Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Конференция Организации Сатья Саи Сева, Бхаратья Видья Бхаван, Бомбей,
Чтобы не сбиться с пути среди бушующих волн под черным штормовым небом, мореплаватель пользуется компасом. Когда над человеком сгущаются мрачные тучи отчаяния и он бьется в волнах смятения от неукротимых желаний, он тоже может взять компас, который укажет ему нужное направление. Этот компас — общество, распространяющее духовное учение. Пока человека привлекает внешняя природа, он не может избежать ударов — радости и горя, обретений и потерь, счастья и несчастья. Но если его привлекает красота Бога, обитающего внутри него и во всей природе, он может вырваться за пределы этих противоречий и пребывать в абсолютном покое.
Тело — это автомобиль, украшенный фигурой Бога в честь Праздника поклонения. Его четыре колеса — это четыре цели человека: дхарма (праведность), артха (благосостояние), кама (желание) и мокша (освобождение); это праведность, видоизменяющая благосостояние, и освобождение, контролирующее желания. Чтобы машина сдвинулась, нужно залить в бак горючее (виджняну — высшее знание), а колеса накачать верой. Цель — освобождение, бессмертие, слияние с божественным, погружение во внутреннее и внешнее великолепие.
Узнать об этом — главная задача человека; тот, кто не знает — невежественен; несмотря на ученость, он не знает ответа на единственный достойный внимания вопрос: «Кто есть я?» Он высаживается на луну, но не в состоянии исследовать луну у себя внутри — свой собственный ум. Когда он познает свой ум, его структуру и поведение, он сможет узнать о строении вселенной все, что захочет, ибо вселенная — не более, чем создание ума. Люди науки должны вести себя скромно, так как их открытия далеко не так важны, как открытия мудрецов о внутренней сущности. Будьте благодарны ученому за его изобретения, позволяющие управлять материальными силами и объектами. Но не выражайте ему большего почтения, чем он заслуживает. Наука делает жизнь проще и удобней, смягчает ход болезни, анализирует явления. Но она не может дать покоя, безмятежности, мира и блаженства. Она может усовершенствовать повозку, сделать ее прочнее, мобильнее, но она не может усовершенствовать и вдохновить лошадь.
За эти три дня вы обсудили много духовных вопросов и пришли к определенным выводам. Для вашей пользы Я подведу им итог.
Во-первых, способы преодоления эгоизма. Лучший среди них — баджан. Вернувшись домой, собирайтесь на баджаны как можно чаще. Пусть это будет место, куда всем удобно прийти, а не чей-то частный дом — в доме не всех принимают с радостью. Проводите баджаны как можно проще — без показухи, соперничества, желания выделить себя среди других. Траты сводите к минимуму, ибо Бог ценит внутренний настрой, а не внешний парад.
Но даже это небольшое и необходимое предприятие должно проводиться на средства, добровольно и без огласки пожертвованные несколькими членами комитета. Не обходите людей с тарелкой или ящиком для взносов и не составляйте списков дотаций. Участников баджанов должны связывать любовь, привязанность и верность одному Имени и Форме. Лучше всего петь баджаны в четверг или воскресенье вечером, но это не строгое правило, ибо день недели сам по себе не столь важен. Важно, готово ли сердце вобрать в себя радость и разделить ее с другими. По существу, баджан — это постоянная практика, и она должна стать так необходима, как дыхание. Проводя баджаны, вы должны учитывать местные условия и потребности людей. Некоторые считают, что нужно петь только те баджаны, что звучат в Прашанти Нилаям. Но Бог вездесущ. Он живет в каждом сердце, Ему принадлежат все Имена. Поэтому вы можете призывать Его любым именем, доставляющим вам радость. Никакие имена и формы не должны вызывать недовольство у членов Организаций Сатья Саи; не становитесь фанатиками, слепыми к красоте всех прочих обличий Бога. Полезно присоединяться к группам, почитающим другие формы Бога и демонстрировать, что все имена и формы — Мои. Вы должны умножать радость и счастье других, не теряя при этом своей веры.
Следующий вопрос — медитация. Кроме индивидуальной медитации, очень хорошо посидеть десять-пятнадцать минут там, где вы поете баджаны, и после Омкара (пения ОМ) собрать свои мысли и сконцентрироваться на Боге, которого вы только что превозносили. Или же вы можете медитировать на пламя лампы или свечи перед собою, посылая свет своему внутреннему сознанию и изливая его оттуда на все творение. Дхьяна освящает всю деятельность и контролирует ум. Вы можете представить Бога, воспетого вами в баджанах, в сиянии этого льющегося через край света. Такая групповая медитация после баджанов подготовит вас к индивидуальной медитации у себя дома. Склонность к ней будет расти, продолжительность увеличиваться, и покой, заполняющий вас, станет глубже. Я настаиваю на дхьяне как на обязательном элементе садханы каждого члена этой Организации.
Теперь о «кружках» для чтения. Я не одобряю беспорядочного чтения книг, какими бы полезными они ни были. Излишнее чтение смущает ум, склоняет к спорам и интеллектуальной гордыне. Я настаиваю лишь на том, чтобы применять прочитанное на практике — хотя бы один «пункт» или два. Кроме того, вы не должны забывать, что книга всего лишь указатель, карта, путеводитель. Прочитать ее не значит совершить путешествие. Это только первый шаг. Читайте только ради практики, а не ради самого чтения. Слишком большое количество книг в доме указывает на интеллектуальный недуг хозяина, так же как избыток коробочек, капсул и пузырьков в шкафу выдает человека с недугом физическим. Чтением книг и отрывков из них лучше заниматься не до или после баджанов, а в какое-то другое время.
Теперь о проведении Нагарасанкиртана (уличного пения баджанов). В нем нет ничего нового, и в свое время Джаядева, Гауранга, Тукарам и Кабир использовали этот тип намасмараны для самосовершенствования и пробуждения духовного чувства у народа. Собирайтесь в предрассветные часы, между половиной пятого и пятью, и медленно продвигайтесь по улицам с пением баджанов, прославляющих Бога. Донесите божье Имя до каждой двери; разбудите спящих Его звучанием, очистите атмосферу на улицах, загрязненную криками гнева, ненависти или зависти, раздора и борьбы. Пусть новый день для вас и для других людей начнется с мысли о Всемогущем, Милостивом, Вездесущем и Всеведущем Боге. Не будет ли это самой лучшей поддержкой себе и другим? Это пошлет вам здоровье и счастье. Если вы будете петь на улице на виду у соседей, ваш эгоизм быстро улетучится. В своем воодушевлении вы забудете и про гордыню, и про тщеславие. Поэтому нагарасанкиртан — это великая садхана и прекрасный способ служения обществу.
Еще один вопрос — совсем небольшой — поднимался вчера: о прасаде (пище, обычно предлагаемой Господу после баджанов и которую раздают участникам как освященную). Так вот: этого делать не следует. Имя само по себе — самый лучший освященный дар, сладость которого могут разделить все. В качестве прасада можете раздать вибхути — и этого достаточно. Это самый ценный и действенный прасад.
Теперь ваш долг — как можно эффективнее выполнять работу, порученную вам как частице Организации Сатья Саи и стать безупречными образцами в поведении и взглядах на мир. Я надеюсь, что эти три дня, проведенные здесь вместе с паломниками из других стран мира, дали вам много знаний и вдохновения. Общество Добровольного Служения Сатья Саи в Бомбее, а также Прашанти Видван Махасабха прекрасно подготовились к самой конференции и к вашему приезду и устройству. Они провели программу на самом высоком уровне, стремясь освятить ее духовную основу и предоставить вам все возможности для даршана, спаршана и самбхашана (то есть видеть Меня, ощущать Мое прикосновение и слышать Меня). Вы, должно быть, благодарны им за это. Они показали пример, полезный для обществ других городов. Я благословляю вас, чтобы, усиленно трудясь у себя дома, вы возвышали свой дух и помогали в этом другим.
Поделитесь с друзьями