Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям,
Сегодняшний день — дважды благословенный, ибо сегодня — четверг, и называется он Гуруварам (день Гуру, или Наставника, поводыря на пути духовного освобождения). В этот день, много столетий назад, Кришна преподал Арджуне урок Гиты. Это день, когда Бог вручил человеку ключ от двери, за которой открывалась дорога, ведущая от фальши и лицемерия к свету внутренней сущности. Кришна наказал Арджуне вступить в битву и отвоевать свое право на царство, чтобы народ, ведомый праведным и справедливым правителем, мог свободно устремиться к своей цели — спасению. И сделать это Арджуна должен был в духе полного самоотречения, отдавшись на волю божью, отринув все свои пристрастия и антипатии и не думая о возможных последствиях свободных от эгоизма действий. Гита, таким образом, учит, что служение сангхе, или обществу, — это не только высшая форма севы, но и самая плодотворная садхана. Вам не уйти от этой обязанности: вы должны использовать породившее вас общество как средство избавления от эгоизма и достижения собственного спасения.
Сева, совершаемая как садхана, развивает сахану (силу духа). Даже аватары всей своей жизнью демонстрируют важность севы. Когда Дхармараджа, по совету мудреца Нарады, готовился к Раджасуйе яджне — жертвоприношению для умилостивления своего умершего отца, — Господь Кришна, присутствовавший на церемонии, попросил, чтобы Ему поручили какое-нибудь задание, и среди всего прочего Он предпочел собирать тарелки из банановых листьев, на которых каждый день раздавали пищу тысячам людей! Поскольку служение было так дорого Ему, Его почитают как Царя царей и Законодателя эпохи.
Сегодня — праздник Вайкунтха Экадаси, и поэтому многие из вас жаждут получить от Меня амриту (нектар). Но что за польза просто проглотить несколько капель созданного Мной нектара? Амрита наполняет каждое сердце, когда саттва одерживает в нем победу над раджасом и тамасом. Амрита, дарующая бессмертие, — это та амрита, которую вы обретаете в результате садханы. В практике дхьяны (медитации) существует понятие урдва-дришти (взгляд, направленный вверх). Так называется упражнение, когда оба глаза смотрят наверх, в точку между бровями. Урдва означает «направленный вверх», а дришти означает «взгляд»; поэтому урдва-дришти — это не просто физическое упражнение, но общее и постоянное усилие ума в попытке избежать низменных желаний и возвыситься до благородных ценностей. Такое усилие и принесет вам амриту: ее источник откроется в вашем сердце!
Амрита означает «бессмертный», но из этого не следует, что тот, кто вкусил амриту, будет жить вечно в этом теле; даже аватары покидают тело, когда их миссия подходит к концу. Амрита — это сосредоточение ума на Реальности, это осознание самого себя как нетленной сущности и погружение в эту сущность своим сознанием. Вспомните ракшасов (демонов)! Равана и его брат Кумбакарна в течение тысяч лет истязали себя суровейшей аскезой. В конце концов Бог явился перед ними и исполнил их желания, но поскольку покаяние не принесло им чистоты и непорочности, добродетели и смирения, они остались такими, как прежде: злобными и жестокими чудовищами. В их натуре не было и следа саттвы. Им была ниспослана невиданная милость: Бог явился, спросил и даровал. Но они стали еще хуже, чем были раньше! Самими своими жизнями они зачеркнули завоеванное благословение.
Поэтому, если уж вы получили амриту, то и жить должны соответственно, оправдывая свой статус заслужившего милость Бога. Божественный мудрец Васиштха поручил Рагху (царю Солнечной Династии, предку Рамы) заботу о своей небесной корове, Камадхену. Поскольку это был приказ духовного наставника, Рагху, не прибегая ни к чьей помощи, сам водил корову на пастбище. Однажды корову подкараулил лев; он был голоден и потребовал, чтобы ему отдали законную добычу, но Рагху предложил ему взамен свое собственное тело. Это пример того, как человек должен оправдывать возложенную на него ответственность. Когда вы возвышены до звания «получателей» амриты, вам следует сторониться всякого зла и быть стойкими в вере. На этот раз Я не намереваюсь создавать и дарить амриту в день Вайкунтха Экадаси. Ибо никто не следует начертанному Мною пути, никто не внемлет Моему совету. Ваше рвение недолговечно, ваша решимость выполнить Мои наказы быстро улетучивается. Как молоко на плите поднимается, выкипает и успокаивается, так и ваша преданность быстро растет и так же быстро увядает. Она не остается незыблемой.
Сегодня в некоторых храмах Вишну открывается особая дверь, и в нее могут входить те, кто хочет оказаться в божественном Присутствии. Вайкунтхадвара — это «Ворота на небо», иными словами — путь к самореализации. Эти ворота можно найти не только в храме, они могут открыться прямо перед вами, в любом месте, где бы вы ни находились. Постучите, и они распахнутся. «Вишну» означает «Сарва вьяпи» — «Тот, кто повсюду», поэтому и Его обитель Вайкунтха (небеса) должна быть повсюду. Вам позволят войти, если, постучавшись, вы произнесете нужный пароль. Стоит вам просветлить и очистить свое сердце и позволить Богу появиться в нем, и оно станет Вайкунтхой. «Вайкунтха» означает «место, где нет и тени печали». Когда Бог поселится в вашем сердце, мир для вас станет свободным и цельным.
Корова превращает траву и овсяную похлебку в сладкое питательное молоко и дарит его в изобилии своему хозяину. Развивайте это качество, способность превращать пищу, которую вы потребляете, в добрые мысли, ласковые слова и милосердные поступки. Маленький Кришна со слезами умолял Яшоду позволить Ему пойти на пастбище вместе с коровами. Яшода сказала: «Милое дитя! Твои нежные шелковистые ступни не должны ходить по тропам, усеянным колючками и острыми камнями. Я закажу для тебя крепкие маленькие сандалии. Когда они будут готовы, ты сможешь пойти». Но Кришна пролепетал в ответ: «Коровы, которым мы служим, не носят сандалий. Почему же мы, их слуги, должны избегать камней и шипов, которых они избежать не могут?» Не удивительно, что коровы и телята Гокулама стояли, как вкопанные, и громко мычали от горя, когда Кришна отправился в Матхуру!
Когда вы заполните свое сердце сочувствием к несчастным, Господь ниспошлет вам Свою милость. Драупади добилась милости преданностью и добродетелью. Сита, несмотря на тяжкие испытания, ей уготованные, всегда оставалась верной высочайшему идеалу. Когда Хануман нашел ее в Ашоковой роще, где ее держал пленницей Равана, он предложил ей сесть к нему на плечи, чтобы он вместе с ней перепрыгнул океан и доставил ее целой и невредимой прямо к Стопам Господина, Рамы. Но Сита ответила, что она не хочет быть вновь похищенной — пусть даже из логова самого Раваны, ибо это лишит Раму возможности наказать Равану за его самонадеянность и проявить героизм при ее освобождении! Прекрасные слова, не так ли? Идеально созвучные законам дхармы! Неудивительно, что когда настала пора, милость Господа спасла ее. Если у вас нет стойкой приверженности и глубокой веры, вы можете так и не дождаться милости.
Пусть это предостережение и будет для вас сегодня амритой, ибо резкие слова могут иногда и пробудить, и возвысить. Я мечтаю о том, чтобы вы соблюдали дисциплину — так соблюдайте ее, если стремитесь к милости. Оставьте прежние мирские пути — зарабатывать и тратить, экономить и копить — с жадностью и вожделением, злобой и гордыней. Измените вашу жизнь так, чтобы Я был доволен вами. Не тратьте время на пустую болтовню; говорите мягко, говорите как можно меньше; говорите приветливо; служите всем, как братьям и сестрам; поклоняйтесь Саи в каждом из них; займитесь садханой; двигайтесь вперед шаг за шагом, как подобает существам, стремящимся к освобождению. Просите Меня не о том, чтобы Я удовлетворял ваши пустячные, тривиальные, приковывающие к миру желания, а о том, чтобы Я прояснил ваши шаги на духовном пути. Очень скоро придет время, когда здесь соберется весь мир, и вам придется преодолевать многие мили только для того, чтобы просто увидеть Меня.
Поделитесь с друзьями