Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Праздник Дня рождения, Прашанти Нилаям,
Это горшок, это тростниковая крыша, это дом, это стена, это джунгли, это гора, это земля, это озеро, это огонь, это ветер, это небо, это творец дня, это свет ночи, это звезды, это планеты, это инертное, это живое, это он, а это его личность — все это отлично от Меня, этот материальный мир не похож на Меня. Я как свидетель наблюдаю за ним и наполняю все принципом существования — без помощи какого бы то ни было установленного процесса, ибо Я над всем и вне всего.
В данное время наступил благоприятный момент в истории Индии, когда у вас появился великий шанс постичь истины, заключенные в священных книгах этой страны, и идеалы, запечатленные в них в форме правил и предписаний относительно образа жизни. Для того, чтобы вы могли достичь единственной цели человеческой жизни, Вечное ограничило себя и явилось в человеческой форме. Оно оживит идеалы и вновь внедрит их в сознание людей. Понять тайну этого Пришествия нелегко будет тем, кто не знаком со священными писаниями.
Я могу сказать вам, что все пять элементов (пространство, воздух, огонь, вода и земля) создавались волей Всевышнего, и с каждым из них нужно обращаться с почтительной предусмотрительностью и неусыпным вниманием. Опрометчивое их использование может причинить вам огромный вред. Природа, находящаяся вовне, требует почитания и осторожности. То же самое — и с вашей внутренней природой и вашим внутренним «оснащением»! Два его аспекта способны принести очень большой вред: это язык и сексуальное влечение. Существует связь между употребляемой человеком пищей и напитками и тем, как возникает и воспламеняется сексуальное чувство. Поэтому язык требует наибольшего внимания. Если глаза, уши и нос служат инструментами познания каких-то характерных черт природы, то языку предоставлены две функции: судить о вкусе и произносить слова — символы общения. Вы должны следить за языком с удвоенной бдительностью, поскольку он может вредить вам по двум направлениям.
Без контроля над чувствами садхана неэффективна: это все равно что держать воду в продырявленном горшке. Патанджали (знаменитый автор Йога-сутр) сказал, что как только язык покорен, победа вам обеспечена. Когда языку очень захочется каких-нибудь лакомств, твердо стойте на том, что вы не станете потакать его прихотям. Сегодня саньясины (отреченные) и главы ашрамов в этой стране пали жертвой языка и не способны противостоять его капризам. Они носят одежды отшельников, а сами рвутся к вкусным деликатесам, навлекая тем самым дурную славу на институт монашества. Если вы будете настойчивы в употреблении простой пищи, не острой и не горячей, но вполне содержательной, язык некоторое время будет сопротивляться, но вскоре примет ее. Так можно укротить его и избежать дурных последствий его господства над вами. Коль скоро язык настроится на скандальные и непристойные разговоры, вы и здесь должны ему противодействовать. Не говорите много, говорите мягко, говорите только когда в этом есть необходимость, говорите только с теми, с кем должны говорить, не кричите, не повышайте голоса в гневе или в возбуждении. Такой контроль принесет вам здоровье и душевное равновесие, улучшит отношения в обществе, уменьшит ненужные контакты и конфликты между людьми. Над вами могут насмехаться как над «занудой», но у вас есть чем компенсировать эти насмешки. Вы сохраняете свое время и энергию, вы сможете употребить свою внутреннюю энергию для лучших целей. Прочтите в Моем Послании, обращенном к вам в Мой день рождения: «Следите за своим вкусом, следите за своим языком».
Это только часть большой программы по контролю за чувствами. В контроле над чувствами выражается Ваша преданность Богу, ибо чувства рвутся к временному и дешевому, покрывая грязью сердце. Мне не нужно от вас никакого другого дара, кроме того сердца, которым Я когда-то одарил вас. Дайте Мне это сердце — такое же чистое, каким вы получили его от Меня, наполненное нектаром любви, который Я влил в него.
Не ликуйте сегодня — в день, когда сорок три года назад это тело, родившись, заявило о себе. Рождение и смерть неизбежные события в существовании физических оболочек. Оценивать надо то, что происходит в промежутке между ними. Используйте этот период для духовного развития и возликуйте, когда добьетесь здесь успеха.
Для достижения этого следует держаться трех направлений: духовные упражнения и дисциплина, развитие отречения, воспитание доверия к себе. Без них жизнь превращается в утомительный и бесполезный путь через зыбучие пески. Откажитесь, отрекитесь — вот что требуется вам для духовного прогресса. Ценно не то, от чего вы отказываетесь, ценен высокий порыв, который вас к этому привел.
Пока чувственные удовольствия имеют власть над человеком, нельзя говорить о приобщении его к духовной жизни. Сейчас многие кричат о том, что им необходим опыт духовного блаженства, но совсем немногие заслуживают его: люди слишком слабы, чтобы отвергнуть призывы чувств! Не нужно много усилий, чтобы понять, что чувства являются дурными наставниками и ненадежным источником знаний. Удовольствия, доставляемые ими, временны и чреваты горьким разочарованием. Обычное знание не одарит вас сердечной радостью, лишь постижение проявляемых во вселенной силы и могущества Бога может стать неисчерпаемым источником радости. Не найти двух людей, согласных друг с другом по всем вопросам, даже если они братья или сестры, закадычные друзья или отец и сын. Только будучи паломниками на пути к Богу двое могут прийти к сердечному согласию и содружеству.
Вы можете быть паломником даже тогда, когда занимаетесь повседневными делами. Вы должны лишь ощущать, что каждая минута — это шаг к Нему. Делайте все так, как если бы это было посвящено Ему, направляемо Им, совершаемо как поклонение Ему и служение Его детям. Проверяйте свои действия, слова и мысли пробным камнем: будут ли они одобрены Богом, будут ли способствовать Его славе?
В эпосе Рамаяна отца (царя Дашаратху) привела в ослепление любимая жена, и он отправил своего сына Раму в изгнание в лес на четырнадцать лет; сын же, будучи истинным приверженцем правды, изгнал в лес свою любимую жену, вняв слухам, которые распространяли некоторые из его подданных. Отец был рабом своих чувств, сын был их господином. Бог оправдывает последнего и порицает первого. Те, у кого нет представления о Боге, стоящем над всеми людскими условностями, могут придраться к каким-то действиям Кришны, но те, кто знает о Его божественности, поймут их истинное значение.
Когда вы посвятите себя прославлению Господа, то ощутите почтение к телу, эмоциям, уму, воле — всем инструментам познания, действия, чувств как к необходимым орудиям в Его работе. В то время как другие охвачены гордыней, преданный охвачен премой, чистейшей любовью. Вы слышали, что когда божественный юноша-пастух играл на флейте, мужчины, женщины, дети Вриндавана и даже стада коров спешили к Нему, привлеченные неотразимой магией Его музыки, божественной мелодии, усмиряющей бурные волны радости и горя. Люди оставляли работу, которой занимались, — лишь бы только разделить божественное Присутствие. Коровы переставали щипать траву, телята — сосать молоко. Рассказ о Кришне и пастушках (гопи) заключает в себе глубокий внутренний смысл. Бриндаван не есть какое-то определенное место на карте, он — сама вселенная. Все люди — пастухи, все животные коровы. Сердце каждого наполнено стремлением к Богу, флейта — это Его призыв. Расакрида (танец-игра мальчикаКришны) описывается как танец Господа Кришны с пастушками при лунном свете, когда каждая девушка держится за руку с Кришной, что символизирует устремленность и напряженное усилие тех, чья цель — слияние с Богом. Бог проявляет такую милость, что каждый из вас может обрести Его для себя. Не надо печалиться, что другие уже обрели Его, а вы — нет. Не надо гордиться, что вы имеете Его, а никто другой в это же время не имеет Его! Господь находится в алтаре вашего сердца.
Отдайте всего себя, всю свою жизнь — Ему, и ваше поклонение изменит и преобразит вас так быстро и так полно, что вы и Он смогут слиться в Одно. Он думает, чувствует, действует так же, как вы; вы думаете, чувствуете и действуете, как Он. Подобно тому как скульптор превращает камень в статую, которой поклоняются целые поколения людей, так же будете изменяться и вы. При этом вам придется вынести много ударов молотка, много ран от резца, ибо скульптором является Он. Он только снимет с вас чары окаменения! Отдайте свое сердце Господу, а все остальное предоставьте Его преобразующей руке. Не оскверняйте время, физическую оболочку, подаренную вам жизнь, используя их для ничтожных целей. Ваше паломничество сюда — это только часть долгого пути, на который вы ступили со дня своего рождения и который не кончится после смерти. Не забывайте об этом. Будьте чисты, бдительны и смиренны, как и положено быть паломникам. Цените все доброе, что вы видите, и все правдивое, что вы слышите, используя это как поддержку на пути.
Вы не достигнете цели, если просто признаете, что Бог пришел, но не попытаетесь извлечь пользу из этого Пришествия. В предыдущие эпохи, названия которым — Крита, Трета и Двапара юги («Юга» означает «цикл» или «период». В индийской мифологии есть четыре юги: Крита, Трета, Двапара и «переходная» — Кали. В настоящее время мы проходим через Кали югу). Инкарнации Господа распознавали немногие. Почитать аватаров не решались даже Их родители, родственники и товарищи. Только несколько мудрецов, приобщенных к внутреннему видению благодаря глубоким знаниям и садхане, знали Их сущность. В наши дни, когда множество противоречий и распрей подрывают веру и почитание, счастливая судьба, которая свела вас со Мной лицом к лицу, выпала вам как награда за заслуги во многих предыдущих жизнях. И это совсем не обычная удача. Воплощенный Бог движется вместе с вами, поет и говорит с вами, разделяет ваши радость и горе, чтобы утешить вас, исцелить вас, придать вам мужества. Эти близкие отношения уникальны, их надо сохранять нерушимыми до тех пор, пока не будет достигнута цель.
На преданных Мне лежит особая ответственность. Вицепрезидент д-р Гокак, обращаясь ко Мне с речью, сказал, что никто не должен собирать средства на что бы то ни было, прикрываясь Моим Именем. Я хочу, чтобы стремление к деньгам (дхане) вы заменили стремлением к праведности (дхарме). Стремитесь к дхарме, а не к богатству. Не стойте с протянутой рукой перед человеком, но просите у Господа, и Он одарит вас бесценным сокровищем. Уверуйте в это и действуйте соответственно.
Я хочу упомянуть о письме, которое написал Мне д-р К.М.Мунши, верный сподвижник Ганди, один из создателей свободной Индии, знаменитый писатель Гуджарата, основатель Бхаратья Видья Бхавана — Центра культуры и знаний Индии, посвященного возрождению вечных ценностей индийской культуры. Он написал, что «приехал, увидел и был покорен». На самом деле случилось то, что его любовь слилась с Моей, его ананда слилась с Моей, и он почувствовал себя невыразимо счастливым. Он считает, что Мой день рождения должен праздноваться во всем мире как святой день, подобно тому как всемирно отмечаются и другие святые дни. Он попросил Меня благословить этот план — превратить Сатьянараяна пуджу (прославление Господа Сатьи) во всемирный праздник. Я ценю его преданность, однако Я не поощряю поклонение лишь одному Имени и одной форме, в том числе и Моему нынешнему Имени и Моей нынешней форме. Мне не хотелось бы притягивать людей к Себе, отвлекая их от почитания других Моих имен и форм. Из Моих «чудес», как вы их называете, вы заключаете, что Я совершаю их, чтобы привлечь вас ко Мне. Ко Мне одному. Но они не предназначены ни для демонстрации, ни для рекламы. Они просто стихийное, непосредственное проявление божественной силы. Я — ваш, а вы — Мои, навсегда. И есть ли необходимость завлекать и воздействовать, выставлять напоказ вашу любовь и Мое сострадание? Я — в вас, вы — во Мне. Между нами нет дистанции и различий.
Я поднимаю сейчас флаг Прашанти над Прашанти Нилаямом. Флаг — это знак, имеющий значение для каждого из вас. Он напоминает вам о вашем долге перед собой, и поэтому, когда Я водружу его на этом здании, вы должны развернуть его в своих сердцах, чтобы преодолеть наплывы низменных желаний, гнева и неприязни. Он поможет сделать ваше сердце таким щедрым, что оно сможет объять все человечество, всю жизнь и все творение; он успокоит ваши страстные порывы, и вы сможете спокойно размышлять о своей внутренней природе. Когда вы приобщитесь к ней, лотос вашего сердца расцветет, из него взметнется пламя божественного видения, несущее высший покой Прашанти.
Я должен также сказать вам о некоторых подготовительных дисциплинах. Пока вы здесь, практикуйтесь в трех дисциплинах: молчании, опрятности и терпимости. В молчании, а не в шумном веселье, можно услышать Голос Бога. Опрятность ведет к чистоте. Терпение дает ростки любви.
Вы пришли сегодня в свой собственный дом. Это ваш дом, а не Мой. Мой дом — ваше сердце. Поэтому не стремитесь съесть свой обед где-нибудь еще, кроме как в вашем доме. Здесь вы получите пищу, освященную Мною прасад.
Поделитесь с друзьями