Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Бхаратья Видья Бхаван, Бомбей,
Основополагающие учения индийских мудрецов о духовных ценностях отрицались столь безжалостно, что самовлюбленная алчность и жестокая конкуренция вытеснили счастье и мир из сердца этой земли. Жизнь стала искусственной и малокровной, замешанной на смятении и страхе. В этой ситуации, здесь, в Бомбее, вы построили Дхармакшетру, обитель праведности! В век атомных бомб вы воздвигли алтарь духовного блаженства. Поистине, это знак вашей веры и преданности, веры в идеалы этой земли и преданности высшим традициям, хранимым мудрецами. Стремление к блаженству, как непроросшее семя, скрыто в сердцах людей. Некоторые ухаживают за ним и питают его, пока не вырастет прекрасный цветок. Многие не подозревают о его существовании; они растят сорняки и чертополох, деревья с горькими и уродливыми плодами ненависти.
Человек — не просто одно из существ, брошенных природой в эволюционную игру. У него особое назначение, особая миссия, уникальная роль. Он — божество, заключенное в человеческую форму! Господь Кришна провозглашает в Гите (гл. 15, стих 7): «Мамаивамсо (часть меня) джива локе (в мире жизни) джива бхута (преобразовано в отдельные существа)». Именно Он — побудитель и движущая сила человека. Поэтому человек — единица в Единстве, он дитя бессмертия на фоне преходящего мира, заключенное в бренную оболочку. Его миссия — слиться с Богом, из которого он появился. Райские небеса — это не особая область над землей, где царит вечная весна; это внутренний опыт, это состояние высшего блаженства.
Когда вас спрашивают, откуда вы приехали, вы не задумываясь отвечаете: «Из Дели», или «Из Калькутты», или «Из Тривандрума», но это те места, откуда приехали в Бомбей ваши тела. Внутри тела, как его источник, хранитель и поддержка, заключен Воплощенный, Дехи, отличный от дехи («тело» — деха), тела; откуда он пришел? Это недоступно вашему разумению. Займитесь исследованием этого; найдите ответ — вот задача человека. Вас освободят от этой роли, только когда вы преодолеете свое колоссальное невежество и найдете этот источник, хранителя и поддержку — не только вашей мнимой индивидуальности, но и всех бесчисленных многоликих «искр» единой божественной силы. Не откладывайте на потом; минуты летят в прошлое; пусть вас вдохновляет жажда вкусить нектар постижения своей истинной сути.
Обычно говорят, что процесс познания сопряжен с аналитическим методом разделения вещей, явлений, чувств, переживаний на категории — приятные и неприятные, вредные и полезные, длительные и быстротечные. Однако высшее знание не делит, а объединяет, оно внушает понятие об Едином, которое кажется множеством, оно обнаруживает истину, скрытую под слоем обмана. Чтобы человек мог найти эту истину, классические тексты предлагают две практические дисциплины — внешнюю и внутреннюю, обращенную к миру и нацеленную вглубь. Внешний путь это нишкама-карма (деятельность, выполняемая как поклонение и посвящение; любая работа, совершаемая охотно, с осознанием долга, без мысли о награде и выгоде и без привязанности к результатам). Внутренний путь — это дхьяна (медитация на сиянии, отблеском которого вы являетесь). Карма, или деятельность, должна регулироваться дхармой (праведностью), и тогда она приведет вас к Брахману (основополагающей истине вселенной, в том числе истине о самом себе).
Разумеется, многие люди распространяют это учение и воодушевленно вещают о нем с трибуны. Они надуваются от гордости, что мудрецы этой земли исследовали и растолковали путь к миру и радости. Но любая речь, не подкрепленная опытом, страдает неубедительностью; в словах же, исходящих из глубины пережитого, звучит искренность, которая убеждает. Только опыт истины может взлелеять любовь, ибо истина все охватывает и объединяет, не придавая значения различиям. Истина — это электрический ток, любовь — это лампочка; ее роль — освещать. С помощью истины вы сможете испытать любовь; с помощью любви вы можете узреть истину. Любите Бога, и вы увидите Бога в каждом создании. Или же начинайте с отдельного существа, расширяйте круг любви, пока он не охватит все творение. Пусть ваш ум будет всегда настроен на Бога; пусть он во всем видит Бога. Это состояние описано как сосредоточенность на одном. Если в таком состоянии зафиксировать ум, из него исчезнет тенденция искать ошибки и слабости других; он не будет склоняться к вещам легкомысленным и непристойным; он перестанет накапливать в себе банальное и мимолетное. Тело — корпус фонарика; чувства — лампочка; ум — батарейка — так превратите разум (intelligence) в выключатель. Тогда ум перестанет обращаться к неподобающему. Он будет использоваться только для того, чтобы помочь человеку достичь своей божественной цели.
Территория, на которой сегодня состоялось открытие здания Сатьядип (Свет истины), называется Дхармакшетра; это очень подходящее название для места, из которого весть о сатье, дхарме, шанти и преме (истине, праведности, мире и любви) будет распространятся в иссушенные уголки земли, жаждущие чистой и прозрачной воды знания.
«Дхармакшетра» — первое слово Гиты. В самом первом стихе божественной песни о Курукшетре (поле действий), на котором сошлись кауравы, «мои люди», как называл их незрячий Дхритараштра, движимый слепой привязанностью и эгоистическим самообманом, то есть люди, одержимые жадностью и страстью, — и пандавы, «другие люди», добрые и праведные, сыновья Справедливого, потомство Непорочного, — о Курукшетре говорится как о преображенном в Дхармакшетру (поле праведности)! Это значит, что победа всегда на стороне справедливости, а не жадности и страсти, ослепляющих человека. Ибо Господь на стороне пандавов, они сами выбрали Его как колесничего, и Он намерен служить им в этой ипостаси. Слово Дхармакшетра — это напоминание, предостережение, урок, вдохновение, свет. Примите это слово в свое сердце, ибо на его скрытом поле тоже схватились в бою две силы — добра и зла, и Господь помогает добру одержать верх.
Гималаи — голова Бхараты, Каньякумари (Мыс Коморин) — ее ноги; Бомбей — желудок; Прашанти Нилаям сердце. Желудок получает пищу и дает силу и жизненные соки всем частям тела. Ваша ответственность велика; если вы пренебрежете ею, пострадает вся земля и все, что стоит за ней. Вы взяли на себя ответственность проведения Всемирной конференции Организаций Добровольного служения Сатья Саи на следующей неделе, и для вас это — широкая возможность продемонстрировать любовь и чувство братства. Поколение молодых севадалов, мужчин и женщин, которое вы воспитали и сплотили, послужит вдохновением и примером для всех штатов Индии. Верным руководством молодежь Индии еще можно спасти от страсти к подражанию, от безрассудных блужданий по джунглям фантазий; ее еще можно направить в русло творческой активности, насыщенной любовью и дружелюбием, где в полной мере проявятся ее таланты и энтузиазм.
Поделитесь с друзьями