Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям,
Когда Арджуна обратился к Кришне с жалобной мольбой о поддержке и утешении, Господь посоветовал ему: Манмана бхава (заполни Мною свой ум). У ума нет собственной силы, он вынужден все время искать опору в каком-то существе или вещи. Он — как отставшая от стада корова, которая забредает на возделанные поля и поедает растущие всходы. Если ей будет хватать корма на ферме, она перестанет портить ваш урожай. Если вы не будете вдоволь кормить свою собаку, она станет рыскать по помойкам и поедать отбросы. Давайте ей полноценную обильную пищу — и она будет сидеть под крыльцом и охранять ваш дом. Так и ум можно отвлечь от порочных наклонностей, если кормить его хорошими мыслями, добрыми решениями, нежностью и любовью. Тогда он будет служить вам в ваших лучших интересах.
Рамакришна Парамахамса посоветовал одному наркоману, чтобы тот употреблял каждый день строго определенное количество опия; он дал ему кусочек мела в качестве гири, чтобы тот мог взвешивать меру опия, которую ему надлежало принять — ни больше, ни меньше! Но Рамакришна поставил одно условие, важность которого для преодоления дурной привычки наркоман на первых порах не оценил: Рамакришна велел ему всякий раз перед тем, как положить мел на весы, писать на доске символ пранавы, изначального звука — ОМ. Малый подчинился; мелок убывал в весе с каждым новым ОМ, пока совсем не иссяк; с ним вместе прекратило существование пристрастие к опиуму! ОМ также помог наркоману преобразить свое стремление к опиумному забытью в жажду вечного блаженства опьянения Богом.
Человек преодолевает долгий путь паломничества к Богу. Он движется от жизни к жизни к сияющей цели. По дороге ему приходится искать приюта и отдыха во многих караван-сараях, но какими бы заманчивыми они не казались, он должен постоянно напоминать себе о цели путешествия и ни в коем случае не пускать там корни. Однажды, когда Самарта Рамдас путешествовал по сельской местности со своими учениками, шедшие сзади увидели ухоженное поле зрелого сахарного тростника. Они устремились туда и принялись ломать стебли и с жадностью поедать их. Хозяин поля, естественно, рассердился при виде их поведения и тех потерь, которые нес его урожай; он набросился на воров и принялся колотить их толстой палкой. Учитель был очень огорчен, что ученики так грубо нарушили дисциплину, поддавшись желанию языка вкусить сладкий сок. На следующий день гуру со своими последователями пришел ко двору царя Шиваджи, где их приняли с большими почестями. Шиваджи выразил желание лично присутствовать при ритуальном омовении учителя, и когда Рамдас снял одежды, был поражен, увидев на его теле широкие красные полосы — явное свидетельство того, что его били! Великий святой обладал столь глубокой чуткостью, что принял на свою спину удары, предназначавшиеся ученикам. Шиваджи тут же послал за владельцем тростникового поля, и когда тот предстал перед монархом и гуру, предложил Рамдасу назначить любое наказание, какое только покажется ему уместным. Но Рамдас подтвердил, что набег на поле был совершен его учениками, и выразил сожаление, что привлекательный вид тростника склонил их к воровству. Он благословил фермера и ниспослал ему дар: навсегда освободил его земли от податей!
Сандаловое дерево передает свой аромат даже топору, который рубит его. Такова природа великих и добрых. Следуйте их примеру; не колотите бессмысленно по столам в своих аудиториях, утверждая славу сыновей и дочерей Индии. Когда вы в таком притворном порыве стучите по столу, стол с такой же силой бьет вас — действие равно противодействию!
Муравьи строят свои города частичку за частичкой, тщательно выбирая самые лучшие, чтобы получилась неприступная крепость, где они могли бы чувствовать себя в безопасности. Вы тоже должны, крупица за крупицей, действие за действием, собирать необходимый материал для строительства надежного пристанища в будущем — здания дхармы. Вы должны проглотить лекарство, которое сделает все другие лекарства ненужными, вы должны осуществить карму, которая сделает все последующие кармы ненужными. Но лекарство, которое вы принимаете сейчас, лишь усиливает ваше привыкание к лекарствам, и чтобы обезвредить последствия одной-единственной кармы, вам требуется тысяча карм. Бог воплощается, чтобы указать выход из этого порочного круга. Отдайте Мне сто тысяч ваших мелких карм и забот по цене в одну рупию за штуку. Если все они непритворны и искренни, Я заберу у вас их все и вручу взамен одну купюру в тысячу рупий (милость), которая и легче, и удобнее для хранения. Разумеется, если хотя бы одна из ваших горестей, тревог и боязней окажется фальшивой, вы не получите эту купюру.
Те, кто собрали воедино и составили Упанишады, не стремились к славе и богатству; Упанишады — это не пустая болтовня праздных сочинителей и бумагомарателей. Это истинное звучание неподдельного, живого опыта. Упанишады — это плод концентрации тех, кто искал средство к освобождению от оков двойственности — слез и триумфа, и рождены они состраданием к тем, кто блуждает в глухой пустыне. Те, на кого люди обычно полагались, как на опору, очерствели душой и либо позабыли свой долг, либо погрязли в невежестве и словопрениях. Поэтому настала пора распространить Послание любви, которое есть Послание Бога. Знак божественности — простота; помпа, обилие пышных атрибутов, заумные формулировки, темные заклинания, глухое невнятное бормотание — все это чуждо духу истинной религии. Это просто трюки, с помощью которых человек хочет монополизировать или искалечить Бога.
Бутыль, сделанная из свежей тыквы, утонет в воде; если же она сухая, то будет плавать на поверхности. Ум — как тыква. Высушите его на солнце знания, и тяжесть мякоти, или жадности, исчезнет: вы сможете безмятежно скользить по волнам моря забот. Пускаться в путешествие по жизни, не научившись контролировать чувства, так же рискованно, как садиться в машину без тормозов. Катастрофа неминуема. Контроль повышает эффективность; если убрать все ограничения, рамки, тормоза, границы — из жизни уйдет привлекательность и чувство азарта. Сможете ли вы играть в футбол без правил «руки», «вне игры», «нечестный прием» и прочих ограничений свободы ударов и пинков?
Пять элементов — пространство, воздух, огонь, вода и земля — это одеяния Бога, а также и человека. Пользуйтесь ими бережно и мудро, с боязнью и смирением. Непреодолимая тяга человека к пяти элементам вызвана их свойствами: это звук (шабда) неба, олицетворяющий пространство, акашу; осязаемость (спарша) воздуха или ветра, вайю; форма (рупа) огня, агни; вкус (раса) воды, апы; и запах (гандха) земли, притхиви. Для того, чтобы эти качества, питающие чувства, приносили успокоение, они должны быть умеренными. Злоупотребление ими убивает быстрее, чем болезнь. Человек понапрасну тратит интеллект и память, сожалея о прошлом и строя далекие планы на будущее. Так он растрачивает свое наследство — радость и мир.
Поделитесь с друзьями