Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Мадрас,
Пандит объяснил вам, какое важное значение имеет дхарма для извечной (санатана) культуры, он обрисовал некоторые из главных принципов этого неуловимого идеала. Праведность — это ноги, а освобождение — это голова человеческого общества, тогда как другие две пурушартхи, цели человеческой жизни — экономическое развитие (артха) и желания (кама), — суть туловище и другие части тела. Теперь голову и ноги игнорируют, а все остальное считается жизненно важным. В этом трагедия нашего времени. В древних текстах этой страны дано много предостережений по этому поводу. Кауравы — обычно приводимый пример бедствий, поджидающих тех, кто преследует идеалы богатства и желаний (артхи и камы) без управляющего влияния праведности и освобождения (дхармы и мокши). Они упивались властью, их одолевали алчность и гордыня, их терзали ненасытные желания; они испытывали неисчислимые страдания и были уничтожены.
Равана пал, потому что копил богатство, охваченный вожделением, камой. Его десять голов указывают на владение четырьмя Ведами и шестью Шастрами, но какую пользу он смог извлечь из этих учений? Анджанейя докладывал, что Ланка звенит от декламирования Вед, а воздух непроницаем от дыма священных жертвоприношений. Но ракшасы были порочны, несмотря на точное соблюдение ритуалов. Ритуалы должны подкрепляться праведностью, иначе все это просто вздор. Равана мечтал заполучить пракрити, а не пурушу; то, что явлено, а не То, что являет; Ситу, не Раму! И поэтому его жизнь стала бессмысленной.
Кама — это трехголовый демон; когда вы получаете желаемое, вы развиваете лобху — скупость и алчность, стремление накопить богатство и умножить его; когда желаемое ускользнуло от вас, вы развиваете в себе кродху, обиду и гнев; даже подвижничество может не подействовать на характер, обладающий такими качествами, как это видно в случае с Бхасмасурой, который хотел погубить Самого Господа, даровавшего ему милость. Желания, алчность и гнев — это все формы качества страсти, раджагуны, активной деятельности, игнорирующей средства ради цели. Раджагуна преследует цель, но не разборчива в средствах, ведущих к этой цели.
Есть рассказ об обезьянах, которые сажали сад из манговых деревьев. Они посадили побеги, поливали их несколько дней, а потом вырвали их из земли посмотреть, глубоко ли они пустили корни! Они хотели побыстрее их вырастить и собрать урожай, но не ведали о долгом процессе, благодаря которому можно получить плоды, столь желаемые ими. Поступайте правильно, тогда требуйте плодов! Заботливо ухаживайте за побегами — и собирайте урожай.
Что хорошего обременять себя желаниями, если нет достаточной подготовки для их выполнения? Мадхуранатх однажды попросил Рамакришну дать ему возможность насладиться тем, что называют Единением с Абсолютом, Нирвикальпасамадхи, о котором он слышал. Хотя Рамакришна возражал, что у него нет достаточной квалификации и подготовки для этого, но он настаивал. Поэтому, наконец, учитель согласился и привел его в бессознательное состояние, длившееся три дня. Очнувшись, Мадхуранатх протестовал и умолял прекратить эксперимент. Эта ноша оказалась слишком тяжелой для его слабых плеч.
Три гуны должны трансформироваться одна в другую: тамас (невежество) переходит в (страсть) раджас, раджас — в саттву (благость), а саттва в конце концов также получает окончательную трансформацию — превращается в «то, что лишено качеств». Гуны, качества природы связывают человека и оставляют в нем свои отпечатки. Тамас подобен червям, которые ползают в отбросах; раджас подобен мухе, которая садится как на нечистоты, так и на чистые вещи; саттва подобна пчеле, которая навещает только благоуханные цветы. Однако все три направлены на объекты, тогда как следует освободиться от всяких следов привязанности. Если сердце кишит червями и мухами, то применение Намасмараны, повторения Имен Бога, необходимо для дезинфекции этого места.
Вы должны осознать высокое предназначение пребывания в человеческом теле и уникальную возможность, которая есть у человека. Только тогда вы сможете извлечь пользу их этой тяжело доставшейся удачи. Раджа был на охоте в лесу, и во время погони за оленем он так увлекся, что оставил далеко позади себя всю свиту. Он потерял дорогу, его одолевали жажда и голод. Наконец он увидел маленькую хижину, где жил дровосек со своей женой, продававший дрова в деревнях. Они были бедны, их кладовая была почти пуста, но женщина быстро приготовила роти, которое раджа с жадностью съел. Ему показалось, что никогда он не ел ничего вкуснее, настолько он был голоден. И этой ночью он спал так крепко, как никогда, потому что он очень устал. А тем временем подоспели придворные и стража, и пораженный дровосек увидел, что его гость не кто иной, как монарх. Он извинился за скромную пищу, которую он предложил, хотя раджа не сказал по этому поводу ни одного плохого слова. На следующий день из столицы прибыли люди и забрали беднягу, который решил, что его собираются наказать за оскорбление правителя. Его жена отправилась вместе с ним, чтобы разделить участь своего господина. Раджа усадил дровосека перед собой, и тот решил, что ему оказывают последнюю честь, как животным, предназначенным на заклание. Его вместе с женой хорошо накормили, что еще раз подтвердило его предположение.
Потом раджа спросил, какой милости он от него желает, и перепуганный дровосек смог произнести только: «Пожалуйста, позвольте нам с женой живыми пойти домой! Пожалуйста, не отрубайте мне голову!» — и заплакал. Раджа сказал: «Я не подлец, лишенный благодарности, чтобы поступить так жестоко. Если я дам тебе поместье, ты разоришь его, потому что не разбираешься в сельском хозяйстве. Если я дам тебе деньги, разбойники отнимут их, потому что ты одиноко живешь в джунглях. Хорошо, я подарю тебе плантацию сандалового дерева величиной в 30 акров в своем лесу. Постарайся извлечь из этого пользу и процветание». Дровосек почувствовал облегчение и отправился в свой лес.
Примерно через шесть месяцев раджа снова поехал на охоту, вспомнив про роти, он решил навестить дровосека. И нашел его вполне счастливым, потому что тот стал продавать древесный уголь вместо дров. Он вырубил сандаловую рощу и пустил ее на древесный уголь; он не знал цены полученному дару. Человек также не понимает ценности драгоценного дара отпущенных ему дней жизни, полученной от Господа. Он растрачивает ее по пустякам. В этом заключается трагедия всех людей повсюду.
Санатана дхарма, извечная религия, излагает правила и установки для наилучшего использования жизни, но из-за недостатка обучения, разъяснений и примеров, ею, к сожалению, пренебрегают.
Пренебрежение этими правилами — все равно, что причинение вреда самому себе, ведь они дают реальное счастье и спокойствие. Глупо подъедать объедки соседей, если у самого в доме стол ломится от яств.
Исправляйте тело, перестраивайте ум, регулируйте свою жизнь, тогда автоматически страна станет сильной и процветающей. Не ворчите, что кувшин грязный, если в нем содержится нектар, это гораздо лучше, чем золотой кувшин, полный яда. Страна может быть богатой, а жизнь — убогой, и это прискорбно. Неважно, что уровень жизни низкий, если жизненный путь чист и высок, исполнен любви, человеколюбия, боязни греха и уважения к старшим.
Легко достигнуть высокого уровня жизни, если снова начать изучать Веды и следовать им. Ведамата будет питать вашу любовь и доброту. Не отбрасывайте бриллиант, принимая его за стекло. Дхарма, изложенная в Ведах — самое лучшее оружие, которое защитит вас от горя.
Женщины должны блюсти долг женщин, стридхарму; мужчины — выполнять долг мужчин, пурушадхарму; домохозяин — соблюдать долг семьянина, грихастадхарму; монах — долг отреченных, саньясадхарму. Внешние символы: бритая голова, желтые одежды, посох, камандалу — все это как колючая проволока для защиты урожая от расхищения. Но сегодня мы видим множество изгородей снаружи, но не видим урожаев внутри!
Перед вами может стоять изысканное блюдо, но если вы не голодны, вы не захотите его есть. Для любого дела нужно соответствующее настроение, будь то еда или пост, ведение домашнего хозяйства или монашеская жизнь. Только камень, который некогда был Ахальей и пропитавшийся дхьяной и покаянием, сумел трансформироваться в человеческий образ, и только ноги Божественной инкарнации сумели совершить это превращение. Не все камни, по которым ходил Рама, превратились в женщин, как и не все ноги, прошедшие по этому камню, обладают силой вдохнуть в него жизнь. Гуру должен обладать даром пробуждать, а ученик, шишья, должен желать пробудиться. Эти отношения не должны быть похожи на змею с лягушкой во рту: лягушка слишком слаба, чтобы освободиться, змея слишком сыта, чтобы проглотить. Гуру должен быть способен спасать, шишья должен быть готовым спастись.
Решайте все проблемы предложением их Господу. Никогда не отклоняйтесь от этой позиции. Хануман был таким преданным, бхактой, что Рама был для него самим дыханием жизни. Однажды после коронации Сита и три брата Рамы встретились и решили исключить Ханумана из служения (севы) Раме и разделить между собой все виды служения Раме. Они считали, что у Ханумана уже было достаточно возможностей. Они составили расписание всех служений, настолько полное, насколько они могли вспомнить, от рассвета до заката, буквально по минутам и распределили все пункты между собой. Они вручили этот список с пунктами и пометками Господу в присутствии Ханумана. Рама послушал об этой новой процедуре и с улыбкой одобрил. Он сказал Хануману, что все задания разданы другим, так что он может теперь отдохнуть. Хануман умолил, чтобы ему дали прочесть этот список, и тут он заметил упущение — «обязанность щелкать пальцами, когда повелитель зевает». Конечно, Рама, будучи императором, не должен был делать этого сам. Это должен был делать слуга, так просил Хануман. Рама согласился предоставить эту обязанность Хануману.
Это была большая удача для Ханумана, потому что теперь он мог постоянно находиться подле своего Хозяина, ибо кто может предвидеть, когда Он зевнет? Хануману теперь оставалось только смотреть на это прекрасное лицо и быть готовым щелкнуть пальцами. Он не мог отойти ни на минуту, как не мог ни на минуту расслабиться. Вы должны быть счастливы, если сева Господу заставляет вас постоянно находится при Нем, и всегда быть начеку, чтобы выполнить Его повеление.
Господь заботится об экаграте и читшуддхи — сосредоточенности и очищении. Нет необходимости чувствовать, что физически вы удалены от Него. Он не может быть ни «рядом», ни «вдалеке». Если адрес четкий и правильный, то ваше письмо будет доставлено по назначению, хоть на соседнюю улицу, хоть в Калькутту или Бомбей, за ту же самую 15-рупиевую марку. Смарана (памятование) — это марка, манана (размышление) — это адрес. Пусть у вас будет образ для смараны и имя для мананы, вот и все.
Выбирайте одно имя и один образ для смараны и для мананы, но не говорите плохо о других образах и именах. Ведите себя, как женщина в дружной семье: она уважает и прислуживает старшим в семье — свекру, его братьям, братьям мужа, но ее сердце отдано мужу, которого она любит и почитает особым образом. Если вы критикуете веру других, то ваша преданность фальшива. Если вы сами искренни, то вы будете искать искренность в других. Вы замечаете ошибки других, потому что имеете их сами, не иначе.
Однажды в лесу Дандакараньи Рама возлежал, положив голову на колени Сугривы, а предводители ванар (обезьян) расположились вокруг Него. Над ними светила полная луна во всем своем великолепии, но какое-то пятно нарушало чистоту сияния. Рама спросил, что бы это пятно значило. Все дали разные объяснения: океан — сказал один, глубокая впадина — возразил другой, горная цепь — ответил третий, а Анджанейя сказал: «На Луне я вижу лишь Твое отражение, ничего больше». Вот мера его преданности. Он везде и всегда видел одного только Раму.
Пусть в вашей культуре будет вера, которая усилит путь самоконтроля и дисциплины. Не позволяйте увлекать себя мишуре заграничных культур. Индийские обычаи прививаются на западе, например, ношение сари, а индийские женщины носят западную одежду! Индийские женщины стригут волосы и отказываются от точки кумкума, чтобы выглядеть модно, но у каждого индийского обычая есть глубокое значение, игнорируемое в наплыве подражания. Целый кувшин ароматного напитка можно испортить каплей керосина. Принимайте от других культур хорошее, то, что поможет вам контролировать причуды чувств и разума и научиться более ясному распознаванию.
Из многих тысяч жителей, населяющих этот город, только у вас была такая великая возможность прийти и послушать советы, данные сегодня. Извлеките наибольшую пользу из этого сокровища и решитесь вести более полезную жизнь с этого самого момента. Слушайте всех, кто говорит о величии Господа, который пребывает в вас, как и во всяком другом. Научитесь всем методам, при помощи которых вы сможете раскрыть Его и достигнуть Его. Вот Мой вам совет.
Поделитесь с друзьями