Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Мадрас,
В течение двух часов вы были погружены в блаженство Кришнататтвы (сущности Кришны) и Ведарасы. Как грандиозно было бы, если бы в каждый миг жизни вы были поглощены этим неизменным блаженством! Йенгар говоря о Кришне, сказал: тришна — вот подходящее слово! Жажда Кришны! Жажда мирских благ никогда не может быть утолена; попытки удовлетворить её лишь обостряют ее. Жажду никогда нельзя потушить соленой водой, которой является мир объектов. Человеческие знания безграничны, бесконечны. Они заставляют гнаться за миражами в пустыне, они заставляют строить воздушные замки, они порождают досаду и отчаяние, если вы однажды им поддались. Но развивайте в себе жажду Кришны, и тогда внутри себя вы откроете прохладный источник блаженства. Кришна-нама (имя Кришны) сделает вас сильными и стойкими, это имя сладкое и питательное.
Гауранга — великий образец такого жаждущего, его называют так, поскольку его сердце было настолько чистым, что и тень порока не касалась его. Его называли Кришна Чайтанья (Сознание Кришны), ибо, услышав имя Кришны, он становился в своем сознании Кришной, он утратил свое сознание, то есть перестал осознавать мир вокруг себя!
Посмотрите на гопи (пастушек) и на их стремление к Господу! Они никогда не отклонялись от пути бхакти, преданности или постоянной памяти (смараны) о Господе. Когда у вас что-то болит, вы вскрикиваете: «Ой-ой, папа или мама, аппа или амма», но гопи всегда призывали Кришну, только Его — и в счастье, и в горе. Когда пастушка, гопи, продавая масло и молоко, шла по улицам Бриндавана, она выкрикивала не названия своего товара, а громко восклицала имена Кришны: «Говинда! Дамодара! Мадхава!» Гопи забыли, зачем приехали в Бриндаван: о продаже товара, о заработке, о пропитании. Увидев Его, они останавливались, не отрывая глаз от Кришны, бежали с возгласами за Ним с куском масла в руке, ни на что не обращая внимания, кроме Божественного ребенка, пленившего их сердца, умоляя принять в дар все их товары: «Говинда! Дамодара! Мадхава!»
Когда одна из них упала на землю, сломленная невыносимым страданием от разлуки с Кришной, они все сидели вокруг нее и вместо того, чтобы смягчить горе, отвлекая ее мысли от Кришны, они усиливали его, потому что сами не могли думать ни о чем другом, кроме как о величии Кришны и о любви (преме) Кришны! Они сидели вокруг и пели: «Говинда! Дамодара! Мадхава!» Кто бы ни жаждал, Кришна утолит эту жажду; кто бы ни призывал Его в приступе такой жажды, Кришна, дождевое облако, ответит на этот зов и появится.
Вы сможете понять Радху, только если сможете измерить всю глубину этой жажды. Радха считала, что Кришна — это адхара (основа); она совершала арадх (поклонение) Кришне в постоянном потоке дхары. В действительности, она — это дхара (поддержка), или пракрити, природа, которая является другим образом Господа, или Пуруши. Как могут те, кто полон злых устремлений, уловить эту связь?
В этой Кали-юге закон премы, любви, не очевиден. Она подавлена завистью, хитростью, ненавистью, ложью и алчностью. Это время раздоров, отмеченное враждой между матерью и дочерью, отцом и сыном, учителем и учеником, между гуру и гуру, братом и братом. Повторение вслух имени Кришны — это самый лучший способ очищения ума от всех дурных стремлений.
Вы можете спросить: «Если мы будем заниматься таким приятным времяпрепровождением, то как мы заработаем себе на жизнь?» Я могу уверить вас, что если вы будете очищать себя и укреплять веру в Господа, то Он обеспечит вас не только пищей, но и нектаром бессмертия. В вас заключены могучие возможности открыть внутри себя Господа и сделать так, чтобы Он даровал вам этот нектар.
Когда вы говорите, что Кришна родился в Гокуле, что Он вырос в Бриндаване, что Он правил Матхурой, а позднее царствовал в Двараке, что означают эти утверждения? Ум (манас) — это Гокула, где Он родился; сердце — это Бриндаван, где Он растет, где развивается любовь к Нему; чит (сознание) — это Матхура, которой Он правил; а нирвикальпа (полный контроль сознания) — это Дварака, где Он утвердился как царствующий монарх. Заставьте Кришна-тришну (жажду Кришны) пройти все эти стадии, и вы спасете себя! Вы присоединитесь к Радхе, Мире и Саккубаи.
Все когда-нибудь слышали три знаменитых имени: Лал, Бал и Пал, — они прославились в дни национальной борьбы. Но теперь немногие знают, кем они были. Во всяком случае, Лал и Пал исчезли из памяти людей. Даже многие образованные люди будут путаться, если вы спросите их, кем были Лал и Пал. Бал, или Бала Гангадхара Тилак, все еще известен многим из-за своего вклада в духовное знание; он был садхаком и великолепным знатоком Гиты, к которой написал комментарии. Следовательно, одна только садхана придает всей жизни ценность, все остальное — по большей части пена, фальшь, мгновенные вспышки.
Ум должен стать бхактимайя, пронизанным преданностью, интеллект должен трансформироваться в джняна-деепти, великолепие вселенской мудрости, тело должно стать подготовленным и действенным орудием для садхармаачараны, практики дхармы. Такая жизнь поистине является венцом человеческого величия. Жизнь, прожитая по-другому — это оскверненная, ограниченная, заключенная в клетку жизнь!
Бесполезно просить врача дать вам совет по поводу строительства дома, который вы собираетесь воздвигнуть; так же как без толку спрашивать у инженера бальзам, чтобы успокоить боль. Идите к достойному гуру и выучитесь у него по крайней мере трем главным принципам жизни. Это
1. Дхарма
Что такое дхарма, почему необходимо ей следовать, что она рекомендует, от чего предостерегает — все это нужно четко знать. Гита — самый лучший учебник по дхарме: первое слово в ней — Дхарма, а последнее — мамма (мое). Поэтому она учит, что в действительности каждый должен следовать своему долгу (дхарме). Каждый должен раскрыть свою собственную дхарму, основанную на атмадхарме — убеждении, что атма — это его истинная реальность.
2. Бхакти
Бхакти, преданность, подобна царю, у которого два адъютанта по имени джняна и вайрагья, знание и отречение. Без этих двух телохранителей преданность никогда не будет в безопасности. Преданность должна быть выстроена на фундаменте знания; она должна расцветать в непривязанности к миру. Джняни (знающий) — это стхита-праджна, тот, кто неподвластен воздействию чувств и эмоций, непоколебим под ударами судьбы — хорошей или плохой; вайраги, непривязанный, это человек, освободившийся от трех гун, а бхакта — это человек, который весь состоит из премы (любви). Бхакти, джняна и вайрагья — преданность, знание и отречение — это три пика, равных Гималайским. Любовь создает милосердие и сострадание (дайю), отречение вызывает самоконтроль (даму), а знание ведет вас по пути праведности (дхармы).
3. Садхана
Когда дом начинает гореть, вы в отчаянной спешке бежите за помощью, чтобы погасить пожар, но вы не понимаете, что пламя, бушующее внутри вас, гораздо более разрушительное и опустошающее. Вы должны взять на себя обязанности по тушению огня, отнестись к этому делу со всей серьезностью и никогда не останавливаться, пока пламя не погашено. Начните борьбу с огнем прямо сейчас. Начните со служения родителям, учителям, старикам, бедным, больным, несчастным. Не поощряйте раздоры и разногласия. Содействуйте любви, согласию, взаимодействию, братству. Не рассматривайте людей как принадлежащих к тому или иному слою общества, они различаются по степени привязанности к чувствам, к объективному миру. Присоединяйтесь к благоприятной компании убежденных садхаков, и вы вскоре достигнете стадии внутреннего спокойствия и внешней гармонии.
Поделитесь с друзьями