Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы 20 июля 2009 года.
Воплощения любви!
Все спрашивают Меня: «Свами, где находится Атма?» Они не понимают, что такое Атма. Принцип Атмы подробно рассматривается в Упанишадах. К сожалению, сегодня люди не могут правильно интерпретировать учения Упанишад. Учения Бхагавад Гиты, Рамаяны и Бхагаваты берут своё начало в Упанишадах. В древние времена наши мудрецы совершали суровую аскезу, чтобы понять природу Атмы. В итоге они провозгласили, что Атма является фундаментальной основой всего во Вселенной. Когда он принимает физическое тело, Атма остаётся вечным и неизменным принципом, несмотря на то, что от рождения до смерти тело подвергается постоянным переменам. Атма — это источник и поддержка всего сущего. У него нет рождения и смерти.
Люди с большим энтузиазмом отмечают различные праздники.
Например, они празднуют Махашиваратри.
Означает ли это, что в этот день родился Господь Шива?
Нет, имя «Шива» означает благость.
Принцип Шивы вездесущ.
Проникая повсюду Своими руками, ногами,
Глазами, головами, ртами и ушами,
Он заполняет всю вселенную.
(стих на санскрите)
Всё, что вы видите, слышите и произносите, есть Брахман.
Во Вселенной нет ничего, кроме Брахмана.
Вот почему Он считается «Воплощением звука,
Движения и неподвижности, света, речи, вечного блаженства,
Совершенства, иллюзии и богатства».
(стихотворение на санскрите)
Никто не может сказать: «Это — Брахман, а это — нет». Например, этот платок тоже Брахман. Как возник этот платок? Он состоит из нитей. Нити, в свою очередь, сделаны из хлопка. Переплетение нитей составляет ткань. Ткань, состоящую из хлопковых нитей, можно превратить в дхоти, сари или рубашку.
Некоторые люди говорят, что истоком Вселенной является ум. Это не так. Даже у ума есть источник, от которого он зависит. Без сомнения, ум обладает большой силой и властью, но даже этот ум возник из Атмы. Ум направляет все действия в физическом мире. Он очень неустойчив и постоянно меняется. Вот почему его называют «обезьяний ум». Атма — это источник и поддержка тела, ума, интеллекта, сознания, различения, высшей мудрости и науки о сознании. Все они возникли из Атмы. Все они принимают определённую форму в определённое время в ходе жизни человека — младенец, ребёнок, подросток, юноша, старик. Различные формы на различных стадиях не обладают независимым существованием. Происходит переход от одной стадии к другой. Однако Атма является источником и поддержкой всех этих существ. Это фундаментальный принцип. Чтобы понять этот фундаментальный принцип, люди приписывают ему различные имена. Некоторые называют его Аум, изначальный звук. Другие называют его Тат Твам Аси (Ты есть То). Ещё кто-то называет это Брахманом. Другие называют это Рамой, Кришной, Аллахом, Ишварой, Иисусом
Вы считаете кого-то плохим, и он для вас выглядит плохим. И наоборот, если вы будете считать его хорошим, он покажется вам хорошим. Именно ваши чувства по отношению к нему создают разницу между плохим и хорошим. Эти чувства рождаются из мыслей, источником которых является ум. Поэтому вы должны принимать вещи такими, какие они есть. Вы думаете, что вы медитируете на какую-то форму или объект. По правде говоря, это не медитация. Форма или объект, на который вы медитируете, может со временем измениться. Поэтому это не медитация в истинном смысле этого слова. Это также не концентрация. Это просто созерцание в рамках определённого времени. Когда в ходе регулярной практики объект стабилизируется, можно начинать медитировать. Ни для кого невозможно начать медитировать сразу, как только он сел. Никто ещё не достиг успеха в такой попытке. Люди говорят, что они медитируют, но это искусственно. Искусственная медитация это очень плохо. В этом процессе есть три шага — концентрация, созерцание и медитация. Это постепенный процесс, которого можно достигнуть путём систематической и регулярной практики. Эта практика, и обретаемый в результате покой, прекрасно объяснены в Бхагавад Гите:
Знание лучше, чем практика.
Медитация на Бога лучше знания.
Но лучше медитации —
Отречение от плодов своих действий.
Потому что оно немедленно приносит покой.
(стихотворение на санскрите)
Новорожденный ребёнок не становится взрослым мгновенно. Он постепенно вырастает во взрослого. Ошибочно полагать, что всё, чего вы желаете, тут же осуществится. Если бы это было так, от человека не требовалось бы никаких усилий! Тогда в человеческом существовании не будет смысла. Поэтому, прежде всего, сконцентрируйтесь на принципе «Я». Постоянно размышляйте над афоризмом «Я есть Атма». Вы и Атма — одно, а не два. Сегодня каждое действие человека приводит к смятению, что, в свою очередь, ведёт к депрессии. Почему так происходит? В этом виновата ваша собственная неустойчивая природа. На самом деле, вся окружающая природа претерпевает изменения. Изменения происходят в воде, воздухе, облаках и даже пище. Когда всё вокруг вас изменяется, естественно это оказывает влияние на вас. Ваш ум тоже подвергается переменам, наряду с переменами вокруг. Есть только один неизменный принцип — постоянная целостная осознанность (праджнянам). Упанишады провозглашают: «Праджнянам Брахма» (Брахман есть Высшее Сознание). Если вы желаете достичь этого состояния, вы должны развивать чувство единства. Хотя тела различны, только один Атма обитает во всех живых существах. Человеческие тела подобны горшкам, а ум подобен наполняющей их воде. Во всех горшках отражается одна и та же Луна. Всё есть только реакция, отзвук и отражение.
Дорогие дети! Вы не сможете понять принцип Атмы. Атма — это не просто слово. Оно подразумевает развитие чувства единства. Все — одно, относитесь ко всем одинаково. Как вы можете развить веру в это изречение? Маленький пример. Вы выполняете какую-то работу. Ваш сосед выполняет другую работу. Хотя вы заняты разной работой, окружающая вас обстановка одна и та же. Атма это сознание, которое пронизывает всё. Этот всепронизывающий принцип есть Истина.
Творение возникает из Истины
И растворяется в Истине.
Существует ли в космосе место,
Где не было бы Истины?
Осознайте эту чистую
И безупречную Истину.
(стихотворение на телугу)
Вся Вселенная пронизана Истиной. Она внизу, вверху и повсюду. Эта истина есть Атма. Она вечна и неизменна. Эпос Бхагавата призывает нас всегда говорить истину и говорить мягко и приятно. «Говори истину, говори приятно и не говори того, что неприятно». Истина — это источник и поддержка всего во Вселенной. Где есть истина, будет праведность. Где истина и праведность идут рука об руку, возникает покой. Где есть покой, там не будет гнева, волнения, зависти, ревности и высокомерия. Покой, лишённый этих плохих качеств, превращается в чистую любовь.
Однажды Хануман вошёл в город Ланка, в поисках Ситы, которая была похищена Раваной и содержалась там в заточении. Он искал Ситу на каждой улице и в каждом доме, но не мог её найти. Однако он обнаружил демониц в недостойных позах. Он подумал, что Сита, будучи благородной женщиной, не опустилась бы до такого уровня. Не найдя Ситу, Хануман посетовал «Я искал её в каждом доме и в каждом саду. Я жажду увидеть её». Затем он отправился в рощу Ашоки и обнаружил там Ситу, сидящую под деревом. Увидев её, он пришёл вне себя от радости и принялся вырывать фруктовые деревья и портить прекрасный сад. Этот дерзкий поступок разозлил демонов, они связали его и отвели ко двору Раваны. При дворе короля демонов Раваны он вступил с ним в спор по поводу правомерности похищения Ситы. Он разговаривал с Раваной в наиболее унизительной манере. Равана не смог вынести дерзкого и высокомерного поведения Ханумана. Он очень рассердился и предупредил Ханумана: «Ты, обезьяна! Никто, даже короли, не говорили со мной таким унизительным языком. Я сделаю всё, чтобы заткнуть тебе рот». Хануман возразил: «Ты — демон, а я — слуга Императора, который правит 14-ю мирами. Ты ничего не сможешь мне сделать». Равана больше не мог сдерживать гнев и приказал, чтобы хвост Ханумана обернули промасленной тканью и подожгли. Демоны тут же принесли старые тряпки, обернули их вокруг его хвоста, облили маслом и подожгли. Тогда Хануман с горящим хвостом стал прыгать с одного здания на другое и поджёг все дома в Ланке. Очень скоро огонь распространился повсюду, и, казалось, поглотил весь город. Все жители города в панике выбежали наружу. Они говорили друг другу: «Кто эта обезьяна? Откуда она взялась? Кто послал её? Весь наш город в огне. Куда же нам деваться?»
Огонь не пощадил даже дворец Мандодари. Весь город сгорел дотла. Целым осталось только одно здание — дом Вибхишаны. Таким образом, жители Ланки должны были заплатить за свои грехи. Закон кармы неизменен и неизбежен. Люди должны испытать последствия своих дурных действий. Всё, что человек делает, хорошее или плохое, вернётся к нему.
Когда человек появляется на свет,
На его шее нет гирлянд из цветов.
На нём нет ни жемчуга, ни золота,
Ни ожерелий из драгоценных камней,
Из бриллиантов и изумрудов.
На нём есть только одна гирлянда —
Та, которую Брахма сплёл
Из последствий его прошлых действий
И надел на него в момент рождения.
(стихотворение на телугу)
Поэтому последствия наших прошлых действий преследуют нас. Например, вы съели пирожок. Спустя какое-то время у вас будет отрыжка со вкусом пирожка. Точно так же, вы получаете результат своих собственных прошлых действий. Поэтому ваши действия всегда должны быть хорошими.
Чтобы ваши действия всегда были хорошими, необходимо развивать любовь к Богу, боязнь и нравственность в обществе. Если вы сможете следовать этим трём принципам, вы сможете удержаться от плохих поступков. Любовь к Богу, боязнь греха и нравственность в обществе взаимосвязаны. Одно следует за другим. Намасмарана (повторение имени Бога) позволит вам развить эти благородные качества. Вот почему Я постоянно призываю вас выполнятьнамасмарану. Намасмарана — это средство, с помощью которого можно пересечь океан самсары (мирской жизни).
Если вы хотите осознать принцип Атмы, вы должны искать прибежища только в Атме. Как только вы осознаете Атму, вы сами станете Атмой. Вы должны постоянно размышлять об изречении из Упанишад: «Ахам Брахмасми» (Я есть Бахман). Вы должны напоминать себе: «Я не человек. Я не демон, я — Атма». Я желаю, чтобы студенты постепенно прекратили ненужную болтовню и ненужные занятия. Ваша речь должна быть хорошей; ваше видение должно быть хорошим; ваши мысли также должны быть хорошими. Только когда ваши мысли, слова и действия будут хорошими и будут в гармонии, вы станете хорошим человеком. Священные тексты, такие как Рамаяна, Махабхарата и Бхагавад Гита, учат одному и тому же. В первую очередь, развивайте любовь к Богу. Если у вас будет любовь к Богу, у вас будет всё.
Если вы хотите осознать Атму, вы должны постоянно размышлять об Атме. Как только вы на опыте ощутите принцип Атмы, вы сами станете Брахманом. Чтобы получить этот опыт, нужна регулярная практика. Практика необходима даже в простых вещах повседневной жизни. Без практики нельзя достичь ничего в жизни — вы будете совершать ошибки.
Прежде всего, научитесь жить как люди, постоянно напоминая себе: «Я человек, я не животное, я не жестокий зверь». От человечности вам необходимо подняться до уровня Божественности. Вы не должны деградировать до уровня животного или зверя. В действительности, все Аватары приходят только для того, чтобы поднять уровень сознания людей до уровня Божественности, чтобы трансформировать людей в Божественных существ. Если вы будете неуклонно следовать Божественным указаниям и совершать действия, угодные Ему, вы непременно станете Богом. Это не трудная задача. Постоянная практика позволит вам достичь своей цели. И наоборот, если вы будете слушать плохих людей, вы сами станете плохими. Как говорится: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Вы становитесь такими, какова ваша компания.
Поделитесь с друзьями