Рассказывает Пукемов Александр Тимофеевич. Сотрудник издательского концерна Российской газеты в Саратове «Местное время», журналист журналов «Промышленность Поволжья» и «Транспорт Поволжья». Автор книг «Не может быть, а вдруг…», «Иная реальность».
Я закончил факультет журналистики Уральского Госуниверситета. На Урале мне посоветовали написать критическую статью о девушке принявшей православие, как священники привели ее в путы религии. Только я начал готовить материал, у меня пошли неприятности со здоровьем, по работе, в личной жизни. Интуиция подсказала мне отложить статью, и проблемы исчезли. Я стал думать о Боге, и не совершил греха святотатства, когда плохо говорят о Боге или о верующих в него. В узбекистанской газете «Правда Востока» возглавлял отдел по строительству, а перед отъездом в Саратов был главным редактором. Там я отказался писать заказную статью о членах партии посещающих мечеть. Как только борьба с духовностью прекратилась, я сделал материал с главой мусульман муфтием Бабахановым и владыкой Владимиром.
Постепенно я всерьез увлекся изотерическими знаниями. Стал знакомиться с людьми, обладающими необычными способностями. Общение с истинно высокодуховными людьми многое дает. Тоже открываются сверхспособности. Я подружился с членом отряда космонавтов, узбеком Салиджаном Шариповым. Он пожаловался на жизнь, на испытаниях погиб напарник, к нему относятся с недоверием, нет поддержки от президента Узбекистана. Я посмотрел на него и уверенно сказал: «У тебя на лбу написано, что ты полетишь в космос». Через полгода с мыса Канаверелл от него пришла открытка с автографами его и американских астронавтов, с которыми он слетал на «Шатле».
Еще за четыре года до путешествия в ашрам Сатья Саи Бабы я с большим интересом прочитал книгу американского автора Э. Мюррея об этой весьма необычной личности. Трудно было поверить, что вот так запросто Сатья Саи извлекает из воздуха различные предметы: четки, перстни, золотые кулоны. Запомнился эпизод, когда, в день рождения посетителя, Саи Баба подарил ему золотую десятидолларовую монету, отчеканенную в год рождения визитера. (Монета коллекционная. Ее и в Соединенных Штатах не часто встретишь).
Интересным было для меня наблюдать кадры видеосъемки, на которых Сатья Саи вытряхивал из узкогорлого кувшина священный пепел. Казалось, сосуд был бездонным. Уже образовалась солидная гора пепла, а он все сыпался и сыпался.
Для искушенного в современных эзотерических учениях человека имя Сатья Саи Бабы говорит очень много. Живя в индийской глубинке, вдали от туристских маршрутов, он привлекает к себе огромное число паломников, мечтающих хотя бы взглянуть на священного Аватара, а если посчастливится, то потрогать край его одежды, а может даже передать записку с заветным пожеланием. У людей, обращающихся к нему, существует стойкое убеждение, что если Сатья Саи письмо взял, пожелание исполнится. Есть люди, практикующие многочасовые медитации, имеющие целью мысленно пообщаться с ним.
Для меня такие незримые контакты, весьма модные сегодня среди любителей всего таинственного, явно не подходили. Я руководствовался старым правилом: «Наш человек словам не верит. Ему дай руками потрогать». Впрочем, согласен был и на то, чтобы хотя бы увидеть. Двигало мною не просто человеческое любопытство. К тому времени уже успел написать и выпустить ряд книг и статей, посвященные необычным феноменам вашего сознания и фактам, объяснение которым лежит пока за рамками нашего восприятия. Подсознательно я чувствовал, что феномен Сатья Саи Бабы — это отнюдь не цирковые фокусы, а нечто большее.
К Саи Бабе приезжают посмотреть не только на чудеса. Многих интересует его философская система взглядов. По имеющейся информации была на приеме у Саи Бабы супруга президента Казахстана С. А. Назарбаева. Приезжала к нему и Р. М. Горбачева. Видные государственные деятели из американской администрации, правительства Италии, других государств побывали здесь, не особенно афишируя свое присутствие.
Счастливым обстоятельством могу считать приглашение Министерства иностранных дел посетить Индию. Это как раз совпало с моим глубоким внутренним желанием увидеть Саи Бабу. Впрочем, его последователи считают, что дело не в том, хочешь ты увидеть Аватара или нет. Главное — хочет ли он? А если хочет, то он сам тебя вытащит. Например, один мой приятель, практикующий экстрасенсорное лечение, хотел поехать к Саи Бабе, но не было денег. И вдруг почти незнакомый человек приносит ему две тысячи долларов в подарок.
Мой честный друг, естественно засмущался. Но знающие люди объяснили: такие деньги брать можно. Может, для него это единственный способ отмыть грех прошлых жизней. Пока приятель раздумывал, его вдруг неожиданно попросили с арендуемой квартиры и как будто специально вся клиентура, которую он исцелял, куда-то подевалась. Словом, неожиданно для себя он вдруг оказался с одним чемоданом в руке на улице. Оставалось лишь взять билет до Дели и лететь. Что еще удивительно, паспорт у него был просрочен и ни один таможенник не имел право его пропустить. Но все прошло как по маслу. Ведь он летел к Саи Бабе.
В 1998 году я первый раз полетел в Индию по приглашению МИДа. Мой журналистский маршрут предполагал посещение Космического центра, знакомство с «компьютерной деревней», где пересекались многие каналы Интернета. Учитывая журналистские интересы, организаторы поездки предусмотрели интервью с руководителями самого разного ранга, учеными, деятелями культуры, влиятельными бизнесменами, политиками. Вот только, насчет встречи с Сатья Саи сразу предупредили:
— Мы не можем просить господина Сатья Саи Бабу, чтобы он кого-то принял. Он сам выбирает, с кем ему общаться. Вы туда приедете и, скорее всего, сможете его увидеть. Но вот что касается «поговорить», там ведь очень много людей со всех концов света. Месяцами ждут возможности пообщаться с ним.
Я не был в достаточной мере информирован об ашраме Саи Бабы и предполагал увидеть глубоко в джунглях уединенное жилище отшельника. Но перед моими глазами предстала иная картина. Прежде всего, это проложенные согласно замыслу Сатья Саи и на средства, пожертвованные ему хорошие дороги, водопровод длиной более чем в две тысячи километров. По нему перекачиваются сотни тысяч литров воды в самые засушливые районы. А мощные водоочистные сооружения! Все это забота Сатья Саи о местном населении.
В штате Андхра Прадеш проживает 27 миллионов человек. Здесь хватает и нищих и обездоленных. Но на том кусочке земли, где расположился ашрам, сразу видно, что люди живут в довольстве и достатке. Бесплатные школы, колледжи и университет обучают молодежь по системе общечеловеческих ценностей. Сама атмосфера жизни здесь, четкие нравственные установки заставляют людей работать с удовольствием и полной отдачей.
Именно это я увидел в медицинском центре Саи Бабы. Оснащенный по последнему слову техники, он буквально напичкан современной компьютерной аппаратурой. Здесь я встретил женщин в сари. Волонтеры, они на добровольной основе помогают медикам выхаживать тяжелобольных.
В холле медицинского центра большая доска, на которой золотом начертаны имена тех, кто сделал пожертвования на это чудо здравоохранения. Здесь даже не может идти речи о взятке за операцию или какой-либо попытке отблагодарить. Срабатывает кодекс моральных принципов Сатья Саи. Ведь именно он отказывается от всякого рода приношений. Сила примера дает свои результаты. Ученики, стремясь быть достойными своего учителя, проявляют подлинное бескорыстие: скромно питаются, живут непритязательно. И эта скромность отнюдь не показная. Корыстные намерения могут возникнуть в отношении людей богатых, но надо было видеть пациентов этого медицинского учреждения. В массе своей это люди, пришедшие издалека. Возможно, у них даже не было денег на дорогу. Смотришь на лицо, испещренное морщинами, натруженные в мозолях руки, худое тело и понимаешь, какое благо для него сохранить надежду на исцеление в этом благословенном уголке. Ведь чем он сможет расплатиться, если в доме даже замка нет, потому как, и красть-то нечего. А на теле лишь набедренная повязка, которую носит не один год. Откуда у него возьмется хоть одна лишняя рупия.
В этом чудо-центре человек по сути дела получает единственный, реальный шанс на жизнь. Ну, а как может быть иначе, если бедный крестьянин из глухого села нуждается в операции на сердце, которая стоит десятки тысяч долларов. Я видел маленьких детей, дышащих с помощью специальных кислородных аппаратов, бедную мать семейства, получающую специальные дорогостоящие процедуры в барокамере.
Благодаря таким личностям как Саи Баба в глубинах Индии зреет и развивается программа социальной помощи обездоленным, решаются вопросы для тех людей, до которых не доходит помощь государства. И это очень важно с нравственной точки зрения, когда бескорыстие становится нормой жизни.
Благотворительная помощь выражается не только в материальных благах. Здесь, в ашраме, дети получают бесплатное образование. Если учесть, сколько жителей этой страны, живущих в сельской глуши, не умеют ни читать, ни писать, можно оценить то великое благо, которое получают эти подростки. При этом им не навязывают какую-либо религию. В ашрам Сатья Саи одинаково уютно чувствуют себя и мусульманин, и индуист, и христианин, и буддист.
Пожалуй, самое замечательное архитектурное сооружение в ашраме — это храм всех религий. Сюда собираются на традиционные медитации, лекции религиозно-философского содержания, беседы, праздничные мероприятия. В ходу английская, французская, немецкая, итальянская речь.
Как гостя, меня проводили вместе с переводчиком Ганешом Халой, работавшим атташе МИДа Индии, в небольшую комнату для отдыха. Там покормили вегетарианской пищей, предложили снять обувь (в ашраме принято ходить босиком) и попросили оставить фотоаппарат и видеокамеру. На последнюю просьбу я согласился с большой неохотой, так как очень рассчитывал запечатлеть хоть какие-то моменты пребывания в ашраме не только в памяти.
Ближе к трем часам дня Сатья Саи имел обыкновение выходить на большую площадку, где собиралось до нескольких тысяч человек. Рядом со мной сидели подростки. Они разложили на полу орехи и разные сладости в расчете на то, что Саи Баба освятит их. И хотя эти мальчики учились здесь и не один раз видели Сатья Саи, чувствовалось, как они сильно волновались. Таково было влияние этой личности. Заметно нервничал и я. Так хотелось поближе увидеть того, чье имя еще при жизни обросло легендами. Одна из них повествовала о том, как Саи Баба помог посадить неисправный самолет и усилием своей мысли предотвратил неизбежную аварию.
И вот вдали я увидел фигуру в оранжевом одеянии. Он двигался неторопливо. По пути собирал письма. Кого-то ласково потрепал по плечу, шутливо похлопал по спине. Как потом мне рассказывал один из гостей ашрама, у него сильно болел позвоночник. Сказывалась старая травма. Так вот, такое похлопывание не только сняло боль, но и полностью исцелило его. Когда Сатья Саи приблизился ко мне, я явственно увидел голубоватое свечение вокруг его густой шапки волос. И ведь что любопытно, раньше ауру я никогда не наблюдал, как ни напрягался. Проходя мимо меня, он рассеянно произнес: «Russian». Потом вернулся и предложил пойти за ним в комнату. По пути я с трудом объяснил, что у меня очень плохой английский и переводчик Ганеш мог бы очень помочь. Саи Бабу это вполне устроило. Разговор начался с того, что он самым подробным образом рассказал о перипетиях моей семейной жизни. Что у меня есть первая жена, которая живет отдельно. У тебя есть вторая жена и дочь, которые живут отдельно. У тебя есть сын, который живет с тобой. Не беспокойся о нем, все будет хорошо. Если даже предположить, что от индийских мидовцев Сатьи Саи мог узнать о том, что содержится в кратком биографическом досье, то о совершенно личностных деталях жизни не знал никто, кроме меня. А Сатья Саи совершенно свободно излагал мой жизненный путь, как будто мы были знакомы тысячу лет. При этом он не смотрел на меня. Опытные гадалки по выражению ваших глаз, малейшему изменению лицевых мышц определяют правильно или неправильно они говорят. И в зависимости от этого меняют тактику угадывания.
Саи Баба говорил практически без пауз. Это был свободный поток сознания. И при этом ни одной ошибки, во всем, что касалось моего довольно запутанного жизненного пути. Он говорил на английском и Ганеш едва успевал его переводить на русский. Но вдруг в каком-то месте Саи Баба остановился.
— Ты неправильно переводишь. Я сказал, что господину Пукемову не будет очень плохо, а будут лишь некоторые трудности, которые он преодолеет.
(До сих пор трудно понять, как он мог предвидеть ситуацию, сложившуюся 16 февраля 1999 года, когда я пришел на совещание в здание кабинета министров Узбекистана, которое хотели взорвать террористы. Ожидая приход президента Каримова, они все четко спланировали. Подаренный Саи Бабой перстень подал мне какие-то импульсы, мгновенно бросился в новом парадном костюме на пол, и осколки огромного витражного стекла в зале заседаний пролетели над головой. А ведь замешкайся хоть на секунду, не сносить головы.)
— А, в общем-то, судьба у него должна сложиться хорошо, — поощрительно улыбнувшись, похлопал меня по плечу Саи Баба.
Странно, не зная русского языка, он совершенно точно уловил неправильность перевода. Саи Баба легко читал чужие мысли. И здесь языкового барьера для него практически не существовало. Я себя невольно поймал на том, что начинаю понимать язык Сатья Саи. Он легко умел доносить все, что ему нужно до любого собеседника. По ходу разговора высказал пожелание воспользоваться видеокамерой и фотоаппаратом. Он позвал одного из своих людей.
— Этому человеку, — показал он на меня, — можно снимать, что он пожелает. Не знаю уж, почему я вызвал у него такое доверие, но это было приятно. В общей сложности встреча продолжалась около часа. Мне он показался одним кратким мгновением. В ходе беседы, было много личного. Саи Баба уверенно заглянул в мое будущее и как-то успокоил меня. В какой-то момент он протянул мне руку и из нее посыпался священный пепел, который в Индии называют «вибхути». Я так и не понял, откуда он берется. Но совершенно уверен, что это не трюк. Ведь этот же пепел он сыпал и Ганешу. Тогда я со стороны мог наблюдать совершенно фантастическое явление.
— А хочешь, дам тебе перстень?— спросил он. Не дожидаясь ответа, пошарил где-то в пространстве и извлек буквально из воздуха золотой перстень, в котором таинственно мерцали драгоценные камни.
— Они символизируют девять планет Солнечной системы, — пояснил Саи Баба. Потом хитро улыбнулся.
— А может, хочешь перстень с одним камнем?
— Да, это было бы интересно. Он мотнул перстнем в воздухе и вот в его руке перстень с большим изумрудом.
— Нет, — вздохнул Саи Баба, — тебе все же нужен перстень с девятью камнями.
И произведя обратную метаморфозу, одел прежний перстень на безымянный палец правой руки. Удивительно, что он пришелся безо всякой примерки точно по размеру. При этом Саи Баба заметил.
— Не снимай его. Это постоянная связь со мной. Он будет защищать тебя. Потом он точно так же извлек из воздуха перстень с совершенно необычным самоцветом для Ганеша.
— А можно мне получить такой же перстень, как у господина Пукемова? — попросил тот.
— Нет, — ответил Сатья Саи, — каждый получает то, что ему положено.
Когда мы фотографировались, я хотел как-то выпятить, показать подарок Саи Бабы, но тот осадил меня.
— Не надо хвастаться тем, чем владеешь, особенно этим! Он указал на перстень, дав четко понять, что отнюдь не для удовлетворения собственного тщеславия реализуются в том мире различного рода чудеса. Недоверчивый материалист может предположить, что Сатья Саи произвел цирковые трюки. Но давайте подумаем, зачем тому, кто искренне и честно столько делает для людей, позволять себе мелкое плутовство. Если сделать такое допущение о возможности обмана мгновенно рассыплется целостное представление о личности. Это будет противоречить самой правде жизни.
Готовя материал о Саи Бабе, я добросовестно обращался к различного рода источникам. Не обходил и критическую информацию. Например, в книге «Индуизм. Традиции и современность» один из авторов некто Б. Клюев откровенно претенциозно со старых советских позиций «громит чудотворца», утверждая, что якобы, разочарованные и обманутые в своих ожиданиях граждане все чаще выступают с заявлениями, обвиняя его в обмане.
Кроме того, Саи Баба, по мнению того же автора, несколько подорвал свою репутацию, отказавшись от предложения общества рационалистов, основанного в целях разоблачения шарлатанов-йогов, показать свои чудеса в лабораторных условиях в присутствии группы ученых.
Но давайте разберемся, встав на точку зрения автора, старающегося изо всех сил выглядеть дотошным и принципиальным. Как мог Саи Баба обмануть своих последователей? Ведь он не банкир и не коммерсант. Не дает денег в рост и не придумывает финансовых пирамид. Он не торгует чудесами, а лишь убеждает человека, что вера в Бога поможет ему. А уж хочет тот верить или нет, это его выбор. И тут, сами понимаете, не на кого обижаться.
Это очень общий разговор на традиционно пропагандистскую тему — развенчание очередного культа. Похоже, эту же цель преследовали и организаторы «лабораторного опыта», заведомо обвиняя испытуемого в хитрости. Разумеется, предложение проверки способностей от людей предвзятых, настроенных на разоблачение, а не на серьезный анализ, Сатья Саи отверг, как оскорбляющее его личность.
Навязчивыми и бесцеремонными выглядят порой эти попытки «с научной точки зрения» проверить то, что сегодня наука, к сожалению, объяснить не в состоянии. Да и в какой, скажите, докторской диссертации можно найти ссылки ни связь сверхъестественных способностей с нравственным миром. В то же время, Саи Баба сотрудничал с учеными американской Академии парапсихологии. Способности Саи Бабы к телепатии зафиксированы в их отчете. Смею утверждать, что, обращаясь к темам экстрасенсорного целительства и предвидения при подготовке журнальных и газетных публикаций, я фиксировал факты, когда человек неожиданно терял свои способности только потому, что, проявлял неуемный интерес к деньгам, и брал с клиентов больше, чем они могли дать. Так же сурово Божественное провидение наказывало и обман.
Интересным открытием для меня было мнение о Саи Бабе всемирно известной пророчицы Ванги. Оказывается, она очень уважала и тепло отзывалась о Сатья Саи. Ванга утверждала, что он приходил к ней, общался, разговаривал. Это действительно чудо, которое нужно принять таким, какое оно есть. Между такими личностями прослеживается глубокое родство душ, внутренние духовные связи. И чтобы не писали журналисты и литераторы, они ведут свой «гамбургский счет», ставят свои оценки. И их не подчистишь, как отметки в школьном журнале. И все наносное, что говорят об этих людях, все равно к ним не пристанет. А останется лишь та основа, что позволила через века донести до нас знания древних.
Думаю, что особый дар Саи Бабы тесно связан с его высокими нравственными качествами. Проявляется это как в крупном, так и в мелочах. Я предложил ему в подарок свою книгу.
— Нет, нет, — ответил он, — брать не буду, но подписать могу.
И тут же оставил свой автограф с личным пожеланием.
— Тогда возьмите на память керамическую статуэтку, выполнённую народными узбекскими мастерами.
— Я не маленький мальчик, — ответил он, — я могу взять все, что мне нужно вот так.
И он демонстративно показал, как может в разных точках пространства извлекать различные драгоценности и все что он пожелает. Наивно предполагать, что личность такого масштаба, легенды о которой гуляют по всему земному шару, будет заниматься розыгрышем какого-то журналиста, приехавшего сюда за тридевять земель.
Мне легче объяснить этот феномен как чудо, умение проникать в иные измерения, (их существования не оспаривают и самые видные ученые) путешествовать не только в пространстве, но и во времени, чудо, которое, может, объяснят через сто лет. А, может и не объяснят, потому как пора нам примириться с той мыслью, что в нашей жизни есть место чуду.
И если меня спросят: «Настоящий ли у тебя этот перстень?» Я отвечу: «Нет, конечно, он не настоящий… он волшебный». Оно помогает мне лучше осознать то, чего за границами нашего сознания есть гигантский мир, целый космос. И в этом космическом мире тоже можно найти свою гармонию, найти то, что так нам не хватает с детских лет, веру в добро и справедливость, веру в то, что эти высокие понятия вознаграждаются и имеют прямую связь со всем, что мы делаем. Рассматривая перстень, я обратил внимание, что камни как бы впаяны в металл без оправы. Золото на печатке не совсем отшлифовано, но из-за этого его многочисленные грани дают более сильное отражение и блеск. Можно сделать совершенно фантастическое предположение, что у Сатья Саи спрятана где-то в горах или под землей маленькая ювелирная фабрика, на которой мастера денно и нощно изготовляют сувениры. Но думаю, как бы она не была законспирирована, слухи о таком производстве непременно разошлись бы по округе. Ведь не зря говорят: «Нет ничего тайного, чтобы не стало явным». Можно недолго обманывать большое количество людей, или долго небольшое, но невозможно долго обманывать много людей.
Есть несколько версий фантастических способностей Саи Бабы. Можно предположить, что это личность из будущего попала в наше время, и пытается личным примером показать нам истинные, нравственные нормы жизни, при которых даже самая верхняя планка не покажется высокой.
Версия вторая: пришелец из иных миров приучает нас к явлению чуда, исподволь убеждает, что в этом мире есть не только материальная основа и он гораздо сложнее, чем его представляют некоторые ученые.
Когда мы с Саи Бабой обсуждали природу чудес, совершаемых им, он спросил меня.
— Ну, а сам ты, что обо всем этом думаешь?
— У вас особая связь с космосом? — спросил я. Он утвердительно кивнул головой, словно я сдал какой-то большой экзамен.
Может, через несколько десятков лет и будет дан ответ об истоках необыкновенных способностей этой поистине фантастической личности.
Его взгляд представляет для меня, пожалуй, самую сложную загадку. Он смотрит совсем не как гипнотизер, пытаясь заворожить вас. Нет, взгляд вроде рассеянный, ушедший в себя. Но вот на короткий миг он всматривается в тебя. И ты чувствуешь огромное желание открыться, поведать самое сокровенное, понимая, что именно ему можно доверять. При этом не произносишь ни слова. И так ясно, что он поймет и неизреченное.
Казалось бы, что означает один час общения. Но в том-то и феномен Саи Бабы, что он умеет спрессовывать время. Все эти драгоценные минуты, он держал меня за руку. Убежден, что в данном случае это был великолепный, неизвестный мне ранее способ передачи информации, при котором не нужно никаких, слов. В комнате было довольно прохладно. Но я вдруг почувствовал, как капля пота стекает по щеке. Это была сила его энергетики. Кому-то это покажется странным. В дальнейшем я видел видеозаписи выступлений Саи Бабы, но многое из того, что он говорил, было мне уже знакомо, в том числе и совершенно новые и оригинальные мысли и идеи. Они уже сидели где-то в уголке моего сознания. Но теперь обрели словесное очертание. Можно предположить, что Саи Баба каким-то особым образом передавал свои мысли, не пользуясь словесной оболочкой. Чтобы понять его надо хотя бы на короткий миг разучиться думать, создать ту пустоту, вакуум в своем сознании, который позволит овладеть информационным потоком не облеченным в словесные формы. Возможно, здесь пригодится медитация, пограничное состояние сознания, молитва или что-нибудь еще. По своим взглядам я продолжаю быть православным человеком. К сожалению, каждая религия больше занимается самоутверждением, говорит, что она самая истинная. Все, что связано с Саи Бабой, это не религия.
Чудеса Саи Бабы необходимо понимать в контексте его гигантской философской базы, которую он закладывает и связанную с нашим духовным, нравственным путем. Нужно, прежде всего, воспринимать Саи Бабу как величайшего философа-мыслителя современности.
Присылайте свой рассказ
Мы собираем рассказы очевидцев и путешественников в ашрам. Для многих рассказы — возможность прикоснуться к живому опыту общения со Свами, приблизиться к нему. Поделитесь своей историей, присылайте рассказ в редакцию сайта по почте mail@sathyasai.ru.
Поделитесь с друзьями