Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы на празднике Гуру Пурнима 18 июля 2008 года.
С помощью этой силы Любви вращается земля, не имея оси и точки опоры,
С помощью этой силы Любви звезды сверкают в небе, не падая на землю,
С помощью этой силы Любви океаны не выходят из берегов и не затопляют землю,
С помощью этой силы Любви ветер разносит прохладу по всем мирам,
Эта могущественная сила Любви в действительности является Атмической силой.
Эта сила любви необыкновенно чудесна, уникальна и вездесуща.
Всё творение проникнуто Любовью.
(стихотворение на телугу)
Вы можете назвать её Премой (Любовью), или Сатьей (Истиной), или Ахам (Истинным «Я») — всё это только различные имена Бога! В Ведах провозглашается: «Ахам Брахмасми» (Я — Брахман). Это истинное имя Бога.
Всё творение возникает из Истины,
В Истине всё творение сливается воедино.
Есть ли в этой Вселенной место,
Где бы не ощущалось величие Истины?
Вся Вселенная является проявлением
Чистого сознания, познайте эту реальность.
(стихотворение на телугу)
Бог — это источник всего, всех действий, которые совершаются в этом мире. Вся Вселенная движется в соответствии с Его Божественной волей и по Его указанию. В течение нескольких месяцев Шиврадж Патил глубоко изучал Бхагавад Гиту и понял её суть. В результате, он написал на английском языке комментарии к Бхагавад Гите. Люди пишут книги, но комментарии к Бхагавад Гите Шивраджа Патила — это уникальная работа. Когда у него была возможность встретиться со Свами, он обычно показывал Ему свой труд для того, чтобы уточнить написанные пояснения. На самом деле, суть Бхагавад Гиты описана в этой небольшой книге. Бхагавад Гита произвела на него глубокое впечатление, и он прекрасно описал свои впечатления в своей книге.
Сегодня мы празднуем Гуру Пурниму. Что означает этот день? Люди думают, что в этот день они должны предложить деньги или гуру, или аскету, или йогу, или великому человеку для того, чтобы они дали им мантру. Это неверное представление.
Гуру — Брахма Гуру — Вишну Гуру Дэво Махешвара,
Гуру сакшат парам Брахма тасмай Шри Гураве намаха.
Гуру — это Брахма, гуру — это Вишну, гуру — это Махешвара.
Гуру поистине является Высшим Брахманом. Приветствуем гуру.
Кто такой гуру? В шлоке, приведенной выше, говорится о том, что гуру поистине является Брахмой (Создателем), Вишну (Тем, кто поддерживает Вселенную) и Махешварой (Тем, кто разрушает её). Всё это различные аспекты Бога, и поэтому гуру поистине является Богом.Пурнима — это ночь, когда полная луна освещает мир. Всё, что говорит человек с чистым сердцем, или чему он учит от чистого сердца — это слова Бога. Люди празднуют Гуру Пурниму, как день, когда они совершают для гуру пуджу, когда они поклоняются ему, преподносят ему деньги или подарки для того, чтобы он дал им мантру или другие священные наставления. На самом деле, гуру — это сердце человека. Всё, что исходит из глубины сердца, это истинное поучение гуру (гуру вакья).
Все вы знаете историю Экалавьи. Он пришёл к Дроначарье и помолился ему о том, чтобы тот научил его искусству стрельбе из лука. Дроначарья отклонил его просьбу и сказал, что священным умениям лучника нужно обучать отважного героя, а не странствующего молодого человека, который занимается тем, что охотится на животных. Тем не менее, Экалавья считал Дроначарью своим гуру и установил его в своём сердце. Хотя Дроначарья не дал ему никаких наставлений, Экалавья ушёл, сделал глиняное изображение своего гуру и стал ежедневно поклоняться ему. Постоянно размышляя о своём гуру Дроначарье, он изучил искусство лучника. Очень быстро Экалавья стал опытным лучником.
Однажды, когда Кауравы и Пандавы играли возле колодца, Дроначарья вместе со своей женой и сыном Ашваттамой проходил мимо. Он увидел, как мальчики бегали вокруг колодца и громко кричали, подошел к ним и спросил: «Дорогие мои мальчики, что вы ищете?» Те ответили, что они играли в мяч, а он упал в воду. Тогда Дроначарья вытащил из своего колчана стрелу и выпустил её в колодец. Она полетела и вонзилась в мяч. Потом он выпустил ещё несколько стрел, которые вонзались одна в другую. С помощью этой цепи стрел он вытащил мяч из колодца. Мальчиков поразили умения Дроначарьи, и они рассказали о происшедшем своим родителям. Тогда Бхишмачарья позвал Дроначарью во дворец и назначил его учителем Пандавов и Кауравов, который должен был обучать мальчиков стрельбе из лука.
Однажды Пандавы вместе со своим гуру Дроначарьей пошли на охоту. Они взяли с собой также несколько охотничьих собак. Одна из собак начала лаять. Тут же кто-то выпустил стрелу, которая пролетела со скоростью пули, и вонзилась в пасть собаки. Когда Пандавы и Дроначарья стали искать того, кто пустил стрелу, то увидели Экалавью, который признался, что это он послал стрелу. Тогда Аджуна понял, что Эклавья использовал технику шабдабхеди (стрельба из лука в цель, которая находится там, откуда прозвучал звук).
Арджуна стал завидовать исключительным умениям Экалавьи и особенно его способности использовать технику шабдабхеди. Экалавья склонился перед Дроначарьей, которого считал своим гуру. Арджуну охватили гнев и зависть, и он сказал: «Ты обещал мне, что никого, кроме меня, не будешь обучать технике шабдабхеди. Я искренне поверил тебе».
Дроначарья ответил: «Я — не гуру Экалавьи, и я не учил его этой технике. Ты можешь спросить у него самого». Когда Экалавью спросили об этом, он ответил: «Это правда, что Дроначарья отказался обучать меня стрельбе из лука. Но я принял его своим гуру, постоянно размышлял о нём, и таким образом обучился стрельбе из лука, а также технике шабдабхеди». Слова Экалавьи зажгли в Арджуне пламя зависти. Он хотел, чтобы в мире не было никого, кто мог бы лучше его стрелять из лука. Он хотел каким-то образом обессилить Экалавью. Поэтому он побудил гуру Дроначарью попросить у Экалавьи гуру дакшину (подношение гуру, которое делает ученик в залог своей благодарности за полученные умения).
Подчинившись желанию Арджуны, Дроначарья спросил у Экалавьи: «Какую гуру дакшину ты приготовил для меня?» Тогда Арджуна высказал Дроначарье хитрое предложение: «Экалавья только что сказал, что он научился этому у тебя, так как считал тебя своим гуру. Поэтому именно тебе следует помешать ему стать лучшим лучником». Тогда Дроначарья попросил у своего ученика Экалавьи необычную гуру дакшину — правый палец Экалавьи.
Экалавья немедленно отрубил правый палец
И отдал его Дроначарье в качестве гуру дакшины.
Когда он отрубил правый палец и преподнес его своему гуру,
То больше не мог удерживать лук.
(стихотворение на телугу)
Аджуна был очень счастлив, так как знал, что больше никто не сможет превзойти его в стрельбе из лука, и особенно в технике шабдабхеди. С того момента Экалавья никогда больше не брал лук и стрелы. Он совершенно не печалился из-за того, что утратил свои умения. Он даже чувствовал себя совершенно счастливым от того, что смог выполнить желание гуру. Так великий лучник навсегда лишился своих умений из-за зависти другого великого лучника. Арджуна теперь мог дальше следовать по жизни с возросшим эго и мыслью о своей непобедимости.
Иногда глубокое внутреннее значение некоторых шлок великих текстов Бхагавад Гиты могут быть раскрыты человеку его внутренним голосом, исходящим из сердца. На самом деле, это и есть истинное поучение. Шиврадж Патал благодаря своей глубокой преданности смог проникнуть в свой внутренний источник и перевести Бхагавад Гиту на другие языки. Вот почему перевод Бхагавад Гиты является великой работой. Принцип Атмататтвы можно осознать только тогда, когда человек сможет отбросить представление о «я» и «моём».
Сегодня многие люди прилагают усилия для того, чтобы осознать Атмататтву. Но их усилия не приносят успеха, так как они не способны отказаться от представления о «себе» и «своём». На самом деле это представление является препятствием на пути к достижению реализации. Прежде всего, человек должен устранить эгоизм. Тогда он достигнет реализации. Крест, символ христианства, означает устранение эго. Эгоистическое представление о себе — это основная причина всех печалей, беспокойств и трудностей. Человек должен осознать эту истину. Необходимо также отбросить собственнические чувства.
Когда у учителя развивается чувство: «Всё это мои ученики», — тогда возрастает эго. Поэтому представление о «я» и «моём» должно быть устранено. Только тогда можно осознать принцип Атмататтвы.
Шиврадж Патил приезжает к Свами в течение последних тридцати лет. Первый раз он получилдаршан Свами в доме С.В. Чавана. С того времени они вместе приезжают к Свами. Так он развил глубокую преданность Свами. Со временем Шиврадж Патил стал министром в правительстве штата Махараштра. После этого он поехал в Дели и стал министром правительства страны. Так благодаря милости Свами, своему упорному труду и искренности он поднимался по служебной лестнице. Он никогда не стремился занимать высокое положение в обществе. Даже когда Свами спрашивал его, чего он хочет, Шиврадж Патил уклонялся от ответа. Будучи министром правительства, он обрел хорошую репутацию.
Человек должен развить веру в Бога и веру в себя. Вера в себя приносит удовлетворенность, развивает дух жертвенности и помогает достичь самореализации. «Бхагавад Гита» — это очень священный текст. Это поистине дыхание Бога. Человек, прежде всего, должен развить веру. Даже демоны поклоняются Богу. Но их действия имеют демоническую природу. Человек может обрести покой только тогда, когда он разовьет веру в Бога и посвятит Ему свои действия. Вы можете изучить любое количество книг и священных текстов. Вы даже можете читать лекции на эти темы. Но это не принесет вам пользу. То, что вы применяете на практике, становится частью вас.
На пути достижения самореализации существует три ступени: вера в себя, удовлетворённость и жертвенность. Там, где есть эти три качества, там присутствует пурнатхва (полнота). Во времяпурнимы (полнолуния) луна освящает мир мягким светом. Истина проявляется там, где есть единство мысли, слова и дела. Высказывать свои мысли и читать лекции о принципах учения, не применяя их не практике — это пустая риторика. Это равнозначно лжи. Такой человек никогда не сможет достичь совершенства. Шиврадж Патал — не такой человек. Он пережил истину и выразил свои мысли в книге. Вот почему его книга имееет хорошие отзывы и принесла ему большое удовлетворение.
Я надеюсь, что все студенты относятся к своим учителям так, как те научили их. Простое чтение книг не принесёт пользу. Между учителями и студентами должно быть тесное взаимодействие. Такое общение подобно позитивному и негативному полюсу, объединенным вместе. Студенты должны развивать близкие отношения со своими родителями. Они должны любить родителей и следовать их указаниям. Только тогда они достигнут успеха в жизни.
Последняя шлока Бхагавад Гиты звучит так:
Ятра Йогешвара Кришно ятра партхо дханурдхарах
Татхра шривиджайо бхутир дхрува неетирматхир мама.
(шлока на санскрите)
Богатство, победа, слава и нравственность находятся там,
Где есть Кришна, Господь Йоги, и Арджуна.
Суть Бхагавад Гиты заключена в этой шлоке.
Шиврадж Патил в своём переводе Бхагавад Гиты передал прекрасное и чудесное послание на благо всех людей. Мы можем читать такие возвышенные работы, и в этом заключается наша счастливая судьба. Люди пишут различные книги на разные темы, но книги, подобные этой, это редкость. Мы видим, как студенты ходят в библиотеку и читают книги, которые собраны там. Некоторых студентов интересуют духовные книги, а другие читают романы. Некоторые юноши хранят романы среди учебников или духовных книг и читают их с особым интересом. Они обманывают себя и других. Это не хорошо. Вот почему мы не храним такие книги в нашей библиотеке. Я уверен в том, что наших студентов не интересует подобный мусор. Их сердца чисты и священны. Наши студенты в основном хорошие юноши, они хорошо себя ведут. Но они молоды и поэтому их внимание иногда отвлекается. Но это временное явление, подобное проплывающим облакам. Для того чтобы не отвлекаться, студентам следует развивать силу ума.
Я хочу, чтобы наши студенты также написали хорошие учебные книги, а также книги на духовные темы (Свами позвал бывшего студента Гаури Шанкара, который в настоящее время работает на факультете физики в Университете Шри Сатья Саи, и представил его собравшимся). Этого юношу пригласили в Венгрию для того, чтобы он представил свою работу на международной конференции, проводимой Институтом ядерной физики. Все расходы на проезд и проживание в Венгрии оплатит Институт. У этого юноши хорошее поведение, и он высоко образован. Я хочу, чтобы все наши студенты получили такие приглашения из других Учреждений и Университетов Индии и зарубежных стран. Я буду очень счастлив, когда увижу, что вы принимаете участие в такой деятельности. Я уверен, что ваши родители также будут счастливы. Вы должны поделиться со всеми людьми всем тем, о чём вы прочитали и о чём узнали. Сегодня вы были свидетелями того, как раздавали книгу, написанную Шивраджем Патилом, в которой он высказал свои впечатления и написал комментарии к Бхагавад Гите. Несомненно, его книга будет интересна всем. Две наши студентки из института в Анантапуре получили очень хорошие оценки по физике и английскому языку. Их пригласили в Америку, все их расходы будут оплачены. Такие высокие академические достижения приносят доброе имя нашему Институту. Я счастлив.
Поделитесь с друзьями