Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям,
Сила воли, побуждаемая Богом, — это действенный фактор, способствующий вашему возвышению. Она называется санкальпа бала (собственная сила воли). Развивайте ее с помощью концентрации и повторения Имени (джапы). Необходимо заставить ум подчиняться приказам воли. Причуды непослушного ума могут с легкостью увести вас в сторону. Поэтому Я говорю: СЛЕДИТЕ (WATCH)! W — значит следить за своими словами (Word); А — значит следить за своими действиями (Actions); Т — значит следить за своими мыслями (Thoughts); С — следить за характером (Character); Н — следить за сердцем (Heart). Если часы (WATCH) каждую секунду будут напоминать вам о необходимости следить за этими пятью, вы сможете быть вполне счастливы.
Ум раскачивается, словно маятник, от одного приятного объекта к другому. Лучший способ остановить маятник не заводить часы. Тогда прекратятся его колебания. Прекратите поощрять ум, следуя всем его прихотям и фантазиям. Когда нам случается кого-то ударить или обидеть, мы считаем это верным и справедливым, но если бьют или обижают нас, мы возмущаемся и объявляем это несправедливостью, заслуживающей наказания.
Мы судим обо всем с позиций «эго». Ум — это обоюдоострый меч, он может и освободить, и закрепостить. Йога — это сдерживание свойственных уму колебаний. Изучение и практика ступеней йоги: ямы (чего не следует делать), ниямы (что следует делать), асаны (статических поз), пранаямы (контроля дыхания), пратьяхары (контроля чувств), дхараны (концентрации), дхьяны (медитации) и самадхи (сверхпробуждения) помогут духовному искателю преодолеть и устранить ум. Когда ум устранится, реальность станет явной! Это все равно что обнаружение потерянного «десятого человека». Десять друзей перешли вброд бурную реку и, оказавшись на берегу, принялись пересчитывать друг друга. У всех получилось только девять, так как каждый забыл сосчитать самого себя! Они решили, что десятый утонул, и стали оплакивать потерю. Мимо шел прохожий, который сосчитал друзей — все оказались на месте, включая «десятого». Только невежество скрывало его от других. Таковы последствия иллюзии. Пока вам неведома истинная природа «Я» или Атмы, вы не увидите это «Я» во всех. Когда это знание придет вам от гуру или из писаний, исчезнет и невежество по поводу собственного «Я».
Чувства — это главная движущая сила ума и причина иллюзии, от которой он страдает. Каждый из пяти элементов природы обладает свойствами, привлекающими чувства и воздействующими на них: звук (эфир, пространство), притягивающий ум через ухо; осязаемость (воздух), привлекающая ум с помощью кожи; форма (огонь), манипулирующая умом в свое удовольствие через глаза; вкус (вода), закрепощающий ум с помощью языка, и запах (земля), влекущий ум через нос. Именно ради этих ощущений, ведущих к радости или к горю, чувства и осуществляют контакт с внешним миром. Чтобы не метаться на волнах горя и радости, человеку нужно развивать невозмутимость (упекшу) и одинаково принимать и то, и другое как знаки божьей милости. Шри Рамакришна говорил, что если вы хотите сорвать плод дерева джэк, не запачкав руки липким древесным соком, нужно сначала смазать руки несколькими каплями масла. Он продолжал, что если вы хотите, чтобы мир и все его воздействия «не прилипали» к вам, нужно окропить ум несколькими «каплями» невозмутимости.
Эта безмятежность рождает глубокое стремление к Богу. Чайтанья шел в Бриндаван, где каждая пылинка была для него священной, ибо Кришна ступал по этой земле столетия назад. Он не видел, не слышал, не воспринимал ни вкуса, ни запаха — не чувствовал ничего, кроме Кришны во Бриндаване. Он настолько отрешился от окружающего мира, что игнорировал требования голода, жажды и общественного этикета. Он жаждал вкусить только освященную пищу, предназначенную Кришне в храме; но однажды ночью Господь явился к нему и осудил даже за это единственное желание! Когда же, наконец, он поборол и это желание и исполнился жаждой Его и только Его одного, Кришна, пребывавший внутри Чайтаньи, предстал перед ним. Божественное сознание (Чайтанья) осветило Чайтанью в человеческой форме.
Итак, следуйте только тому учению, которое нацелит ваш ум на Бога и не позволит ему отклониться в другую сторону.
Поделитесь с друзьями