Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Выступление перед студентами, Анантапур,
Духовные владения Бхараты простираются на весь мир; а могут ли быть владения богаче? Только Бхарата способна развеять облака сомнения, беспокойства и страха, омрачающие умы и толкающие людей на борьбу за первенство в мире материальных благ и земной славы. Эти облака появились и в небе Индии: люди восторгаются тьмой и бегут от света. Они слепо подражают морали и обычаям Запада и позволяют потокам жадности и недовольства затопить свои сердца. Разумеется, материальный мир, который изучает и анализирует наука, поставляя средства для его контроля и регуляции, необходим для удовлетворения потребностей существования; но воображать, что он может дать непреходящие радость и мир — большое заблуждение.
Индийские Веды и Шастры были собраны или составлены не глупцами или обманщиками — их составляли люди, которые отказались от соблазнов благополучной жизни, как и многие герои научного поиска, такие, как Эдисон: они удалялись в леса, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на решении вопросов, мучивших их. В каждом изречении Вед и Шастр вы можете ощутить живое звучание подлинного опыта и пережитого восторга.
Вместо того, чтобы сидеть на берегу реки и рассуждать о ее глубине, о том, вкусна ли ее вода и пригодна ли она для питья — войдите в реку и зачерпните воды. Именно так поступит искренний искатель Истины. Если вы не сделаете этого, вас признают лжесвидетелем, чьи показания вредят делу Истины. К той же категории относятся и те, кто объявляет акт сотворения Мною вибхути (пепла) «магическим трюком», так как их утверждения голословны и не основаны на опыте. Они не в силах вынести того, что лучезарный свет божественного может прорваться в темноту, которую они привыкли любить. Под воздействием материальной цивилизации их сердца очерствели, мозги размягчились, а жизнь стала пустой и бесполезной.
Лица, которые разрабатывают и поддерживают современную систему образования в стране, ответственны за то, что в студенческой среде участились правонарушения и за царящие в ней волнения, недовольство и разочарование. Они уделяют внимание лишь тренировке тела и интеллекта и забывают, что для развития цельной личности необходимы также нравственное и духовное совершенствование. Теперь ребенка отдают в школу только для того, чтобы через несколько лет у него была выгодная работа! Вместо того, чтобы быть средством достижения главной цели в жизни, учение стало средством обогащения! Во всех других странах это именно так. Нигде не учат тому, как завоевать шанти (мир, спокойствие), повсюду целью считается не мирная и полная непреходящей радости жизнь, а жизнь комфортная. Комфорт — относительное состояние, это промежуточная стадия между двумя «дискомфортами». Стремление к достатку, богатству, славе, власти над другими превращают человека в такого закоренелого эгоиста, что он становится опасен и для себя, и для окружающих. Единственный безопасный путь — это искать ананду внутри самого себя, а не в других и через других. Человека, излучающего сочувствие, искренность, терпение, скромность и почтительность, ждет великая радость.
Студенты должны требовать изменения системы образования в этом направлении; они должны добиваться, чтобы их учили, как достойно встретить вызов, брошенный жизнью. Они должны убедить руководителей, что это необходимо. В конце концов, все вы — их дети, и ваше благополучие им небезразлично. Им следует выслушать вас и выполнить ваши пожелания. Однажды Заратустра обратился к принцу Ирана: «Пойди и зажги эту лампу». Но лампу невозможно было зажечь: фитиль был насквозь мокрым. Тогда Заратустра сказал: «Твой ум настолько пропитан желанием, что не может вобрать мудрость, в которой нуждается; высуши его на солнце отречения». Когда учителя погружены в мирские желания и это отражается на учении, может ли свет знания распространяться и поддерживаться?
Однажды одна женщина заявила с явным удовлетворением: «Что поделаешь, моя невестка отправилась в иной мир, но — что за чудо! — ужасная лихорадка, от которой она страдала, улетучилась в мгновение ока!» Важна не лихорадка, главное, что заслуживает заботы, — это жизнь. Так же и студенту нужно знать, как прожить достойную, мирную и счастливую жизнь; это более важно, чем степени и оценки на экзаменах. Путешествие в глубь сознания с тем, чтобы усмирить бушующий там шторм, более важно, чем полет на Марс или на Луну. Последнее более эффектно, но первое более полезно. Жизнь без добра, без добрых мыслей, добрых слов, добрых дел — все равно, что ночное небо без луны и звезд. Это все равно, что колесо без ступицы и спиц. Вы не сдвинете с места валун, пока стоите на нем; вы не избавитесь от тревоги, пока открыты все двери, через которые она может прокрасться внутрь. Перестаньте угождать своим чувствам и потакать желаниям, преследующим вас.
Пусть имя Анантапурского Технического Колледжа прославится по всей стране как символ искреннего желания служить другим, как напоминание о приветливой речи и добром сердце. Я всегда счастлив среди студентов, но особенно, если они полны любви и радости, если в них живут высокие идеалы и героическая решимость. Я встречался со студентами Технического Колледжа Какинады в то время, когда там работал директор Анантапурского колледжа. Там осуществлялась прекрасная работа по добровольному служению, охватывающая сотни тысяч людей со всего района. Я счастлив, что и в этом колледже появилась добрая традиция сочетать напряженную учебу с превосходной общественной деятельностью.
Поделитесь с друзьями