Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Гита Сатсанг, Найни Таль,
Свами Видьянанда приветствовал на языке хинди Мой приезд в Найни Таль, превознося это место за его живописность и великолепный климат. Однако в его речи Я выгляжу посторонним, которого нужно официально приглашать и встречать. Но Я вхожу в ваш сатсанг (святое общение), ибо где бы ни изучали Гиту, Я неизменно присутствую. Меня не столько пленяют красоты природы, как красота характера и поведения человека, к чему вы стремитесь в своем изучении Гиты. Я прибыл на Гита-сатсанг, чтобы встретиться с каждым из вас, поскольку Я благословляю любое усилие человека, возвышающего себя для учения и садханы. «Мадбхактаа ятра гаянти, татра тиштхаами, Нарада!» — вот истинное провозглашение — «Где бы Мои преданные ни воспевали Меня — там Я воцаряюсь средь них.» Но Господь пребывает всегда и везде, независимо от того, воспеваете вы Его или нет. Поклонение лишь помогает Его Образу проявиться — как приемник, настроенный на нужную волну, начинает звучать. Электрический ток существует всегда; и все же, чтобы осветить помещение, необходимо ввернуть лампочку!
Бхагават-Гита — учебник для всего человечества, раскрывающий тайны духовной науки в ясных и недвусмысленных образах. Но он будет полезен лишь тому читателю, что достиг такой же отрешенности, как Арджуна, впервые услышавший Кришну. Если у вас столько же отчаяния (вишады) как у Арджуны, то вы уже обладаете той способностью (адикарой), которая даст вам Учение, устраняющее отчаяние. Лишь больной принимает прописанное ему лекарство. Какое дело до этого всем другим? Какую пользу из этого могут они извлечь? Гита окажет воздействие на ваш разум, лишь если ваши симптомы отчаяния сильны. Арджуна, величайший из лучников того времени, много лет ждал возможности сокрушить предательских Кауравов, которые вели с ним беспощадную и бессмысленную войну. Но вдруг он теряет интерес ко всему, что составляло весь смысл его жизни! «В чем польза победы на поле брани?» — вопрошает герой тысячи битв. «Что хорошего в том, чтобы убивать своих родственников в сражении?» — восклицает воин, только что стремившийся стереть клан Куру с лица земли. «Я не хочу убивать их, пусть даже они уничтожат меня. Я сложу оружие; пусть они убивают меня — я не стану сопротивляться!» — стонет этот великий кшатрия. «Лучше мне просить милостыни у дверей домов!» — заявляет он, наследник имперской династии. Мы видим, что его разум созрел для озарения. Сам Господь стоит рядом с ним, став его Гуру, и он сам знает об этом. Арджуна просит Его объяснений: «Я борюсь со своим неведением; я сбит с толку, не зная, где дхарма (праведность) и где адхарма (неправедность)». Он молит принять его в ученики и простирается у Стоп Кришны в полном самопредании!
Любой человек, где бы он ни жил, достигнув ступени духовной самоотрешенности, получит ответ от Кришны. И тогда Кришна начнет обучать его Гите с высоты колесницы, управляемой Им Самим — из его собственного сердца.
Цель Гиты — устранение заблуждения (мохи), объявшего Арджуну иллюзией, что он сам может что-либо сделать, тогда как истина в том, что он — всего лишь орудие. Кришна спрашивает его в самом конце разговора: «Действительно ли привязанность (моха), порожденная незнанием (аджняной), полностью растворилась в тебе?» Как настоящий учитель, Он хочет еще немного продлить их беседу, чтобы убедиться, хорошо ли усвоен урок. Но Арджуна — старательный ученик. Он провозглашает: «Иллюзия уничтожена. Нашто моха. Я достиг распознания.» Но какого именно распознания он достиг? Он узнал свое Высшее «Я», или Атму. Он увидел свою основу как Атму, а весь мир и все в нем — как наслоения на Атме в результате иллюзии — майи.
Одному императору снился сон, что он — оборванный нищий, и жалобно просит подаяния у дверей домов. Но никто не внемлет его униженным просьбам, и он впадает в отчаяние. Его рыдания пробуждают от сна его мать. Когда она приходит и будит его, то ей не приходится напоминать ему: «Ты — император, а вовсе не нищий!». Он и сам вспоминает об этом, проснувшись. Распознание Высшего «Я» происходит мгновенно, как только рассеется ваша иллюзия того, что этот мир-сон есть реальность!
Принц, который попал в детстве к дикому племени, полагает, что он — один из них, но все же не лишается права своего царственного рождения. Вызволите его оттуда, и он узнает, что он — действительно принц! Так и Арджуна провозглашает: «Смритир лабдаа» — «Я возвратил себе память, я достиг распознания»! Отныне я знаю Себя: «Я есмь Ты!»
Изучение Гиты на этом должно быть закончено; ваш сатсанг должен привести вас именно к этой вершине. Не восхищайтесь искусством ученых пандитов, способных прочесть наизусть Гиту в рекордно короткое время или втиснуть ее всю на открытку, или переписать вверх ногами, или даже опутать ее комментариями. Человек ступает по берегу, плещется на мелководье и даже пробует воду — но мокры лишь его стопы. О нет, в этом нет никакого чуда! Это — удел многих ученых, бредущих по кромке воды моря Гиты. Когда Махараджа прибывает в Дурбар-Холл, чтобы усесться на троне, придворные выкликают его многосложные титулы, но между собой они, как правило, называют его уменьшительным именем. Он правит всего лишь крошечным государством. Так и ученый пандит заносится перед другими; но внутри себя, в глубине своего сознания, он — только маленький человечек. Величие человека зависит от его садханы и от успехов, достигнутых в ней — в ануштане (практике религиозного аскетизма) и ниште (твердой верности).
«Просыпайся, вставай и не останавливайся, пока не достигнешь цели!" — «Уттишта, ягратха, прапьяварааннибодхата». И все же не следует устремляться к вершине победным маршем! Это — не место, куда вы могли бы поехать. Это — просто раскрытие ока, устранение завесы, пробуждение ото сна, возожжение джняна-дипы (светильника духовной мудрости)!
Чтобы сорвать этот плод Гита-парайяны (рассуждений о Гите), жизненно необходима экагратха (однонаправленная концентрация). Кришна спрашивает Арджуну: «Слушал ли ты внимающим умом? Слушал ли ты, не отвлекаясь?» Потому что на поле сражения, где оба они находились, происходило немало событий, способных отвлечь внимание Арджуны и нарушить сосредоточение его ума на бесценных уроках, преподаваемых Кришной. Восхитимся же тем, как Арджуне на боевой колеснице между двумя враждующими армиями удалось обуздать свой ум и избавиться от всех страстей, переполнявших его, когда он стремился на битву! Истинно, он — совершенный ученик. Будьте же ему благодарны за то, что он подарил Бхагавад-Гиту всему человечеству!
Есть люди, оспаривающие тот факт, что Гита учит нас этой йоге в большей мере, чем чему-либо другому. Это только высвечивает весь их фанатизм. Когда вы приступите к претворению в жизнь учения Гиты, любые поползновения 'выпятить вашу ученость и выдвинуть «новую теорию ее значения», испарятся как дым. Гита — великий «настройщик» созвучия всех йог. Как только вы позволяете ей стать своей путеводной звездой, вашим образом жизни становится карма-йога (йога действия), руслом для ваших чувств — бхакти-йога (йога преданности), а мышлением — джняна-йога (йога мудрости). Это свершится само, без ваших усилий! Что вам следует делать — так это выравнивать свою жизнь согласно линии долга; чувствовать только то, что помогает расти вашей любви; мыслить так, чтобы вам раскрывалась истина. Вот тогда ваш сатсанг получит благословение шанти (покоя) — и даже прашанти (высшего умиротворения)!
Поделитесь с друзьями