Воспитание чувств и эмоций

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Венкатагири, 09.09.1958. Сатья Саи говорит, том 1.

Сикшана

Еще час назад организаторы этой встречи нервничали из-за того, что Я будто бы могу не прийти. Услыхав, что Годавари вышла из берегов, а Я нахожусь в Раджахмандри, они заранее примирились с разочарованием и начали лихорадочно подыскивать замену. Они сразу испугались, что Я не смогу преодолеть вышедшую из берегов реку и прибыть на встречу вовремя. Но, исходя из факта, что Я разрешил им объявить о Моем прибытии на это собрание, они должны были прийти к заключению, что вода спадет, и что Я непременно буду здесь. Если уж из Моих уст вышло Слово, все произойдет в соответствии с ним. Не сомневайтесь в этом. Гигантские волны успокаивались пред Рамой, а для Меня наводнение прекратилось вовремя.

Мы покинули Чеброль вчера в 11 часов вечера и прибыли в Нузвид на восходе. Оттуда мы ехали на автомобиле в течение дня, без единой остановки в пути, не замедлив хода даже тогда, когда увидели Кумарараджу и других возле моста на окраине этого города. Ибо Мне было необходимо появиться здесь в 5 вечера, как было обещано. Разрешите Мне выдать маленькую тайну: организаторы были застигнуты врасплох, их смутили слухи, будто Я задержусь, будто Мне невозможно будет ни написать, ни послать телеграмму, ни позвонить. Они попросили Меня о некотором времени, около двух часов, чтобы все уладить. Поверьте Мне, Мне ничто не сможет помешать, Моя воля всегда восторжествует. Те, кто распространяли слухи о том, что Я задержан наводнением, не ведают о Моей сущности.

Причина, по которой людей называют именами богов

Ничто не может задержать Меня или помешать Мне, бросить тень на Меня, пришедшего в данной Человеческой Форме, будьте уверены в этом. Ни волоска не может быть затронуто силами клеветы, недоверия или невежества. Моя Божественная Воля (Санкальпа) всегда преобладает. Мое задание должно быть выполнено. Моя миссия достигнет цели. Я пришел осветить человеческое сердце Божественным Светом, и избавить людей от заблуждения, которое уводит их с пути Мира (Шанти), и совершенной уравновешенности, рожденной Осознанием.

Эта школа ассоциируется с покойным братом Раджа Сахеба, человеком, вспоминавшим Мое имя даже в последние минуты своей жизни, и поэтому Я согласился торжественно открыть ее. Я обнаружил, что его имя является соединением нескольких прекрасных имен Бога, каждое из которых напоминает о божественной Славе. Они были сокращены до перечня отдельных букв, которые уже не имеют того аромата, вкуса и значения. Так делать — неправильно. Зачем лишать имя ореола, сокращая или вовсе уничтожая всю его ауру? Искаженный перечень букв, который мы имеем сейчас, кажется мне еще более запутанным, чем подлинное имя, которое, хотя и длинное, но зато оживляет в памяти одно из могущественных и совершенных имен Господа. В этом заключается причина, почему подобные имена рекомендовались Шастрами: ведь когда бы они ни упоминались, перед внутренним взором каждого мог явиться один из образов Господа, лучезарный и совершенный.

В самом деле, хорошо, что девушки этого города имеют теперь среднюю школу. Я ценю усилия всех, кто организовал ее, и Я вижу, что здание и оборудование очень хороши. Выслушайте Мое благословение в том, чтобы девушки, обучающиеся здесь, как и повсюду в других местах (так как все школы — Мои, вне зависимости от того, открывал Я их сам или нет), могли совершенствоваться в вере и праведном поведении (Дхарме), чтобы относиться ко всему благожелательно.

Учеников необходимо обучать также и древним дисциплинам

Бхарата (Индия) вновь должна принять на себя роль Учителя всего человечества, и поэтому каждый мальчик или девочка нашей земли должны воспитать в себе безупречный характер и вести строго моральную жизнь. Бхарата — это слово, образованное от Бхагавана и Ратхи (Бога и его постоянной спутницы) и также оно означает людей, посвятивших себя служению и духовному подъему Божественного в каждом. Поэтому наряду с обучением, которое вы получаете в настоящее время в подобных заведениях, помогающим вам зарабатывать на жизнь и придающим определенную «полировку» и «блеск», вы должны также изучать древние дисциплины, усмиряющие инстинкты, контролирующие порывы и вырабатывающие твердость характера. Это необходимо для вас самих, не говоря уже о той роли, которую должна сыграть в истории Бхарата.

Воспитание чувств и эмоций (Сикшана) — это процесс, в котором взаимодействуют учитель и ученик, он должен быть приятным и полезным для обоих, должен придавать импульс бодрости. «Кшана» значит — секунда, и Я бы хотел, чтобы каждую секунду вашей школьной жизни вы получали хороший урок. К примеру, когда учитель входит в класс, дети должны приветствовать его, это урок смирения, уважения к возрасту и учености, урок выражения признательности за оказанную услугу. Тогда и учитель решит быть достойным такого приветствия со стороны вверенных его заботам детей. Его работа превратится в бескорыстное и искреннее служение. Ученик должен уважать учителя не из страха, но из любви. Учитель должен избегать любых методов, связанных с запугиванием и давлением. Образование — процесс медленный, он похож на распускание цветка. По мере того как в безмолвии распускается один лепесток за другим, все более явным становится аромат цветка.

Лучший инструмент воспитания — пример, а не лекции

Помощь такому раскрытию будет максимальной, если учитель сам является прекрасным примером того, как соединить благоразумие, мудрость и ум (Вивеку) с деликатностью и дисциплиной (Винайей), а также с проницательностью и умением принимать правильные решения (Вичакшаной), если он не будет человеком, поглощенным исключительно монотонной проработкой заданий и натаскиванием к экзаменам. Пример, а не лекции — вот лучший инструмент учителя.

Особое значение здесь следует придавать воспитанию добродетельного характера. Ведь это школа для девочек. И такие черты характера, как скромность и вера в Бога, являются истинными украшениями женщин, которые хранят лучшие традиции нашей культуры и оберегают покой нации. Если пренебречь воспитанием характера женщин, наступит разруха, а не процветание, поверьте Мне. Поэтому направляйте все усилия образования на формирование характера учениц. Имея это, потом уже можно спокойно думать о построении остального курса обучения.

Ученики должны познать секрет счастливой жизни и то, как наладить счастливое сотрудничество с другими членами общества. В этом заключается долг и перед собой, и перед своей семьей, и перед окружающими. Его нужно выполнять с умом и радостно. Только тогда жизнь может оказаться гармоничной и плодотворной. Я заявляю, что процесс перестройки образования является частью Моей Миссии. Вскоре вы увидите, что Я займусь этим вплотную, и Я буду наказывать тех, кто лишь говорит, громко и долго, о восстановлении и сохранении духовных ценностей.

В нашей стране на таких девочках держится домашний очаг, и поэтому эта школа является основополагающим учреждением, очень важным особенно для вашего города. На нашей земле женщину почитают, на нее смотрят как на Лакшми в собственном доме — как на Богиню богатства, судьбы и красоты, как на Дхармапати или верную спутницу на пути к Богу и к самореализации, но еще и как на хозяйку дома.

Девочки должны бояться совершить нравственные ошибки

Если женщины в стране счастливы, здоровы и почитаемы, мужчины в этой стране будут отважны, честны и счастливы. Тхьягараджа (его имя значит — Владыка царства самоотречения) пел о том, что даже сильнейшие из героев, Кантадасы, и те подчиняются желаниям женщин, следовательно, женщины играют решающую роль в личном и общественном процветании. Поэтому Я бы не перегружал девочек изучением подробностей географии Америки, Австралии или Германии. Меня бы больше устроило, если бы они владели навыками установления тишины в разуме и гармонии в обществе, чтобы они умели услужить и поддержать экономический достаток. Пусть они совершенствуются в отвращении ко лжи и в страхе перед тем, как бы не допустить нравственной ошибки, это гораздо важнее, чем даже развитие страха перед Богом.

Пусть они узнают о радости, которую может принести помощь нуждающимся, именно помощь без всякой мысли о преимуществах, которые могли бы последовать вслед за проявленным вниманием. Пусть они узнают, как избавиться от эгоизма, который отравляет Служение (Севу). Даже опытные в этой сфере люди иногда начинают превозносить себя в качестве основателей и покровителей в деле помощи бедным и больным. Такое случается то тут, то там. Радость служения заключена в самом служении. Плоды служения — в победе над эгоизмом, а не в его раздувании.

Что следует воспитать в детях

Ученицам этой школы в дальнейшем суждена славная и ответственная роль матерей. Поэтому учителя, особенно в школах для девочек, решают важнейшую задачу: они формируют будущую историю нашей страны. Мать — это опора семьи, общества, нации и всего человечества. Матери должны владеть тайнами покоя ума, внутренней тишины, духовного мужества, удовлетворенности. В этом заключается величайшее богатство духовной дисциплины (адхьятмики), дарующей нескончаемую радость.

Мать должна передать детям ценность Намасмараны, то есть жизни с постоянной мыслью о Боге, ценность духовного и физического очищения. Она должна быть похожа на мать из истории, рассказанной Вивеканандой. Та мать посоветовала своему сыну, которому приходилось в одиночестве и без всякой защиты ходить в школу через лес, призывать Кришну.

Отец и мать должны помогать детям закрепить дома навыки, данные учителем в школе. Они должны знать, что проходится на уроках, а также следить, чтобы их собственное поведение и советы не противоречили тому, что ребенок узнал от почитаемого им учителя.

Учителя и родители должны заботиться, чтобы за эти годы, когда формируется характер, дети выработали необходимые полезные навыки и отношения. То, о чем прочитано в книгах, должно быть обдумано в тишине, в молчаливом созерцании. Это хорошее упражнение для умственного развития и для достижения спокойствия ума. Склонность спорить и ссориться по поводу любого недоразумения должна быть поставлена под контроль.

Дети не должны подвергаться наказаниям, причиняющим боль или иные физические и душевные страдания. У них следует воспитать чувство ответственности, по крайней мере, за сохранность и бережное содержание учебников. Они не должны с удовольствием хвастаться своими нарядами и украшениями, происхождением и богатством перед менее счастливыми товарищами по школе. Они должны быть обучены правилам личной гигиены. А важнее всего — привычке молиться в определенные часы.

Значение молитвы дома и в школе

Они должны быть приучены отправляться ко сну в 9 часов вечера и вставать в 5 часов утра. После того как будет умыто лицо и почищены зубы, они должны молиться и даже медитировать. Не надо думать, что позже в жизни будет достаточно времени для молитвы, например, в преклонные годы. Сейчас — самое время заложить основание привычки. Занятия в школе должны начинаться пятиминутной молитвой, которая должна твориться серьезно каждым в отдельности и всеми вместе. Она не должна превращаться в пустую формальность или в фарс, как это происходит в большинстве школ. Малейший признак пренебрежения, продемонстрированный школой в отношении молитвы, отложится в умах детей, и они сразу же распознают притворство. Поэтому относитесь к молитве как к основе всей системы воспитания мировоззрения в школе.

Когда прозвенит звонок после последнего урока, попросите учеников постоять немного в тишине, пусть они созерцают молчание минуту или две и только после этого расходятся. Ничто, кроме тишины, не может успокоить волнение нашего сердца. Учителя должны рассказывать детям вдохновляющие истории о святых и героях и прививать любовь к духовной литературе. Если школа будет развиваться в таком направлении, то деньги, так великодушно подаренные для ее строительства, будут израсходованы правильно, и Я абсолютно уверен, что эта школа за короткий срок превратится в очень полезное заведение.

Поделитесь с друзьями