Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям,
Без уверенности в себе невозможно чего-либо достичь. Если вы уверены в своих силах и способностях, вы можете добраться до внутреннего источника мужества и подняться на более высокий уровень радости и покоя. Уверенность в себе исходит от Атмы, которая есть ваша внутренняя сущность. Атма — это умиротворение, это радость, это сила. Именно в Атме черпаете вы эти орудия духовного прогресса. В Гите есть две мантры из восьми слогов, которые должны стать вашими главными символами веры: «Шраддха-ваан-ла-ба-тхе джня-нам» (мудрость обретается с помощью веры) и «Са-мса-ят-ма Ви-на-стья-хи» (сомневающийся погибнет). Эти мантры — два укрепленных берега, между которыми спокойно и уверенно может течь река жизни к морю божественной милости. В годы молодости река жижни часто разливается, и вода, размывая берега, затопляет окружающую местность. Поэтому внимательно следите, чтобы береговые насыпи были прочными.
Те, кто строит планы насчет будущего этой страны, сосредоточены на продуктах питания, питьевой воде и строительстве новых домов, но не только от этого зависит счастье. О каком счастье может идти речь, когда над нравственностью смеются, преданности страшатся, как болезни, хитрость возводят на пьедестал, а индивидуум низведен до уровня инструмента, которым манипулирует государство или другой коллективный орган власти?
Когда люди нашей страны поклоняются деревьям, муравейникам, змеям, птицам, львам и коровам, циники насмехаются над ними, не подозревая, какую глубочайшую истину обнаруживает это поклонение, а именно, что Бог пребывает во всем творении. Во всех ритуалах и церемониях, предписанных и соблюдаемых в этой стране в течение столетий, скрыт глубочайший смысл. Теперь, однако, осталась одна шелуха, а сердцевина, преданная забвению, исчезла. Пришли такие времена, что необходимо срочно восстанавливать на старом фундаменте «надстройку» нравственности и религии. Без моральной чистоты не может быть религии. Они внутренне взаимосвязаны.
Автомобиль не предназначен для того, чтобы держать его как экспонат в стеклянном гараже. Он предназначен для дорог, для того, чтобы быстро и надежно доставить вас туда, куда вы хотите. Так же и ваше тело должно служить цели вашего путешествия. Путешествия куда? Разумеется, не на кладбище, как многие думают! У вас есть более благородные задачи, чем просто умереть; вы должны постичь собственную реальность и слиться с этой высшей радостью. Ешьте ровно столько, чтобы держать тело в порядке; используйте тело для открытия этой реальности, то есть Бога. Освящайте благими делами и высокими мыслями каждый момент своего пребывания здесь. Когда Карна (герой Махабхараты, сын Кунти, матери Пандавов, от бога Солнца) окроплял маслом голову, держа золотую чашу с маслом в левой руке, брахман, проходивший мимо, протянул руку и попросил дать ему чашу. «Пожалуйста! Возьми ее!» — сказал Карна и левой рукой подал брахману чашу. Брахман был недоволен, так как дар должен вручаться и приниматься правой рукой. Но Карна объяснил: «Я дал ее тебе сразу же, как ты попросил, ибо я не уверен, был бы я так же щедр, взяв чашу правой рукой. Прости меня». Делайте добро, как только почувствуете, что хотите сделать его; не откладывайте на потом — вот мораль этой истории.
Обычно индуизм критикуют за то, что он терпимо относится к идолопоклонству. Но камню не поклоняются как камню; камень — символ Бога, а Бога в Его абстрактном, лишенном свойств и формы аспекте невозможно описать. Форма или образ Бога оказывают огромную помощь при концентрации, как-то было доказано Рамакришной Парамахамсой, Мирой, Тьягараджей и многими другими подвижниками. Мира испытывала высшее наслаждение, когда приобщалась к Богу в форме Гиридхары Гопалы — Пастушка Кришны, который поднял горный пик Говардхану и держал его, как зонтик, защищая людей и скот Гокулама от разрушительных ливней, посланных гневливым богом дождя Индрой. У каждого мистика есть своя особая форма, затрагивающая самые сокровенные струны его души и погружающая его в божественный экстаз. Тьягараджа знал, что Рама — полновластный Господин всего Творения, что Он и имманентен, и трансцендентен (присущ миру и выше мира); и тем не менее он черпал высочайшее наслаждение в том, что представлял его как сына Дашаратхи и супруга Ситы.
Индийцы также верят в то, что пища, предложенная Богу и освященная Его благосклонностью, заряжена божественной энергией и потому свободна от всех вредных компонентов, которые могли попасть в нее. Этот ритуал развивает садхану «посвящения всех действий Богу» и укрепляет веру в постоянное присутствие Бога всюду, где бы вы ни находились, как неизменного поводыря и наставника. Эта коробочка для бетеля у Меня в руках сделана из свинца; если кто-то подойдет и попросит: «Дай мне свинец, а коробочку оставь себе», это будет полным абсурдом, ибо они неделимы. Так же абсурдно говорить: «Будь индуистом, но откажись от этих верований, от этой дхармы». Они и есть неотъемлемые свойства, присущие этой религии. Индиец, не признающий и не практикующий дхарму индуизма, не лучше мертвеца.
Здесь упоминалось о страхе, который испытывают бездетные люди; они боятся, что если некому будет совершить предписанный обряд по усопшим родителям, им придется веками мыкаться в специально отведенном для таких горемык месте в аду. Стремление обрести наследника имело смысл только в царских династиях, ибо царство, лишенное продолжателя рода, было обречено на междоусобицы и кровопролитие. У Дхритараштры было сто сыновей, но никто из них не пережил его и не совершил над его телом прощальный ритуал, спасающий от ада! Шука, непревзойденный среди мудрецов, не имел сыновей, но можете ли вы сказать, что в качестве наказания он был лишен освобождения и на многие века отправлен в ад? Я уверяю вас, что отсутствие сына — это не признак духовной катастрофы.
Вот еще одна нелепость: некоторые поклоняются Богу в образе Шивы и называют Его Пашупати (хранитель скота, «пашу» означает живые существа, пастбища); другие поклоняются Богу в образе Вишну или Кришны и называют Его Гопала («го» означает скот, живые существа, угодья). И эти две группы преданных отказываются признавать друг друга! Шива превозносится своими почитателями как Создатель, Хранитель и Разрушитель. Точно такие же эпитеты применяют к Вишну или Кришне Его почитатели. Но они не делают следующего шага: не хотят признать, что для разногласий нет никаких законных причин. Вы должны приветствовать все имена и формы, хотя у вас может быть личное пристрастие к одному Имени и одной Форме. Вам необходимо уяснить, что Бог, которого вы почитаете, достаточно универсален для того, чтобы иметь множество имен и форм.
Бездомная собака, напуганная зловещей тенью, мелькающей в сумрачном свете лунной ночи, поднимает вой, которому вторят все ее сородичи в ближайших окрестностях. Не зная причины, все воют в унисон, откликаясь на зов волчьей природы. Лунный свет божественной милости тоже заставляет одних выть, а других — вторить в слепом подражании. Такова их природа — они не в силах вынести невиданное великолепие, дарующее милость и веру, мужество и утешение. Ваш долг — двигаться вперед к цели, прямо и решительно, не позволяя самоуверенным невеждам с извращенным умом сбить себя с курса. У всех аватаров были такие достойные сожаления современники. Вы, должно быть, читали о Шишупале, Пундараке, Дантавакре и других, появлявшихся на сцене в Двапара юге.
Всегда сохраняйте уважение к себе, как это делала Драупади. Когда при дворе, где присутствовали ее мужья, поставившие ее на кон в кости и проигравшие ее злым кауравам, над ее честью нависла опасность, она пришла в такую ярость, что стоило ей бросить один взгляд на эту шайку негодяев, которые, считая ее своей собственностью, схватили ее за одежды, — от них осталась бы груда пепла, но вместо этого она взглянула на Дхармараджу, старшего из мужей, именно на того, кто проиграл ее и сидел теперь перед ней, пряча глаза. Это немного успокоило ее. Потом она изрекла проклятье, эхом прокатившееся по земле и по небесам: «Пусть жены этих змеев, что посмели прикоснуться к моим волосам и сорвали с меня одежду, оплакивают свою вдовью долю и рвут на себе свои распущенные волосы в безутешном горе. До тех пор я не заплету своих волос, которые посмели распустить эти варвары». Она объявила во всеуслышанье о своем происхождении из древнего рода, в котором доселе никто не позволял принижать свое достоинство, и что она не намерена ославлять и пятнать его репутацию. Сохраняйте достоинство своего рода, рода Рамы, Кришны, Харишчандры, Миры, Тьягараджи, Тукарама, Рамакришны и Нанданары. Слава вашего рода подобна нити, осторожно сматываемой в клубок. Малейший промах с вашей стороны приводит к ее безнадежному запутыванию. Так будьте бдительны. Станьте рабом Бога, а не человека. Стойко держитесь своей духовной практики, садханы.
Повторяйте Гаятри — это универсальная мантра. Она состоит из трех частей: это дхьяна — медитация на сияющую Славу Господню, несущую просветление всем трем мирам, верхнему, среднему и нижнему (ОМ Бхур-бхувах сваха; тат савитур вареньям); смарана, или мысленная визуализация милости (Бхарго девасья дхиимахи) и прартхана, молитва о том, чтобы Бог в своем бесконечном сострадании послал освобождение, пробудив в нас разум, пронизывающий всю вселенную. Молитва (Дхийо йонах прачодаят) не обращена к каким-то конкретным Имени и Форме этого Разума, поэтому читать ее и быть спасенными могут все без исключения. Приверженность Гаятри избавляет от фанатизма, ненависти, соперничества; ее повторение очищает эмоции и рождает любовь. Не поливайте и не подкармливайте древо желания. Нетерпимость — это детище гнева, ненависти и зависти. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы подавить первые признаки гнева. Приступ гнева не приходит без предупреждения. К телу приливает волна жара, губы дрожат, глаза наливаются кровью, — одним словом, почувствовав, что гнев подступает, выпейте маленькими глотками стакан холодной воды, закройте дверь и прилягте на кровать, пока приступ не пройдет и вам не станет смешно от собственной глупости. Это может оказаться нелегко, но нужно постоянно тренироваться. Если же дать волю гневу, последствия могут оказаться настолько разрушительными, что вам придется очень долго раскаиваться.
Один человек был так обижен на своего зятя за то, что тот не посылал ни ему, ни дочери писем из далекой страны, где проходил военную службу, что сам написал ему сердитое письмо: «Для нас ты все равно, что умер, ибо тебе нет больше дела до своей жены. Поэтому она обрила голову и облачилась во вдовий наряд». Когда солдат получил это письмо, он горько зарыдал оттого, что его жена стала вдовой, не сообразив, что пока он жив, этой напасти не бывать!
Не спешите с выводами, пренебрегая интуицией. Не отрицайте ценность собственного опыта. Стойте на своем, будьте неуязвимы как для лести, так и для клеветы. Следуйте Моему примеру: на Меня не действует ни то, ни другое, Я иду вперед и туда, куда хочу. Я сам себе свидетель и проводник; пусть ваша вера в это будет нерушимой.
Поделитесь с друзьями