Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям,
В этот день три ученых пандита говорили об адвайте (недвойственности) и об аватара таттве (природе нисхождения Бога), а также о Господе Матхуры. Они полностью утолили ваш голод. Когда желудок полон, всё сверх того кажется невкусным. Но, пожалуй, немножко закуски еще войдет. Вот ее Я вам сейчас и предложу.
Рождение в человеческой форме — это уникальный шанс для живого существа. Ибо человек наделен распознающим интеллектом, властью определять лучшее из возможных направлений. Человек далек от животного (пашу), он ближе к Владыке животных (Пашупати). В его власти не впасть снова в животное состояние. Слушая Кришнамурти Шастри, разъясняющего Бхагавату, прекрасную историю Кришны, рассказанную на прекрасном санскрите и объясненную так прекрасно, вы должны впитывать любовь, прему, которой наполнена эта история.
В Бхагавате есть величие добродетели (селам); в ней есть величие действия (крийи) и величие чувства (бхавы). Под величием Я подразумеваю удааттхату. Какое великолепие, например, вы наблюдаете в Рамаяне! Когда Равана погиб, Рама отправил Лакшману с поручением проследить, чтобы с его телом обращались, как с телом императора Ланки, а не как с телом презренного врага. Когда Лакшману позвали определить по орнаменту, принадлежат ли Сите вещи, которые она бросила на землю во время похищения, он заявил, что может узнать только браслеты с ног своей невестки; он видел узоры лишь на этих браслетах, ибо каждый день простирался у ее ног, так как согласно Шастрам, супруга старшего брата, все равно что мать. В наше время невозможно найти таких людей, умом которых настолько управляет добродетель. Теперь людьми управляют эгоизм, гордыня и алчность.
Человек потерял страх падения, он стал хуже животного. В прошлом было не так. В прошлые века женщины Раджпута скорее решались принести себя в жертву, чем попасть в руки безнравственных злодеев. Когда Хануман предложил Сите перенести ее обратно к Раме на своих плечах, добродетель Ситы не позволила ей принять это предложение. Она берегла репутацию мужа. Она сказала, что для достоинства мужа будет лучше, если он сам отомстит врагам и спасет ее. Если бы Хануман унес ее, это было бы повторением того, что сделал Равана, потому что он также выкрал ее тайком, когда Рама отсутствовал. Она не считала, что немедленное спасение более важно, чем сохранение незапятнанными своей добродетели и чести мужа. Именно это Я называю Селодаттхатой.
Или обратимся к Махабхарате. Якша (полудемоническое существо), охранявший озеро, умертвил всех четырех братьев (Пандавов), и они лежали на земле. Дхармараджа, старший брат, тоже пришел к озеру утолить жажду и якша подстерег и его. Он предложил ему ответить на вопросы, которые задавал другим братьям. Так как он ответил правильно, якша милостиво обещал совершить благодеяние: воскресить одного из братьев! И кого же Дхармараджа выбрал? Не Бхиму, бывшего его правой рукой в битве с Кауравами; не Арджуну, который был совершенно незаменимым, высочайшего класса стрелком из лука, а Накулу, сына своей мачехи, Мадри. Даже якша был удивлен и спросил Дхармараджу, почему он так поступил. Тот сказал, что у его матери (царицы Кунти) остался он, а мачехе тоже нужен живой сын. Вот мера приверженности дхарме, добродетели, нравственности. Тогда люди жили ради дхармы, теперь же идеалом является дхана, богатство. Когда Дурьодхана должен был вступить, наконец, в поединок, он сам выбрал себе в противники Бхиму, достойного его по силе, тогда как мог выбрать более слабого. Считалось неприличным сражаться со слабым врагом.
То, что вы управляете тем, чем себя окружили — лишь обман зрения. Один из Шастри говорил об определенных сомнениях, которые у него были относительно Меня, в течение нескольких лет удерживавших его на расстоянии от Меня. Любовь гопи к Кришне отвратила от Бога многих невежественных людей, погрязших в мирских привязанностях и физических обольщениях. Прежде чем выносить суждение по какому-либо вопросу, нужно хорошенько его рассмотреть. Према гопи к Кришне была сверхфизической, это была любовь души к Сверхдуше, любовь реки к океану. Люди, испытывающие этот тип любви, не видят ничего остального, не слышат ничего другого; с точки зрения всех прочих людей они ведут себя, как сумасшедшие. Их счастье, которое они ощущают в Его присутствии, настолько же велико, как велико их горе, когда они Его лишены. Именно поэтому среди священных песен есть также и ниндастхути, то есть песни, которые ругают Его за жестокость, пристрастность, пренебрежение
В Гите есть два восьмистишья, которые вы должны принять своим сердцем: «сраддхааван лабхате джанаам» и «самсайяатма винасьяти». Первое говорит о том, что человек, который тверд в своей вере, познает суть освобождения, второе предостерегает от дурных последствий сомнений; сомнение ведет к гибели, духовному распаду. Усвойте эти аксиомы, практикуйте повторение и воспевание имени Бога и медитацию. Это достойное занятие, а не погоня за славой или за дружбой со знаменитостями. Вы испрашиваете милости, которую можно получить только очень высокой ценой, а в качестве платы предлагаете всякий хлам. Это такая же скупость, как если просить отличную тыкву, а заплатить, как за боб! Вы можете воскликнуть, что вы приезжаете в Путтапарти в течение десяти или двенадцати лет, что вы даже остаетесь здесь подолгу, но не в этом суть; суть в той глубине, на которую пустила свои корни карма, выросшая в предыдущих рождениях. Они определяют, какими будут колосья с зернами, в которых вы нуждаетесь, чтобы жить. Потребуется долгая и систематическая садхана, чтобы очистить поле от всех этих ростков, садхана, как говорил шастри, действия и поклонения (кармы и упасаны), которая ведет к знанию (джняне).
Вот в чем значение предписания погружаться в священные воды три раза подряд. Первое погружение предназначено для очищения грубого физического тела (стхула шариры); второе — для очищения тонкого тела (сукшма шариры), состоящего из оболочек: пранамайи, маномайи и виджнянамайи, а третье, для очищения причинного тела (карана шариры), или виджнянамайякоши, на которой еще, возможно, остались легкие следы иллюзии. Они также призваны освятить карму и упасана садхану (духовную практику поклонения Богу) и даровать знание. Двайта, вишиштаадвайта (особая адвайта) и адвайта — это также три ступени к духовному пробуждению. Сомашекхара Шастри говорил о состояниях двайты и адвайты (двойственности и недвойственности), которые окрашивают взгляды человека на все области жизни. Но они неразличимы, это ступени ментального преобразования. Плод все тот же самый, почва и солнце помогли ему созреть, минуя промежуточные стадии завязи и вызревания. Когда вы поймете, что есть Господь, в обращении в конце Гиты в 61 шлоке, в 18 главе, а именно: «Ишварасарвабхутанам хридесе, Арджуна, тхиштатхи», что «Он в сердце всего живущего», тогда вы познаете Единство, Одно без другого.
Чтобы узнать Господа во всем живущем, необходимо взрастить прему (любовь) и выгнать летучих мышей, населяющих темные пещеры вашего сердца, которые суть ненависть, зависть и злоба. Пусть свет любви освещает ваши мысли, ваши слова, ваши помыслы, вашу деятельность, ваши суждения. Когда вы превратитесь в прему, Господь, который есть Форма Любви, Премасварупа, откроется вам и сыграет на флейте, будя ваше высшее сознание потоком всеобъемлющей любви.
Садхана необходима, потому что влияние кармы может быть устранено только кармой, как колючку устраняют другой колючкой. Нельзя удалить ее ножом, молотком или даже мечом. Само знание, что мир нереален, было распространено Шанкарачарьей посредством деятельности в нереальном мире: выявления глупцов и написания книг, участия в спорах. Вы не можете отказаться от кармы, только если вы постоянно будете заботиться, чтобы она была проникнута любовью, премой, и способствовала добру и благу в этом мире.
Завтра эти пандиты снова объяснят вам путь к близости с Богом. Кто бы ни говорил об этом, каков бы ни был текст, суть та же самая. Ни в каком другом месте вы не получите такого грандиозного сочетания: пандиты, с такой верой и преданностью объясняющие вам, как своим родным и близким, великие истины, содержащиеся в священных писаниях; и собрание слушателей, которые жадно слушают, стремясь впитать в себя знание и практиковать его. Вы должны быть такими же преданными, как мальчик из ашрама Дхаумьяриши. Когда гуру проводил урок, внезапно пошел проливной дождь, и мальчики стали суетливо собирать подстилки и спасать свои пожитки. А этому мальчику пришла в голову мысль, что раз вчера вечером был такой же сильный дождь, то сегодняшний ливень непременно разрушит дамбу. И чтобы спасти два акра земли, принадлежавших гуру, он побежал к дамбе и закрыл своим телом образовавшуюся там брешь. Вы должны поступать аналогично, чтобы сердце вашего гуру растаяло от вашей преданности. Только так можно очистить ум от зла и порока. Если вы разовьёте преданность и укрепите веру, то достигнете величия самореализации.
Поделитесь с друзьями