Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Праздник Дня рождения, Прашанти Нилаям,
Бхакти — это состояние ума, при котором невозможно самостоятельное, отдельное от Бога существование. Само дыхание преданного — это Бог. Каждое его действие совершается Богом, для Бога; мысли его — о Боге; устами его говорит Бог, и слова эти — о Боге. Как рыба может жить только в воде, так и человек может быть счастлив и спокоен только в Боге. В другой среде его ждет только страх, неистовая борьба и поражение. Нанди, или бык, — существо более низкой природы, чем человек; но поскольку бык — ездовое животное Бога Шивы, ему отводится место перед главной святыней храма, и он разделяет почести, оказываемые Богу. Его важность и значительность определяются только связью с Богом. Так же и ум обретает просветление, ощущает радость, мир и покой только потому, что эти радость, мир и покой — неотъемлемые свойства Атмы (Бога) — отражаются в нем.
Последнее время человек не пытается уяснить эту истину и добиться ее постоянного осознания. Попав в ловушку, зверь изо всех сил старается вылезти из нее и спастись; но человек, попадая в ловушку желания, затягивающего его вниз, не делает никаких усилий, чтобы выбраться наверх. Шива описан в Шастрах и Пуранах держащим в руке чашу для подаяния; а если говорить точнее, там сказано, что чашей Ему служит череп! Что Он просит у человека? Он дающий, но Он и тот, кто требует. Он требует только то, что когда-то дал, а именно — чистое сердце. Он дал его человеку чистым; Он хочет получить его назад таким же чистым. Он наполнил человека любовью; Он просит этой любви.
Рамаяна и Махабхарата учат нас, как широки возможности любви и в каких пределах должен струиться ее поток, омывая мысли, слова и дела. Пределы ставит дхарма, она же задает цель. Сита была привержена дхарме так же твердо, как Рама; Драупади была привержена дхарме так же твердо, как Дхармараджа. Молоком таких матерей были вскормлены герои Бхараты, и поэтому эта земля стала колыбелью мудрости. Сита была в высшей степени предана Раме, как бы далеко от нее Он ни был. Каждый миг своей жизни Драупади жила с Господом Кришной и благодаря Кришне, защитнику Пандавов, как бы далек Он ни был. Лотос на озере далеко от солнца; но рассвет любви не знает расстояний; лотос распускается, как только солнце выглядывает из-за горизонта. Луна так далеко, но когда она сияет в небе, дети хлопают в ладоши и прыгают в восторге, радуясь, что «дядюшка» улыбается им.
Абориген в лесу стреляет птиц, и это оправдано, пока является средством существования и соответствует уровню жизни; но аскет, уединившийся в том же лесу, чтобы найти в себе источник божественной любви, совершит тягчайший грех, зачеркивающий все его достижения, если откажет в любви птице на дереве.
Подобно этому, для любой профессии, разных уровней бытия, для всех возрастов и периодов жизни — детства, отрочества, юности, зрелости, старости, для мужчин и женщин существуют свои правила и обязанности, которые определяют норму и помогают индивидууму принести пользу себе и обществу. Когда Сита была сосредоточена на дхарме жены, она видела Раму во всех существах. Хотя ее окружали ужасающие чудовища — демоницы — она не замечала их; несмотря на то местом ее заточения была чудесная роща под названием Ашокавана (Беспечальный сад), она не видела ни одного цветка вокруг себя. Ее глаза, ее ум и ее мысли были наполнены только Рамой. Это состояние прапатти — предания Богу всего, что имеешь.
Поделитесь с друзьями