Брамин

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям, 06.10.1962. Сатья Саи говорит, том 2.

Может быть, вы и забыли, что эта встреча началась в 4.15, а многие были здесь не поздней, чем в 3.30, а сейчас на часах — уже 7:40. Вы услышали блестящее изложение Уппулури Ганапати Шастри, знающего все тонкости смысла любого созвучия Вед. Да, таков его тапас (подвижничество). И его према к вам столь необъятна, что ему удалось выразить все свое огромное знание таким простым и сладостным языком, что даже ребенку понятно — и, что важнее всего, ваша жажда познания еще возросла! Он помог вам понять те причины и цели, ради которых в яджне (жертвоприношении) сочетаются разнообразные мантры и ритуалы, ибо то, что свершается здесь называется джнянаяджна (ритуал жертвоприношения духовной мудрости), и каждый из находящихся здесь должен понимать значение того, что здесь происходит.

Он объяснил, почему земля, взятая из царских конюшен, царских слоновьих стойл и у дворцовых ворот, священна и пригодна для яджны, и почему земля, взятая из муравейника для этого лучше всего. Я тщательно осмотрел доставленные материалы и отобрал все необходимое для того, чтобы яджна могла быть исполнена во всей чистоте. Я просил всех участников относиться к делу с величайшей ответственностью, ибо все мы стремимся к тому, чтобы все прошло безукоризненно. Я хотел бы вас всех убедить, что яджна, проведенная строго по предписаниям Вед, обязательно дарует плоды, обещанные Ведапурушей (Высшей сущьностыо Вед).

Ремилла Сурьяпракаша Шастри говорил вам о Кумарилабхатте, последователе Шанкарачарьи, возродившем ведическую науку. Ему удалось посрамить всех тогдашних противников ведического ритуала. Они и сейчас стремятся организовать здесь сешапарьянку. Вскоре начнется трибхувана-виджайя, задуманная Каллури Веерабхадра Шастри и некоторыми другими. Я не предполагал, что Мне придется беседовать с вами сегодня, но, чтобы не разочаровывать вас, Я заполню эту нежданную паузу.

Оба Шастри говорили великолепно, поскольку все их утверждения основаны на самих Ведах — не меньше того! Их цель также достойна похвал; она — в том, чтобы помочь человеку возвыситься благодаря изучению Вед. Когда разум столь чист и мозг столь наполнен, слова, несомненно, становятся сладостными и питающими. Не так уж легко погрузиться в глубокое море — безначальную и бесконечную Веду, чтобы извлечь из него великолепные жемчужины, — не потому, что их мало, но потому, что океан так глубок! Веда преподает человеку уроки, которые поднимают его над воздействиями всех трех гун (качеств) — пассивной, активной и умиротворенной: черной, красной и белого цветов.

Веда говорит символическим языком, и надо быть опытным и весьма сведущим в терминологии, чтобы толковать ее, как это делают Ганапати Шастри или Ремилла. К примеру, разъясняя значение мантры (магической формулы), они говорят, что все люди — дети Сурьи. Смысл этого — в том, что все, кто имеет глаза, чтобы видеть, получили особое благословение Солнца, ибо оно — верховное божество как внешнего, так и Внутреннего Видения. Сама мантра не означает, что все люди принадлежат Сурья-вамсе (солнечной династии)! Есть семь Солнц, семь типов лучей. Именно по этой причине рекомендуется держать глаза полузакрытыми, медитируя на Форму Господа. Тогда три первых луча проникнут сквозь ваше верхнее веко, а три последних — сквозь нижнее, но сам глаз воспримет только четвертый луч и четвертый цвет.

Подобные сокровенные тайны спрятаны в гимнах разным богам. Неверно говорить, что каждый ведический бог представляет собой силу Природы, видимую человеку. Нет особого бога дождя, бога грома или бога солнца, богини зари и других. Славу и великолепие Единого Бога усматривают в разных контекстах и поклоняются Ему по-разному, только и всего. Мантры имеют гораздо более глубокое значение!

Можно услышать, что каста браминов, по причине своей ненависти и презрения к прочим кастам, закрыла им путь к познанию Вед. Но, идя на рыбалку, вы ведь берете с собой крючок, удочку и наживку, чтобы привлечь к себе рыбку! Тому, кто хочет стать знатоком Вед, необходима и удочка праведного образа жизни, и крючок ведического санскрита, и сама наживка — тот брамин, которого чтут сами Веды и который сам относится к ним с глубоким почтением. Каждый брамин прошел подготовку множеством очистительных ритуалов — санскар. Отныне его право и его ответственность — пение мантр и разъяснение их смысла. Не каждому удается достичь такой высоты намерения и выражения! Все вы слушаете Меня, но все ли из вас понимают Мои слова в равной мере? О нет! У каждого — свои тенденции, пустившие корни в его уме. Люди вовсе не одинаковы! Каждый имеет свою, особенную экипировку. Это человечество — просто пестрая толпа странников!

Брамин, когда он родился — не больше, чем шудра. Рождение само по себе не дает ему права на изучение этого Таинства, даже если он — сын знатока Вед! И лишь пройдя особую церемонию посвящения, он получает возможность начать изучение священных писаний. Только этот обряд делает его брамином; он еще раз рожден — в сакральный мир обучения и ответственности.

Много браминов пало с высоты этой ответственности! Не каждому удается вести аскетический и простой образ жизни, в соответствии с определенным уровнем знания. Когда в чистый металл попадает какая-то примесь, то его необходимо переплавить еще раз. Но когда нам встречаются истинно ведические сосуды, подобные этим пандитам, то нам надлежит хранить и оберегать их! Если вы останетесь в стороне, когда глупые люди, объятые злобой, забрасывают их камнями, то эти сосуды будут повреждены, и Веда станет вам недоступной. Если вы изгоняете браминов в лес, то и Веда уйдет вместе с ними, ибо они — вместилища Вед. Они тщательно отрабатывают каждый звук, и, благодаря замечательной технике запоминания, хранят их веками, что бы ни довелось претерпеть самой Индии. Один мальчик, готовя уроки, сильно встревожил родителей тем, как он с напряжением, криком и изобилием ошибок старался произнести слово milk (молоко). Он читал его: эм-ай-эл-кей, милк, эм-ай-эл-кей, милк! — и делал это так громко и яростно, что его родители испугались за нервы ребенка. «Эмма, елука!» — кричал он без остановки. («Елука» на языке телугу означает «крыса»). Вот как важна правильность произношения! Поддерживайте решимость браминов посвятить свои жизни изучению святых писаний! Это и вам даст огромную пользу, здесь, в эти дни!

Джатхи и нитхи (каста и поведение) — опора друг другу; без нитхи не может быть джатхи — обуздывающих ограничений. Они служат систематическому обучению и возвышению человека, а не тому, чтобы угнетать или обманывать его. Если ребенок ходит не в колледж, а пока что в начальную школу, вы ведь не скажете, что это придумано ради того, чтобы презирать его и обманывать! Нет, это просто его первый шаг к колледжу и диплому.

Помните: для Господа нет разницы между кастами. Добродетель и целеустремленность — вот что угодно Ему! Слон, поднявший свой хобот в покорности Господу, умоляя Его о помощи и спасении, перестает быть животным; вся его прежняя дикость внезапно исчезла! Кусок бумаги, пусть даже запачканный или принадлежащий другому, хранится в шкатулке как величайшая ценность, если на нем стоит печать Федерального Банка: банкнота в сто рупий. Преданность, воистину, не часто встречается в людях!

Во времена Акбара в Дели жил бхакта по имени Сина. Он был массажистом, и каждое утро к семи часам его ожидал император Акбар для получасового массажа. Однажды утром Сина вошел в свою комнату пуджи, и, будучи в экстазе от явленной ему Красоты, потерял чувство времени! Не смея прервать медитацию мужа, его жена, обезумев, металась пред запертой дверью. Но в это время Акбар, наслаждаясь массажем, воскликнул: «Сина, давно уже я не был так счастлив! Твои пальцы просто божественны!». Когда в чашке масла ему удалось увидать отблеск лица массажиста… это было лицом Самого Кришны!" Акбар повернулся, чтобы увидеть это лицо своими глазами, но комната была пуста.

Господу безразличны статус, должность и каста человека, которому Он дарит Свою Благодать. Он Всемилостив, и Его Милосердие — для всех, как дождь и свет луны. Подтверждение тому — сами Веды! Веруйте — и тогда удостоитесь этой награды!

Поделитесь с друзьями