индией пять столетий назад. Сегодня чувствам предоставлена полная свобода, человек стал рабом жадности, вожделения и эгоизма. Вина целиком лежит на родителях и старшем поколении. Если дети идут в храм или на религиозные беседы, им делают выговор, предостерегая, что подобные пристрастия сродни помешательству. Они внушают детям, что религия — удел стариков, а молодым не пристало принимать ее всерьез! Если бы старшие, наоборот, поощряли молодых, дети были бы более надежно подготовлены к сражению «на поле жизни». Родители должны так наставлять своих детей: «Не сомневайтесь в том, что существует Бог, направляющий и оберегающий нас. Помните о Нем с благодарностью. Молите Его, чтобы Он очистил вас. Любите всех; служите всем; стремитесь примкнуть к благородному обществу. Посещайте храмы и жилища святых». Вы читаете в газетах о всевозможных кампаниях, успехах, победах и триумфах. Но все это материальные завоевания и внешний успех. Объявите войну искушениям; одолейте внутренних врагов; одержите триумф над собственным «эго». Только такие победы действительно заслуживают поздравлений. Это то, что Я называю Свараджьей — господством над самим собой.
Только тот год можно считать новым, а день святым, если они освящены духовной практикой (садханой). Садхана может взрасти лишь на поле, насыщенном любовью. Любовь, или према, это непременное условие бхакти, преданности. Любовь, которую вы испытываете к материальным объектам, к известности, к славе, к жене и детям, должна быть преобразована в безмерно превосходящую ее любовь к Господу. Добавьте две ложечки воды к литру молока, и эта вода приобретет ценность молока! Так соедините же крошечные капли вашей любви к материальным вещам с потоком любви к Богу, и возвысьтесь душою! Пока что вашу садхану можно описать как добавление двух ложечек молока к двум литрам воды. Пусть любовь к Богу наполнит ваше сердце и заставит его трепетать от восторга; тогда вы просто утратите способность кого-то ненавидеть, не сможете участвовать в сомнительных авантюрах и не будете выискивать чужие ошибки. Жизнь ваша станет тихой, спокойной и сладостной.
Поделитесь с друзьями