Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям,
В последнее время вышло шесть книг на пяти языках, посвященных Мне. Это подходящий повод для того, чтобы задать себе вопрос: «Зачем писать, издавать и читать книги?» Книги должны просвещать, вдохновлять, учить, давать информацию, направлять, указывать путь. Все это так, но в чем просвещать? Кого вдохновлять? Как учить? Что сообщать? Куда направлять? К какому месту или состоянию указывать путь? Прежде, чем объявить книгу хорошей, затраты и усилия не напрасными, а посвящение оправданным, нужно ответить на эти вопросы.
Те, кто верит в существование всезнающего Бога, который управляет вселенной (а наука в оценке своих возможностей постижения вселенной продвинулась от уверенности к сомнению), — вынуждены признать, что каждое существо рождается в результате Его Воли. Поэтому в жизни должна быть божественная цель. Человек обязан знать путь, ведущий к Богу, его нужно наставить на этот путь и вести по нему, научить, как избежать помех на пути, и как познать то, что, будучи познанным, дает знание обо всем остальном. Все прочее вторично, случайно, необязательно. Веданта, что значит «цель», «конечная сущность» Вед, хранилище такого знания, знания о Боге и о пути, ведущем к Нему. Различные гипотезы о Его природе и о способах проверки их состоятельности; всевозможные дисциплины, призванные обострить человеческий разум до такой степени, чтобы он мог охватить величие Бога; восторг, мгновенно охватывающий человека при открытии, что великолепие Бога неотличимо от его собственного внутреннего великолепия — обо всем этом идет речь в Упанишадах, которые и образуют Веданту. Любую хорошую книгу, написанную человеком, можно назвать Ведантой, ибо страницы ее пронизаны золотом этого великолепия.
Веданта — это конечный продукт всего накопленного знания — освобождение. Конечный продукт молока — это топленое масло, ибо когда молоко сбивается и масло нагревается и очищается, получается топленое масло, и его нельзя превратить во что-либо другое. Это — последняя стадия. Веданта — это джняна, знание, которое освобождает, которое ослабляет «узлы в сердце» и рабскую зависимость от внешних объектов, которое в мгновение ока обнаруживает единство — ту истину, что кроется за многоликим Творением. Только это может дать вам мир и счастье (шанти и сукху). Человек может быть счастлив только на широких просторах, там, где он обретает все большую силу и великолепие. Спасаясь от летней жары южных долин, люди бегут в Нанитал, Кодаканал, в Муссори. Так же, спасаясь от духоты «индивидуальной» жизни, люди стремятся вырваться на простор. Они хотят не чего-то временного и обособленного, а вечного и абсолютного. Поэтому книги должны иметь отношение к вечным ценностям, абсолютным категориям, к необъятной, неизмеримой радости.
Сила временного мира, зачаровывающая ум, называется майей, или иллюзией. Например, мужчины и женщины красят волосы, вообразив, что седину, как нечто постыдное, следует скрывать, хотя во всех других случаях они предпочитают белый цвет черному! Ум никогда не бывает стабильным, фиксированным на каком-то одном идеале. Он постоянно мечется, перескакивая с объекта на объект, бросаясь от одного источника удовлетворения к другому. Быть на поводу у собственного ума и игнорировать разум это безрассудство, называемое майей. Мир подобен лабиринту, в котором заблудился человек; он должен найти выход! Бесцельно блуждающий ум — негодный проводник.
Верблюд поедает колючки и счастлив этим. Человек же терпит несказанные муки в своей погоне за мирскими удовольствиями, но не ищет пути к избавлению, в нем не пробуждено волевое стремление преодолеть боль от колючек во рту. Время от времени эта боль все же заставляет его сопротивляться, но это лишь временное решение. За ним не стоит уверенность и сила. Когда отвращение все же перерастает в твердую решимость, дурная привычка пресекается, ее последствия смываются слезами раскаяния и ум укрощается. Господь всегда перед вами: отвернитесь от мира — и вы окажитесь с Ним лицом к лицу. Напрягите все силы своего ума, чтобы узнать, насколько этот ум слаб, и отдайте все, что у вас есть, Богу — Тому, с кем вы встречаетесь лицом к лицу во всех живых существах каждое мгновение.
Он не станет оценивать стоимость «всего», что вы сложите к Его Стопам. Он оценит только дух принесенной жертвы. Однажды Шанкарачарья со своей чашей для подаяния остановился перед маленьким домом. Жившая в нем старая женщина была потрясена сиянием, исходившим от его лица; оно выдавало просветленную душу; но женщине нечего было положить в чашу; в отчаянии она заломила руки и прокляла себя. Она недоумевала, почему нищенствующий отшельник постучался в ее дверь вместо того, чтобы наведаться в дом богачей. Тут она вспомнила, что у нее остался один плод миробалана — последний из горсти, которую она сорвала с дерева в лесу несколько дней назад. Когда ее одолевала жажда, она съедала один плод. Она принесла фрукт и со слезами, текущими по ее морщинистым щекам, положила его в чашу. Шанкара был тронут этим пожертвованием; Господь изъявил Свою волю — и ливень золотых миробаланов обрушился на двор прямо перед дверью хижины. Старая женщина была возвышена сама того не желая, даже не подумав попросить об этом. Именно так действует Бог.
Вы знаете о многочисленных дарах, ниспосланных пандавам милостью Кришны; но если вы узнаете, каким образом Кришна появился среди пандавов — как друг, наставник и освободитель, вы поймете, что милость изливается Господом без всякой на то просьбы. Парикшат (внук Арджуны) спросил Шуку, рассказчика историй Бхагаваты: «Как произошла встреча Кришны и его брата Баларамы с моими праотцами?» Шука ответил: «Кришна и Баларама присутствовали на церемонии выбора жениха (сваямваре) Драупади, где также находились пандавы под видом брахманов. Ты знаешь, что Драупади собиралась взять в мужья лучника, который попадет в цель — вращающуюся фигуру рыбы, закрепленную на высоком столбе. Когда все претенденты из касты воинов потерпели неудачу, испытать свои силы предложили брахманам. Арджуне улыбнулась удача, и он выиграл руку Драупади для всех пяти братьев. Скрываясь от всех, они поселились в доме гончара. Кришна знал, что руки принцессы древнего рода добились его родственники, и поэтому отправился в хижину гончара со своим братом. Он объявил, что Он — Кришна, и дал пандавам очень мудрые советы, касающиеся их дальнейшего образа действий».
Господь — это Любовь (Према), неиссякаемая, необъятная. У Него нет ни пристрастий, ни предубеждений. У вас нет причин бояться Его; страшитесь лучше черт своего характера, склоняющих вас к пороку и греху. Наиболее полезны книги, рождающие у человека любовь к Богу и боязнь греха. Любовь к Богу должна сопровождаться любовью к человеку, ибо человек — это видимое проявление Бога, проявление, чьи боль и горе вы можете почувствовать, как свои собственные. Эти книги исходят прямо из сердца тех, кто творит молитвы и тоскует по Богу. Станьте такими — и слова потекут сами собой.
Поделитесь с друзьями