Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Деревня Будили,
Я всегда испытываю наслаждение, встречаясь с деревенскими жителями, во время поездок по деревням. Ибо их ум — чист, незапятнан, атмосфера деревни искренняя и не тронута притворством. Сегодня знаменательный день в истории вашей деревни, так как в рамках Системы Общественного Развития вы получаете больницу и Оздоровительный Центр. Я рад, что вы осознаете важность происходящего. Вы на высоком уровне провели подготовку к празднику, вы с радостью объединились, выполняя множество поручений организаторов праздника. Именно этот дух сотрудничества и товарищества, продемонстрированный в вашей деревне, и привел Меня сегодня сюда. Я — Любовь (Према) и хочу ощущать присутствие Любви во всех делах и повсюду.
Человек страдает от двух типов заболеваний — физических и психических; первые вызываются дисбалансом трех первооснов: ветра (вата), желчи (питта) и флегмы (слешма), а вторые — нарушением равновесия трех гун: сатвы, раджаса и тамаса. Удивительно то, что развитие добродетели приводит к исцелению как того, так и другого типа заболеваний. Физическое здоровье — предпосылка здоровья ума, а оно, в свою очередь, гарантирует физическое здоровье. Великодушие, сила духа в обстановке горя и потерь, стремление приносить добро и служить другим в максимально возможной мере — вот что формирует как ум, так и тело. Истинная радость, проистекающая из служения, воздействует на тело и устраняет болезни. Тело и ум тесно взаимосвязаны.
Отчаянье — грех перед богом
Большинство из вас — крестьяне, и нет надобности напоминать вам, что большую часть года вы живете надеждой. Надежда поддерживает вас, когда вы пашете землю, сеете, сажаете и собираете урожай, который вырастили. Эта надежда должна была стать привычной и в делах, не связанных с сельским хозяйством. Она должна поддерживать вас на всех жизненных путях.
Ни в коем случае не позволяйте трудностям и отчаянию иссушать жизненную силу, присущую вашим действиям и усилиям. Отчаяние — грех перед Богом: Бог — внутри вас, так зачем терять надежду? Ведь Господь говорит: «Чего ты боишься, когда Я — здесь?» Всегда будьте смелыми, полными радости и оптимизма. Вы говорите, что река Читравати, протекающая в Путтапарти, течет и возле вашей деревни, и что она является связующей нитью между нами. Но это — очень непрочная связь, если она вообще есть. Ведь река полноводна только несколько дней в году, а в остальное время на ее месте — песчаная пустыня! Если в самом средоточии вашего сердца струится жизнеутверждающий поток мужества, то такая река намного более драгоценна, чем это пересохшее русло; это и есть истинная связь между вами и Мной.
Деревня — становой хребет всей страны. Как ребенок становится мужчиной, так и деревня вырастает в город. И если мы должны позаботиться, чтобы невинный, простой и искренний ребенок не превратился в грубого человека с тяжелым характером, то точно так же мы должны постараться, чтобы спокойная, богобоязненная деревня не превратилась в шумный, недоброжелательный город. Завтрашние лидеры страны подрастают сейчас в этой и в других деревнях по всей стране. Если вы обладаете добродетелью сегодня, города будут иметь ее завтра. Если вы сильны, города тоже будут сильными. Если вы враждуете, это затронет и города. Научитесь жить и работать дружно. Сделайте сегодняшнюю радость постоянной чертой своей жизни.
Вы не должны зависеть во всем от правительства
Партии и клики в деревнях — настоящее проклятие в вашей общественной жизни. Все плоды тяжкого труда пропадают в столкновениях, порожденных ненавистью между ними. Вы выращиваете хлеб и сырье, чтобы одевать людей. Вы преподаете праздным урок труда. Вы встаете с первыми криками петухов и ложитесь спать вместе с курами. Вы трудитесь в поте лица и обращаетесь к небу с молитвой; ваша жизнь скромна и полна благодарности. Между временами года «ритху» и крестьянином «рытху"' имеется сокровенная связь. Ваша жизнь течет ровно, подчиняясь регулярной смене времен года. Вы не бежите впереди природы, как это делают горожане.
Я хочу, чтобы вы были благодарны тем людям, которые сделали возможным появление этой больницы, и правительству, которое помогло строительству. Правительство собирает с вас деньги и обеспечивает такие начинания. Но вы не должны во всем зависеть от правительства. Даже чиновники не всемогущи. Они — только слуги, которые должны подчиняться другим. Правительство — это шофер автомобиля под названием Государство. Вы владеете этим автомобилем и, одновременно, являетесь пассажирами. Правильно выберите водителя и убедитесь, что он не причинит вреда пассажирам или автомобилю. Это — обязанность владельца, не так ли?
Главнейшим средством, гарантирующим успех любого вашего начинания, является Преданность Богу. Она принесет здоровье, богатство и процветание, ибо исключит ненависть и раздоры, а также укрепит ваши руки, когда вы будете обрабатывать землю. Преданный Богу (Бхакта) любое действие совершает как подношение Господу и поэтому все делает лучше и эффективней, без притворства и неискренности. С ним — Милость Господа, поэтому он соберет больший урожай и будет наслаждаться крепким здоровьем и счастьем.
Занимайтесь внутренним развитием
Если все тысячи жителей деревни будут вместе прославлять Господа, это приведет к большей гармонии и единению, чем шумные споры тысяч людей друг с другом. Если вы вместе будете воспевать Имя Господа, Любовь наполнит деревню и увеличит отдачу от ваших усилий. Попробуйте сделать это несколько раз, и вы сами станете свидетелями того, насколько изменится обстановка.
Иногда отношения между людьми затмеваются тучами ненависти и зависти. Это, прежде всего, вызывается страхом, который ведет к злобе. С появлением Бхакти все это исчезнет, появятся смирение и мудрость, которые идут за ней следом. Злоба отнимает время, портит здоровье и характер. Не позволяйте ей разгуляться. Проводите внутреннюю «культивацию» так же, как вы делаете это на ваших полях. Это надо делать в области «чувств, мотивов, желаний и побуждений».
Я видел ваш храм, когда ехал во время процессии на повозке, запряженной волами. Я нашел его обветшавшим и не очень чистым. Храм — это сердце деревни; светильник, горящий в нем — это жизнь всей деревни. Следите, чтобы этот огонь был ярким и чистым. Кто-то оставил сломанную тележку на узкой веранде храма; это плохо, ибо оскверняет жилище Господа. Это не пробудит преданности в людях. Следите за храмом, каким бы простым и маленьким он ни был, очищайте и освобождайте его от хлама. Не считайте его убежищем для лентяев, как поступают некоторые крестьяне, которые слоняются вокруг, играют в карты и прочие азартные игры. Создайте в деревне группу для исполнения бхаджанов. Я знаю, что одна группа у вас уже есть, но она должна стать активней и проводить службы в храме ежедневно, превратив их в источник преданности. Это явит вашу признательность Господу за все благодеяния, которые Он изливает на вас.
Укрепляйте дух взаимопомощи
Доктор, один из руководителей больницы, сегодня призывал вас к сотрудничеству. Он имел в виду, что вы не должны пренебрегать заболеваниями тела и тем самым наносить ущерб храму Господню. Тело — это инструмент, о котором надо хорошо заботиться. Доктор является специалистом по этому вопросу, он много лет учился медицине, и им движет дух служения. Честь и хвала ему за его умение; доверяйте ему и его лечению и не отягощайте ваши заболевания, запуская их или обращаясь к знахарям.
Я говорю это специально для вас, жители Будили! Укрепляйте дух взаимопомощи. Крестьяне разоряются, поскольку один не может стерпеть процветания другого. Это — яд, содержащийся в индийском характере. Каждый стремится унизить соседа, тогда как на Западе, не выказывая соперничества, поощряется малейший признак превосходящего интеллекта или трудолюбия. Ревность — причина разрушения. И она рождается из преувеличенного значения, которое придается телу, чувствам и накоплению вещей, доставляющих чувственное удовольствие. Учитесь видеть вещи в должной перспективе, цените их так, как они того заслуживают, но не больше. Существуют гораздо более значимые вещи, которые даруют мир и радость. Постарайтесь овладеть ими; каждый из вас имеет право владеть ими. И никто не может их у вас отнять.
Обращайтесь к вечным ценностям
Вы говорили о храме Брахмешвара, который был когда-то здесь, но потом исчез под наносами реки. Не дайте храму Господа, находящемуся в ваших сердцах, быть таким же образом погребенным под песками вожделения (Камы) и гнева (Кродхи). Вы вспомнили о многих мудрецах, риши и йогах, которые, в соответствии с традицией, совершали здесь подвижничество (Тапас). Да, эти риши и йоги знали, что истинно, а что нет. Они управляли причудами ума и пребывали в Божественном Покое (Шанти). Обратитесь и вы к этим вечным ценностям, и тогда вас не собьют с ног порывы страсти или приступы гнева. Тогда эта деревня, полная любви и взаимопомощи, станет идеалом для тех, кто живет вокруг.
Поделитесь с друзьями