Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Первая всеиндийская конференция Сатья Саи Сева Траст, Мадрас,
Веды созданы по вдохновению священного духа божественной милости; они призваны раскрыть человечеству тайну счастливой жизни на земле и дать ключ к вечному освобождению. В Ведах заключена сущность божественной Славы. С незапамятных времен Веды — источник духовного знания для всего человечества. Веды и разум, которым Бог одарил человека, чтобы он мог различать добро и зло это средства, с помощью которых культура этой страны должна бережно храниться и развиваться. Когда в сокровищницу Вед проникает различающий разум, он обнаруживает там Атма-таттву (сущность Атмы), а когда она узнана и постигнута, человек становится абсолютно счастливым и исполненным покоя. Но зачарованный чуждым ему заморским образом жизни, человек забывает об этом сокровище, пренебрегает им. К счастью, в последнее время почтение к древней культуре возрождается, и человек обнаруживает готовность к раскаянию.
Сама эта конференция — символ возрождения. На вас возложена задача вновь донести до людских жилищ весть о духовном единстве, о духовной силе. Преображение «человека» в «Бога» и вкушение ананды, блаженства, — это одно и единственное достижение, которому вы должны посвятить свою жизнь. Когда вы разъедетесь по домам, все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы эта цель стала ясна каждому. Безусловно, и сейчас действует множество организаций и обществ, предлагающих своим адептам самые различные средства для излечения их духовных недугов, но тем не менее вопрос о создании именно этой организации чрезвычайно актуален. Необходимо донести до людей главную и основную дисциплину, которая в течение многих веков помогала человеку открыть в себе божественное. Эта дисциплина является универсальной и содержит прямые и практические указания и предписания,
В Ведах вся вселенная предстает не чем иным, как телом Вишну. Бхарата (Индия) описана как глаз вселенной и потому обладает наиболее ясным видением космоса относительно времени. Любая мать мечтает, чтобы ее сын с достоинством нес честь семьи; сын должен заботиться о сохранении доброго имени матери и отца. Поэтому каждому индийцу необходимо постичь и соединить с жизнью духовную науку, которую открыли и глубоко исследовали древние мудрецы этой земли. Но благодаря враждебным силам, дурной компании, слепому поклонению перед Западом индийцы позабыли о своем первейшем долге. В организм проникла инфекция и глубоко укоренилась в нем. Теперь пришло время от нее избавляться. И эта конференция и организации, вами представляемые — средства для излечения недуга. Несмотря на их разные названия — Прашанти Видванмахасабха, Сатья Саи Сева Самитхи, Сатья Саи Сева Дал или Сатья Саи бхакта мандали, способ их действия один и тот же.
Главная их цель — беречь и развивать культуру Бхараты. Пусть важность ее познается на живом опыте; пусть каждый откроет для себя ее ценности и поведает другим о том умиротворении и той радости, которые обрел он с этим открытием. Я не хочу, чтобы люди расхваливали лекарство, действие которого не испробовали на себе. Сегодня на той самой земле, где эта культура родилась и процветала, счастье и благоденствие разрушаются безнравственностью и коррупцией. Многие осуждают эти пороки, но, как правило, они примыкают к рядам тех, кто предостерегая от ошибок, сами их и совершают. Люди, претендующие на роль наставников и лидеров, сбиваются с пути, бессильные перед искушениями. Поэтому, когда вы наладите работу в своих организациях, не упускайте из виду золотые правила: никогда не стремитесь к власти, к высокому и престижному положению; не допускайте никакой показухи и помпы; не гонитесь за популярностью, известностью и славой. Долг — это Бог. Исполняйте его и получайте удовольствие. Возможно, многие из вас стремятся к возвышению и уже строят на этот счет свои планы. Я точно знаю, что некоторые уже разработали планы, каким образом они займут высокие административные посты, однако вам придется укротить свои амбиции и искоренить подобные желания. Следовать Моим указаниям без всяких возражений — вот лучший из планов. Добровольное служение (сева) несовместимо с приземленными устремлениями. Если вы посвятите себя севе, вам придется изжить все приземленные наклонности и эгоистические импульсы. Веды провозглашают, что только тьяга — отречение, самопожертвование, смирение — может даровать вам бессмертие.
Если обратиться к истории Индии, можно заметить, что все великие освободительные движения и становление держав происходили благодаря глубинному духовному воздействию, а не под давлением политики или экономики. Политические страсти и борьба за власть стали преобладающими только после водворения Ист-Индийской Компании. Вы должны подчинить политику интересам сохранения и развития основ индийской культуры.
Вселенная — тело Бога; в этом теле единое сознание это Бхарата, Эка-Бхава. Экам Сат: Бытие Едино — провозгласили Веды в незапамятные времена! И это есть и по сей день биение сердца Бхараты. Именно поэтому на этой земле рождались и несли людям свою весть святые мудрецы, появлялись божественные существа и воплощения Бога. Их драгоценные послания сейчас — предмет экспорта, а внутри страны, где были рождены, они не пользуются спросом. Это подлинная трагедия. Ради возможности командовать людьми, ради стремления к неограниченной власти люди клевещут друг на друга и сеют ненависть. От рассвета до заката и от заката до рассвета человек занят главным образом тем, что выискивает недостатки других и старается сообщить об этом всем и каждому. Подобное положение вещей — это оскорбительный вызов, бросаемый в лицо нашей древней культуре. И виной тому — жажда дешевой популярности и мимолетной славы.
Ваши организации призваны укреплять веру в Бога. Если нет этой основы, то поклонение, баджаны, пуджа, полезные дела — все это превращается в бессмысленный механический ритуал, совершаемый под давлением общественности. Внутренняя же трансформация — желаемый плод всей этой деятельности, возможна лишь когда за всем этим стоит вера. Корни веры — поиск и исследование. На этот поиск вы должны подвигать своих товарищей по организации и приветствовать каждое их усилие по обретению первого живого опыта.
Человек стремится обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем ради благополучия тела. Но ему следует позаботиться о некоторых вещах, которые сделают здоровым и светлым его ум. Ум определяет, в каком состоянии находится тело. Ум — это инструмент, «маховое колесо», ближайший спутник человека. С его помощью человек может придти как к падению, так и к спасению. Если его регулировать, держать под контролем и направлять в нужное русло, он освободит вас; если пустить его на самотек и потакать всем его капризам, он поработит вас и свяжет по рукам и ногам. Попытайтесь выяснить, когда именно человек находится в состоянии покоя — полного и нерушимого покоя. Вы обнаружите, что этот покой наступает только во время глубокого сна (сушупти). Действительно, в это время органы чувств бездействуют, а ум инертен и неуязвим для чувств и их мишеней. Таким образом, человек обретает покой, когда чувствам не удается взбаламутить ум. Это и есть истинная садхана, основная садхана: отстранение чувств от объективного мира (нивритти марга — путь внутрь). Приучайте свой ум обращаться к внутренним ресурсам, а не к внешним соблазнам. Используйте ум, чтобы очистить чувства, импульсы, взгляды, наклонности и уровни сознания. Не допускайте, чтобы к уму «прилипал» сор объективного мира и накапливался в нем. Если ум привязан к работе, деятельности, (правритти марга — внешний путь), то к нему «прилипают» последствия этой деятельности. Наиболее чистый вид деятельности — это труд без привязанности: он не отягощает ум ни ликованием, ни разочарованием. «Я сделал это», «Это мое» — эти две фразы для человека словно два ядовитых зуба. Если у змеи вырвать ядовитые зубы, ее можно смело брать в руки и играть с ней, как с котенком. Ваши организации должны быть бдительны и внимательно следить за тем, чтобы в них не проникали ни эгоизм, ни чувство собственничества, ни гордыня, ни самодовольство. Об этом вы не должны забывать ни на минуту.
Любая организация, появляясь, нуждается в правилах и уставах. Но наши правила особого рода. Прежде всего они подчеркивают, что ее члены должны на практике следовать тому, что пропагандируют. То, к чему вы призываете других, вы должны прежде всего делать сами — искренне и целеустремленно. Прежде чем убеждать других в пользе и эффективности баджанов, научитесь сами постоянно посещать их. Если вы хотите, чтобы уважали вас, научитесь сначала уважать других. Слова «бескорыстная помощь» стали в последнее время очень расхожи, их можно услышать на каждом углу, но ценность их уменьшается с ростом лицемерия тех, кто их использует. В сущности, только те люди имеют право помогать другим, кто испытывает настоящую душевную боль при виде чужой боли, чужих страданий, недугов и отчаяния — боль такую же сильную, что и сами страдальцы, ибо в таком случае они служат не другим, а самим себе, стремясь как можно быстрее и разумнее избавить самих себя от мучений. Служение другим — это лекарство от отчаяния, отчаяния того, кто видит отчаяние других. Считайте, что вы служите самим себе, что вы обуздываете собственное эго. Иначе возрастет ваше самодовольство, появится высокомерие и чувство превосходства качества, наносящие большой вред духовному здоровью. Пища — лекарство от голода, питье — от жажды, лекарство от бхавароги — череды рождений и смертей — это Бхагаван (Бог), лучшее средство от недуга «желание» — это джняна, мудрость. Для таких болезней как сомнение, отчаяние и неуверенность — «профессиональных» заболеваний духовных искателей (садхаков), нет лучше средства, чем служение (паропакара). Для такой серьезной инфекции, как беспокойство (ашанти) предписан курс лечения под названием «баджан». Организация должна посвятить себя тому, чтобы обеспечить необходимыми лекарствами всех страждущих.
В сущности, духовное сообщество выше всяких правил и ограничений; царство Атмы не знает ни границ, ни законов. В этом смысле и для организации Сатья Саи любые правила либо бессмысленны, либо носят чисто поверхностный характер. Но по крайней мере для того, чтобы не нарушать законы государства, некоторые правила должны быть установлены. Например, кто имеет право вступить в общество и какие качества для этого требуются? В первую очередь, вступающие должны искренне стремиться к духовному прогрессу. Во-вторых, обладать нерушимой верой в Того, чье имя носит организация, и действовать в соответствии с Его миссией и Его величием. Помимо этого, люди, входящие в организацию, должны иметь репутацию «хорошего человека». Вот качества, которые необходимы; все прочее не имеет значения. От вас не требуется, чтобы вы были богатыми и обладали особой ученостью, владели земельными угодьями, занимали высокие посты или пользовались влиянием высоких покровителей. Если у вас есть три вышеупомянутых качества, Я уверяю вас, что даже если вы не будете входить ни в одну из организаций, носящих Мое имя, у вас всегда будет место здесь (Баба указывает на свое сердце как на место, где они всегда будут приняты). Организации должны быть таковы, чтобы ее члены нашли в ней самое подходящее место для углубления своей садханы, для совершенствования своих добродетелей и избавления от чувства эго, общаясь с теми ее тружениками, в ком не осталось и малейшего следа этой губительной отравы. Если все эти правила соблюдены, успех обеспечен.
Каковы же обязанности рядовых членов и администрации? Вы знаете, что государство предлагает вам принять присягу, прежде чем начать новое дело или вступить в новую должность. Так и каждый, кто собирается вступить в организацию Сатья Саи, должен взмолиться из самой глубины сердца, прежде чем начать какую-то работу: «Свами, сохрани меня от всех действий, вольных и невольных, которые могут губительно сказаться на трех качествах, предписанных Тобой. Благослови меня умением, разумностью и энтузиазмом, так необходимыми для той задачи, которой я посвятил себя ради возвышения собственного духа. Не позволяй мне сбиться с пути истинного, помоги мне снискать Твою милость, чтобы я мог обрести в трудах своих доброе имя; огради меня от искушений и ложных шагов». Молитесь так каждое утро, вставая с постели. Вечером, отходя ко сну, восстановите в памяти каждую минуту прошедшего дня, проанализируйте, не нарушали ли вы правил организации, и если обнаружите, что сделали что-то не так, пусть даже бессознательно, помолитесь, чтобы этого не случалось впредь. Решительно подготовьте себя именно к такому служению, поставьте перед собою именно такой идеал.
Еще одно Я хотел бы подчеркнуть: в этой стране есть множество обществ, созданных на духовной основе. У них разные названия, связанные с разными именами и формами Бога — например, с Рамой или Кришной. Вы знаете, что одно из главных требований индийской культуры — это почтение ко всем именам и формам Единого Всевышнего Владыки. В вашей организации могут оказаться люди, которые будут настаивать на пении только Саи баджанов, на том, чтобы произносить только одно Имя — Имя Саи. Это большая ошибка! Этим вы позорите Саи! Если вы привяжетесь к форме Саи и отвергнете Кришну, вы получите «плюс» здесь и «минус» там, то есть в итоге — ноль. Никогда не потакайте фанатизму и сектантству! Этими качествами могут обладать другие, но по какой причине вы должны платить им той же монетой? Приложите все усилия, чтобы не заразиться этой инфекцией. Когда другие общества нуждаются в помощи, пойдите и помогите им. Это поможет им понять, что вы действуете на основе всеобщей любви.
И далее: никогда не придавайте значения таким различиям, как национальность, язык, вероисповедание и прочим непостоянным и неустойчивым признакам. К примеру, люди, считающие такие различия существенными, настаивают, чтобы в Мадрасе баджаны пелись только на тамильском языке, а в Андхра Прадеш — на телугу. Подобные идеи, взятые на вооружение, не соответствуют духовному взгляду на мир. Сущность и сердце духовности — это чувство единства и цельности. Это сфера, где внутренняя радость, внутреннее удовлетворение, внутренняя чистота более важны, чем все внешние проявления.
Я не люблю сбора пожертвований. Но поскольку определенные расходы неизбежны, Мне приходится разрешать его, подчиняя, однако, строгим правилам. В каждой организации есть комитет из 10−15 человек. Какая бы сумма ни показалась им необходимой для нужд общества, они должны сами внести требуемый вклад и не искать средств за пределами своего круга. Разумеется, им следует исходить из своих возможностей и ограничивать работу теми ресурсами, которые им самим удастся собрать в общий фонд. Не планируйте то, на что вы окажетесь неспособны, чтобы не ходить потом со списками, упрашивая людей сделать пожертвование. Это лишь повредит репутации вашего общества, а ваши фонды всегда будут пусты. Вы можете сказать: «Но когда к нам приезжает Свами, мы должны подготовиться к достойному приему». Но Мне вовсе не нужны эти огромные декорации, помпезные сооружения, арки, флаги и прочая атрибутика. Мне нужен только микрофон, чтобы люди слышали Мое обращение к ним. Даже стул для Меня необязателен. Я могу говорить стоя. Будьте бережливы и тратьте средства только на самое необходимое, не увлекайтесь излишней роскошью. Я хотел бы, чтобы все лишние деньги вы тратили на то, чтобы накормить бедняков, или на другие полезные дела.
Во многих местах делались попытки построить мандиры (храмы) Сатьи Саи. Но Сатья Саи был бы счастлив, если бы вы возвели Ему храм в своих сердцах — только такие мандиры Я приветствую, и никакие другие. Задумав построить мандир, вы начинаете собирать пожертвования. Но религиозная основа нашей страны пошатнулась именно изза этого сбора пожертвований и появления различных меценатов. По правде говоря, самое лучшее пожертвование это чистый ум; подарите его своей организации, и она будет процветать.
Я расскажу вам, как собирать пожертвования в общие фонды, если в этом возникает срочная необходимость. Сначала точно подсчитайте, какая сумма вам нужна. К примеру, это 1000 рупий. Сообщите ее пятнадцати членам комитета и назначьте день сбора. Поставьте ящик с прорезью в отдельной комнате, и предложите каждому, поодиночке, войти туда и оставить столько денег, сколько кажется ему уместным. Кто-то может выйти из комнаты, не положив никаких денег — он имеет на это право и не заслуживает осуждения. Если каждый знает о том, сколько внес другой, человек, у которого нет возможности внести большую сумму, будет ощущать неловкость, поэтому анонимный метод — самый лучший. Если общая сумма оказалась недостаточной, «остаток» распределите равномерно между членами организации. Если же денег оказалось больше, сохраните их «на потом». Не заводите списков, листов с обращениями, учетных журналов и прочих громоздких принадлежностей, сопутствующих, как правило, сбору пожертвований. Все это ведет к процветанию бюрократии, фальсификациям и крючкотворству. Пусть все ваши действия будут спокойны и чисты в соответствии с высокой целью, которую вы поставили перед собой.
Некоторые делегаты предлагают, чтобы кроме комитетов были созданы еще и подкомитеты. Но это только усложнит работу и увеличит количество промахов. Пусть ответственность лежит на нескольких людях, целиком преданных организации. Районный председатель должен позаботиться о том, чтобы осуществлялся контроль над маленькими «филиалами» в провинциях и посылать туда людей, способных распространять ведическую культуру, наставляя и вдохновляя других. Вам также следует стараться вносить духовное знание в среду молодежи и студенчества, побуждая их приобщиться к духовной практике.
Все, кто входит в Общества Сатья Саи, должны бережно хранить в своем уме слово «сева» и с энтузиазмом браться за любое добровольное служение. Сева имеет три точки приложения: облегчение страданий, как физических, так и душевных, и помощь тем, кто жаждет духовного просветления. Некоторые районы страдают от наводнений, другие — от засухи; комитеты Саи должны приложить все усилия, чтобы помочь людям в этих бедственных ситуациях. Ваша обязанность — нести людям весть о пользе намасмараны (памятования Имени), баджанов и намасанкиртана (песнопений во славу божью). Такие великие святые, как Джаядева, Гауранга, Тьягараджа, проходя по улицам и базарам, пели баджаны и песни, славящие Господа, и восторг их души наполнял божественным пылом сердца сотен и сотен тысяч людей.
Вчера кто-то зачитал список священных дней, который организация должна отмечать как праздничные. В этом листе значились Шиваратри, Наваратри, День Рождения Свами и Гуру Пурнами. Но почему в нем нет дней рождений всех тех Махатм (Великих душ), которые вели за собой людей к Богу, а также всех тех дней, которые признают священными ваши братья, исповедующие другие религии? Не заключайте праздничные дни в рамки списков. Пусть каждый день станет для вас священным. Отмечайте его мыслями о Боге и Его великих посланниках.
Прежде всего, утвердите в своих рядах единство, не ищите недостатков в других и не превозносите собственные совершенства. Всей душой верьте в братство людей как сынов божьих, и каждое свое действие наполняйте благоговением и любовью. Собирайтесь вместе раз в неделю или раз в две недели, или по крайней мере раз в месяц. Приглашайте сведущих людей для беседы, пойте баджаны, читайте вслух или медитируйте — почувствуйте радость духовного единства! Каждый, входящий в общество, должен иметь свои обязанности, ему должна быть поручена какая-то определенная работа. Желательно, чтобы на общих собраниях члены общества рассказывали о результатах своего труда.
Я должен сказать вам еще об одном. Где бы вы ни были, в каком бы труде ни участвовали, выполняйте его как акт поклонения, акт преданности, как прославление Бога вдохновителя, свидетеля, Владыки. Никогда не разделяйте свою жизнь на две половины: «Это я сделаю для себя, а то — для Бога». Даже если ноль разделить на ноль, получится единица. Любую работу нужно выполнять до конца, без малейшего остатка. Всю свою деятельность считайте единым целым. Как гласят наши Шастры, пока вы не вышли из круга смертей и рождений, «платите без остатка свои долги, лечите до конца свою болезнь, расправляйтесь с врагом до полной победы». Тогда ни долги, ни болезни, ни недуги не побеспокоят вас. Что бы вы ни делали, завершайте любое дело до самого конца. И если вы возложите все дела к Стопам Господа и очистите их от малейших следов эгоистической привязанности, их последствия не будут отягощать вас: вы будете свободны, вы обретете освобождение — мокшу.
Поделитесь с друзьями